в соответствии ФГОС.
Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Ч.2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - ч.2, с. 52-55
Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. Ч.2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - ч.2, с.24, № 22
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. | Прозвенел звонок веселый, Все готовы? Все готово! Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь! - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. | Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. | Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; | Устный опрос |
1.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе. | Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих,птицах, насекомых). - Ребята, у вас на партах лежат конверты, а в них карточки,достаньте их, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные) В конвертах карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь), насекомых (муха, пчела, бабочка). Распределите животных на группы, выделяя существенные признаки каждой группы. (Работа в парах). - Проверьте свою работу. (Учитель показывает слайд) - Назовите, характерные признаки каждой группы. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья . Число ног – 6, 3 части тела, у них крылышки и чувствительные усики). -Ребята, у меня есть ещё одна картинка. (Учитель показывает картинку с изображением рыбы). Как вы думаете, к какой группе животных можно отнести карася? -Докажите, что карась не является представителем класса млекопитающих, насекомых и птиц. ( Высказывания обучающихся ) |
Рассматривают изображения карточек на доске, называют объекты одним словом.
Распределяют животных на 3 группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (карась) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам, ни к насекомым. | Л: формирование положительной мотивации П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера, умение строить монологические высказывания | Выполнение задания. Устные ответы. Самоконтроль. |
2.Введение в тему урока Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Догадались ли вы, какова тема нашего урока? (Группа животных - рыбы) - Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира. | Узнают тему урока. | П: умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; Р: умения принимать и сохранять учебную задачу, К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания | Выполнение задания. Устные ответы. Взаимоконтроль. |
3.Вызов Цель: создание проблемной ситуации | Что бы хотели узнать о рыбах? Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, значение для человека. Учитель все вопросы размещает на доске в виде «кластера» | Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации. | Р: умения принимать и сохранять учебную задачу, К: умение участвовать в коллективном обсуждении | Устный опрос.
Составление кластера. |
Цель: сформулировать цели исследования. Цель: организовать групповую работу Цель: провести инструктаж | Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочие группы. Как вы думаете, какова цель данной работы? Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для получения знаний о рыбах. Повторение правил работы в группе. -Какие правила работы в группе необходимо соблюдать? Работать вместе. Выслушивать мнение других. Предлагать свои идеи. Делать общий вывод. Инструкция для организации работы в группе. Внимательно прочитайте текст. Подчеркните интересные факты о рыбах. Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой. Подготовьтесь к выступлению. | Формулируют цель исследования.
Обсуждают правила работы в группе.
Слушают инструкцию учителя. | Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения К: планирование учебного сотрудничества | Устные ответы. |
4.Исследование в малых группах Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации | Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах. Каждая группа получает свой текст и рабочий лист. Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе. (Приложение) | Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем. Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.) | П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы К: умение договариваться и приходить к общему решению | Выполнение задания в группе (рисунки, схемы и т.д.) |
5.Обмен информацией Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой. | Организация представления результатов групповой работы. - Оцените работу 1 (2, 3, 4) группы, покажите сигналом. Справились с заданием – зеленый цвет, не справились – красный. Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет). | Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами. Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации. Оценивают работу групп. | П: умение представлять результаты своего исследования Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу. К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания | Устные ответы. Взаимоконтроль, взаимооценка. |
Физминутка Проводят заранее подготовленные дети | Рыбы плавают в реке, | Шагают на месте. Ладони – лодочкой, | В Черном море, в озерке. | Волнообразные движения ладонями. | Окунь, ерш, карась, налим - | Останавливаются. Перечисляя рыб, загибают пальцы обеих рук. | Все относятся к речным. | | А еще есть щука, лещ - | Ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща. | | | В общем всех не перечесть. | Машут правой рукой. | Мы о рыбах продолжаем: | Руками указывают на себя. | О морских заводим речь. | Разводят руки в стороны. | В море плавают акулы, | Согнуть пальцы рук. | Веслоносы, рыба – лист. | Бол.палец – к носу и помахать всеми пальцами Повернуть ладони вверх. | | | Сельдь, помпон, рыба-пила, | Соединить ладони – волнообразные движения; имитация движений пилой. | | | Даже есть такая рыба | Имитация шитья иглой. | Под названием игла. | | Они плавать не боятся, | Повороты корпуса влево - вправо с полуприсядами. | Они плавают, резвятся. | | Все, что связано с водой, | Волнообразные движения соединенными кистями перед собой. Соединить ладони над головой – «крыша» | Это рыбам – дом родной. | | | | | Выполняют упражнения, повторяя движения за учениками | Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений одноклассниками | Выполнение упражнений |
6.Обобщение Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания | Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ. - Многое узнали о рыбах, выделите основные признаки. Обобщение урока. Работа на карточках (работа в парах). -Напишите основные признаки рыб. Рыбы обитают в ________ и _______ водоёмах. Они имеют обтекаемую форму тела, которое состоит из ______, ______ и ______. Кожа рыб покрыта _______. Плавают рыбы с помощью _____ и ______. -Сверьте свой вывод с выводом учёных, который находится в учебнике на с.55. -Оцените свою работу, покажите сигналом. Справились с заданием без ошибок– зеленый цвет, допустили 1-2 ошибки- жёлтый , больше 2-х ошибок – красный. ─ Мы целый урок говорили о рыбах. Как вы думаете, какова их роль в природе? (Ответы детей.) - Рыбы полезны в природе, они очищают воду, поедают вредные растения. Для человека это полезная еда, в которой содержится фосфор, кальций, рыбий жир. - А вмешивается ли человек в жизнь рыб? Поразмышлять нам поможет рисунок в учебнике на с . 55 (Загрязнение водоёмов человеком) ( Обучающиеся высказывают свое мнение.)
