Актуализация знаний. | Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг у нас в гостях - Мудрейший человек и мастер слова. -Что это за писатель? (показ портрета). Л.Н.Толстой – граф, русский писатель Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. Первый его романом "Детство. Отрочество. Юность". Показ книг рассказов Л.Н. Толстого. -Откройте учебник на стр. 161 и прочитайте название первого произведения. -Кто знает, что такое быль? -Что означает слово прыжок? -Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение? - Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок. Но мы пока не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем его причину. - А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? - Прочитаем рассказ Л. Толстого «Прыжок» и узнаем, какой смысл вложил автор в слово-название, о чем он хотел нам рассказать. Первичное восприятие. Читают рассказ «Прыжок». -Верным ли было наше предположение? -Назовите жанр произведения? -От чьего имени ведется повествование? -Назовите главных героев. -Прочитайте первые два абзаца. Где происходят события? -Что такое палуба? -Прочитайте предложения, в которых описывается поведение обезьяны. -Действительно, для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»? -Почему поступок обезьяны вызвал у мальчика замешательство? Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны. Что такое мачта? (высокий столб, часть парусного вооружения судна). -А какие слова помогают представить, что стал делать мальчик? -Что означает выражение «разобрал задор»? Вы правы, мальчика охватила возбужденность, горячность, несдержанность. -Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия? Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад. Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе? В какой момент и откуда вышел капитан? -Какой момент самый напряженный в рассказе? -А почему отец решился на такой поступок? - Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына? Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка. -Как автор передает напряженность момента? Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик. Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним. -Какие чувства вызывает у тебя поступок отца? -А что вы чувствовали, когда читали эту часть? Прочитайте последний абзац. Почему капитан закричал и убежал, ведь сын остался жив? | Л.Н. Толстой. Читают. «Прыжок» Событие, происходившее в действительности. Быстрое перемещение тела с отталкиванием от какой-либо точки опоры. Да. Не всегда, ведь прыжки бывают разные. Мы не совсем точно сделали предположение. Это был опасный прыжок. Это рассказ. Повествование ведется от имени автора. Главные герои – мальчик и обезьяна, капитан тоже главный герой События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой. Сплошное горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи… Обезьяна шалила еще больше, стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться. Потому что он не знал как себя вести. - Дразнила, опять подманила, взобралась выше, корчилась, показывала зубы, радовалась, повесила шляпу. -Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал. -проявил возбужденность. Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно. «Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет.» Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына. У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь. Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть. Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой. Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех. Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут. Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости. Почувствовал сильное волнение и тревогу. Капитан перенес сильное потрясение и нервное напряжение. Он убежал, чтобы никто не видел его слез. Капитан всегда должен быть выдержанным, смелым и мужественным. | формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией |