I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (4 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; | Осознанно входят в пространство учебной деятельности. Вспоминают пословицы об учении. | Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. | -Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли сегодня на урок чтения? Начните свой ответ со слов «Я хочу…» . -Давайте вспомним пословицы об ученье и труде. -Вам приятно будет узнать, что также как и вы думали очень известные люди- физик и изобретатель Эдисон. «Важнейшая задача цивилизации-научить человека мыслить.» Эдисон. | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Самоопределение, Смыслообразование. (Личностные) |
II. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели (Прогнозирование. Целеполагание.) (10 мин)(Работа по технологии продуктивного чтения) 1.Работа с текстом до чтения. Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. -организовать работу с выставкой книг. -организовать работу с фотовыставкой | Принимают проблемную ситуацию. С помощью учителя ставят цель урока. .С помощью учителя определяют имя писателя.Ролевая игра «библиотекарь» Работает группа РВС. Дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. Ролевая игра «экскурсовод по фотовыставке» | Создаёт условия для успешного формулирования цели урока учащимися. Создаёт условия для прогнозирования детьми имя автора произведения через выставку книг. Корректирует ответы детей. Создаёт условия для прогнозирования содержания произведения через иллюстративный ряд. Создаёт проблемную ситуацию. | -Вы сейчас самостоятельно поставили цели нашего урока. На доске: -познакомиться с…. -научиться читать…. -понимать смысл…. -отвечать на вопросы -рассуждать -МЫСЛИТЬ А сейчас мы попытаемся определить имя автора нового произведения.Для этого нам необходимо выбрать библиотекаря, который познакомит нас с выставкой книг. -Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия .Как вы думаете, скаким писателем мы сегодня познакомимся? -Верно. Это Л.Н. Толстой.Его книги переведены на многие языки мира. -Я приглашаю моих помощников, группу РВС Познакомьте нас с автором этого произведения. (Рассказ детей ) Для того, чтобы определить о чем мы будем сегодня читать (содержание произведения) нам надо выбрать экскурсовода по фотовыставке. -Расскажите, что вы видите на фотографиях. Делайте свои предположения. -Верно. Читать мы будем о пожилих людях,об отношении в семье к старым людям.Называется произведение «Старый дед и внучек».А если говорить глубже-рассуждать мы будем о таком сложном понятии как СТАРОСТЬ. | Уметь работать с книжной выставкой. Читать название книги и её автора. Уметь раскрыть тему задания в устном сообщении кратко и точно. Уметь работать над текстом до чтения. (прогнозировать содержание текста по выставке книг и по фотовыставке и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). | Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Изучение нового (Совместная деятельность по достижению цели) (15 мин) Цели: - организовать работу над понятием - организовать работу по поиску информации в словаре -организовать работу по иллюстрации 2.Работа с текстом во время чтения. -организовать работу над содержанием произведения -организовать работу по поиску информации в словаре | -Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт .Выводят самостоятельно понятие « старость» Ищут информацию в толковом словаре. Прогнозируют (предвосхищают) содержание текста по иллюстрации. Знакомятся с текстом. Работают с текстом по приёму ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста. Работают с Толковыми словарями разных авторов. Ищут ответы (строят предположения) на проблемные вопросы. Выполняют задания на выборочное чтение.Отвечают на вопросы по содержанию. Работают с текстом. | Создаёт условия для поиска нужной информации в толковом словаре. Организует работу по иллюстрации. Организует первичное чтение текста произведения. Ставит проблемный вопрос. Организует работу по формированию умений находить ответы на поставленные вопросы, используя текст. Создаёт ещё одну проблемную ситуацию. | -А как вы думаете, что такое старость , попробуйте дать своё определение. (ответы детей) -А теперь проверим наши предположения по словарю. Работает группа РВС: -разведай -выясни -сообщи (ответы детей по словарю) Откройте учебник , посмотрите на иллюстрацию. Давайте подумаем, какое это произведение по настроению? (ответы детей) А теперь наконец-то прочитаем это произведение и проверим, правы ли мы были. -Проверим наши предположения. Знакомство с текстом-первичное чтение. ЧТЕНИЕ С МАРКИРОВКОЙ. Взяли в руки карандаши. -Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Чем? Почему? -Понравилась ли вам эта семья? -Хотели бы вы быть членом такой семьи? -Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте найдё их определение в толковом словаре. ЛОХАНКА НЕВЕСТКА БРАНИТЬ СЛАЖИВАЕТ -Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься? -Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?. Вторичное чтение (осознанное) -Почему же дедушку не сажали за стол? Что и зачем мастерил Миша из дерева? -Почему его родители заплакали? Физкультминутка | Уметь определять настроение текста по иллюстрации к нему. Уметь читать текст выражая настроение. Уметь работать с толковым словарём. Знать принципы его построения. | Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст (РегулятивныеУУД) Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Л) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
IV. Закрепление нового 3.Работа с текстом после чтения. (10 мин) Цель: - -организовать работу с кластером -организовать работу в группах по творческим заданиям | Минутка перевоплощения. Ученик делает предположения по поставленному вопросу. Работают в группах по заданию.(собрать пословицы о семье и обьяснить их смысл) | Задаёт наводящие вопросы, способствует перевоплощению уч-ка. Открывает КЛАСТЕР на доске с основными понятиями. Создаёт новую проблемную ситуацию (подарки) Создаёт условия для успешной работы в группах. | -Как вы думаете, хорошо ли , уютно было дедушке в такой семье? Почему?. -А что надо сделать , чтобы старым людям было хорошо? Для этого проведём маленькое перевоплощение. (Один ученик выходит к доске) -Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка.Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего? (ролевое перевоплощение ученика и его предположения) На доске открывается:(решение главного вопроса-проблемы урока) уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание,поддержка, сострадание и самое главное- СЕМЬЯ) Работа в группах.- Вспомните правила работы в группах. «Знатоки народной мудрости» Задание: Соберите пословицы о семье ..Объясните их смысл.(На что и клад, когда в семье лад. Семья без детей, что цветок без запаха. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Кто родителей почитает вовек не умирает. Вся семья вместе и душа на месте. Детки-радость, детки же и горе. При солнышке тепло, а при матери добро.) | Уметь работать с пословицами. | Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД) |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цели: -организовать рефлексию: 1.настроения и эмоционального состояния 2.рефлексия деятельности и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Используют рефлексивный экран. Делают самооценку | Создаёт условия для рефлексивной деятельности. . Организует самооценку учебной деятельности. | -Считаете ли вы , что мы не напрасно провели эти минуты вместе? -Зачем нам нужен был этот урок? Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.(Рефлексивный экран) -Покажите с помощью цветных карточек, каким на ваш взгляд получился урок по цвету? | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке (Личностные УУД). |