- Как вы думаете, ребята, все ли о рыбах вы сегодня узнали? - Чтобы узнать всё о мире рыб, нужно всю жизнь заниматься их изучением. - Наука о рыбах называется “ихтиология”. - Учёных, изучающих рыб, называют ихтиологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-ихтиологом. - А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о рыбах из энциклопедии (реклама энциклопедий).
| Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют обобщение урока. | П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию
Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе
| Устные ответы. Самопроверка. Самооценка.
|
7.Рефлексия Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата | Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока. - Есть ли вопросы, на которые не получили ответа? | Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы | Р: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | Устные ответы. Оценивание |
8.Дифференцированная творческая работа Цель: применение полученных знаний в новых условиях для понимания новых частных случаев | В конвертах даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в группах по уровню сложности.
1 уровень – Найти ошибку художника (рыба нарисована без плавников), исправить. 2 уровень – Выполнить задание в рабочей тетради с. 24 № 22. Записать названия рыб, живущих в местных водоёмах. 3 уровень – Задание из учебника с. 52. Разделить рыб на 3 группы: аквариумных, живущих в пресных и солёных водоёмах. ─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.) | Выбирают задание по уровню сложности. Выполняют творческое задание. | Л: желание творческого самовыражения П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Выполнение творческих заданий. Взаимоконтроль. |
Внеурочная самостоятельная деятельность Цель: применение полученных знаний в новых условиях | Дома (по желанию) составить правила ухода за аквариумом. |
| П: умение применять полученную информацию |
|
3 – й этап. Итоги урока. Рефлексия. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: осуществление рефлексии деятельности | Оцените результаты своей деятельности на уроке. Оценивание работы учителем. Дети заполняют таблицу. - Кто для себя сделал открытие? - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? - Кому на уроке было интересно? - Кому урок подарил хорошее настроение? (Подсчитывают количество + и -) | Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.
| Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием
| Самооценка
|
1.Внимательно прочитайте текст.
2.Подчеркните интересные факты о рыбах.
3.Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
4.Подготовьтесь к выступлению.
1 группа. Строение тела рыб.
У большинства рыб тело обтекаемой формы и состоит из основных частей: головы, туловища и хвоста. На голове есть глаза, рот, жаберные крышки. На теле рыбы имеются плавники. Поверхность тела рыбы покрыта кожей, на которой имеется чешуя.
Подпиши части тела рыбы.
На рабочем листе – рисунок рыбы.
2 группа. Окраска и обитание рыб.
Все рыбы делятся на пресноводных и морских. Пресноводные живут в озёрах, реках, прудах, а морские в океанах и морях с солёной водой. Окраска рыб зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов.
Соедини рыб с местом их обитания.
Карточки демонстрационные с подписями: карась, камбала, окунь, акула, налим, сом.
3 группа. Передвижение рыб.
Все пресноводные рыбы плавают, а вот морские отличаются большими видами передвижения. Некоторые виды морских рыб могут летать, используя для этого передние плавники. У рыб, живущих возле дна, грудные плавники исполняют роль ног, и они двигаются прыжками. Третьи же передвигаются, извивая своё тело.
Найди на разрезных картинках рыб, которые летают, прыгают, извиваются, плавают.
4 группа. Питание рыб.
Рыбы питаются по-разному. Одни едят растения – это травоядные рыбы. К ним относятся: сельдь, карп, карась, линь. Другие поедают мельчайшую живность и других рыб. Это хищники: осётры, лососи, окуни, щуки. Некоторые едят и растения, и живность.
Отметьте, кто из рыб чем питается.
Картинки демонстрационные с подписями: щука, сом, карась, осётр, щука, карп, окунь