Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Этап | Действия учителя | УУД |
1.Мотивация | Прошла перемена , Услышан звонок. Пора поскорее начать наш урок. Все мы в ожидании… Начала задания. -Запишем число, классная работа. | Регулятивные (Р): Нацеливание на успешную деятельность Личностные (Л): Положительное отношение к процессу знаний Коммуникативные (К): Формирование умения слушать и слышать |
2.Проверка домашнего задания | Расскажите соседу: - Какие существительные относятся к 1- му склонению? - Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа? - Как определить склонение существительного в любом другом падеже? | Р.: самоконтроль П.: обобщение К.: полное и точное выражение своих мыслей |
3. Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания. Ученье – лучшее богатство. - Как вы понимаете смысл пословицы. - Поставьте ударение в словах: свёкла, торты ,красивее, каталог 2.Письмо по памяти Лежат на качелях два жёлтых листка, И ветер качели качает слегка. (Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.) — Подчеркните орфограммы в словах. — Выпишите однокоренные слова и запишите ещё два слова с этим корнем. — Подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения. Укажите части речи. — Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа? Определите падеж этого имени существительного. | Р.: волевая саморегуляция П.: анализ, квалификация К.: создание ситуации для обсуждения, полное и точное выражение своих мыслей |
4. Самоопределение к деятельности | — Рассмотрите таблицу. И. п. | юноша, семья | дождь, лето | Р. п. | юноши, семьи | дождя, лета | Д. п. | юноше, семье | дождю, лету | В. п. | юношу, семью | дождь, лето | Т.п. | юношей, семьёй | дождём, летом | П. п. | о юноше, о семье | о дожде, о лете | — Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. — Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. — К какому склонению они относятся? — Как вы определили? — Назовите грамматические признаки второй группы слов. — Назовите их окончания в начальной форме. - К какому склонению относятся эти существительные? (Ответы детей.) - Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника. - Сформулируйте задачи урока. | Р.: саморегуляция, контроль, коррекция П.: построение логической цепи рассуждений К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5. Работа по учебнику | Работа по учебнику Упр. 162 (с. 93). - Прочитайте пары слов. - Чем похожи слова каждой пары? - Чем они отличаются? - Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.) - У каких существительных нулевое окончание? - Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». - Какие существительные мы записали при выполнении упражнения? Упр. 163 (с. 93). - Рассмотрите образец. - Назовите грамматические признаки первого слова в паре - Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. - Что вы можете сказать о втором слове? - Назовите грамматические признаки этого имени существительного. - Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Комментированное письмо.) - Что вы можете сказать об этих словах? - Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. - Разберите по составу слово горох. - Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? | Р.: учебно-познавательный интерес П.: структурирование знаний К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
6. Релаксация. | Выполнение гимнастики для глаз. | Л: снятие утомляемости, поддержание эмоционального настроя |
6 Самостоятельная работа | Выборочный словарный диктант — Выпишите имена существительные: вариант 1 — 1-го склонения, вариант 2 — 2-го склонения. Капуста, яблоко, помидор, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, молоток, лопата, топор, воскресенье, машина, вагон, автобус, трамвай, корабль, капитан, неделя, ворона, соловей, дятел, корова, собака, человек, календарь. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: Осуществлять контроль. |
8. Закрепление изученного | 1. Работа по учебнику Упр. 164 (с. 94). — Прочитайте стихотворение. — Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? — Какие ещё слова выделены в стихотворении? — Найдите в толковом словаре значение этих слов. — Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка | Р.: учебно-познавательный интерес, контроль, коррекция П.: структурирование знаний К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
9. Рефлексия | - Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род. В магазине, на базаре И в буфете, наконец, Всюду, где бы ни бывали, Вас встречает продавец. Он продаст кефир старушке И свисток озорнику, Ленту яркую девчушке И ватрушку толстяку. | П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
10. Инструктаж домашнего задания | Домашнее задание ( на выбор учащихся) 1 уровень Выписать из текста имена существительные 1-го и 2-го склонения , выделить окончание. В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей. 2 уровень Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание. Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.) Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… . | |
11. Подведение итога урока | - Что нового вы узнали сегодня на уроке - Какие умения и навыки приобрели? - С пользой ли прошел урок?
| Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать |