Технологическая карта урока
Предмет, класс | Русский язык, 2 класс |
УМК, автор программы | В.П. Канакина, В.Г.Горецкий |
Учитель | Коврина Т.А. |
Тема урока, № урока в рабочей программе | №43 Проверяемые безударные гласные в корне слова |
Цель урока | Способствовать формированию у учащихся умения распознавать формы одних и тех же слов и однокоренные слова |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных в слове | совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах | Воспитывать внимательное отношение к слову, аккуратность. |
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД |
| Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять ударную и безударную гласную; находить в словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово; писать слова с безударным гласным и объяснять их правописание; получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова или подбора однокоренного. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять. |
Методическое обоснование урока | Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой1), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные. На этапе рефлексии используется приём «Покорение горной вершины» как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме. |
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | | Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
| Учебник – с. 93-95; Рабочая тетрадь | Презентация | | Мультимедийный компьютер |
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Создание проблемной ситуации | Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей удивление и интерес к новой теме. В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. | Приветствует учащихся Проверяет готовность к уроку Предлагает детям загадку У нее глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. Сова Какое задание приготовила сова? Минутка чистописания С С С с с с С сса со сы си су сэ Прочитайте запись и подумайте: можно ли это назвать предложением?
Составьте предложение
Обозначьте ударный и безударный гласный в слове сова - Какой звук слышим на месте безударной гласной О?
| Записывают число, вид работы Прописывают образцы в тетради Чтение со слайда Составление предложений и запись их в тетрадь (Работа в парах) Самопроверка Обозначение звука над буквой О Вывод: безударным гласным на письме доверять нельзя |
2. Формулирование проблемы | Постановка учебной задачи Постановка учебной цели урока | - Чему сегодня посвятим урок? Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах Какие учебные задачи поставим перед собой? | |
3. Выдвижение версии решения проблемы | Учащиеся предлагают версии решения проблемы, принимаются и абсурдные варианты | Предположите, как можно «убежать» от ошибок в тетради? | |
4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности. | Используются либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества), либо подводящий диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики) | Назовите следующую иллюстрацию
- Что произошло с безударной гласной? - Почему безударная гласная стала ударной? - Что мы сделали со словом? | Участвуют в проблемном диалоге |
5. Поиск решения (открытие нового знания) | Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. | Вам представлен текст. Но некоторые буквы обозначены звуком. Решите в группе, какую букву нужно выбрать (из упр 141) Гусей кр[И]кливых караван Т[И]нулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Ст[А]ял н[А]ябрь уж у дв[А]ра. Работа с учебником стр. 93, упр. 142 Физминутка | Групповая работа Проверка по учебнику стр.93. упр 141 Выполняют движения для снятия статического напряжения |
6. Выражение решения. | Обобщают, делают вывод по проблеме. | Стр.93 – чтение информации о формах слова и однокоренных словах Для чего нужно уметь изменять форму слова или подбирать однокоренные слова? | Фронтальная беседа Разграничивают однокоренные слова и формы оного и того же слова |
7. Применение нового знания | Создание условий для применения полученных знаний | Стр. 94, упр.144 Д…ждь – д…жди, …. У каждого слова пары есть своё «имя» На доске: Проверочное Поверяемое - Что означает каждое слово? Стр. 95- правило | Работа с комментированием Запись слов по образцу Фронтальная беседа |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Домашнее задание | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Какую учебную задачу ставили в начале урока? - Какой вывод о гласных сделаете? Оцените свою деятельность на уроке: 1 - поднялся на гору №1 2 – гора №2 3 – гора №3 - Что особенно было трудно? - Как преодолеть трудности? Упр . 145 | Фронтальная беседа Безударным гласным доверять нельзя. Самооценивание Запись задания в дневник |
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.
На этапе рефлексии используется приём «Покорение горной вершины» как эффективный способ синтеза и обобщения полученных знаний, отражения личностного отношения обучающихся к изучаемой теме.