в соответствии ФГОС.
  Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Ч.2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - ч.2, с. 52-55
  Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. Ч.2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - ч.2, с.24, № 22
            |   Этапы урока   |     Содержание учебного материала.    Деятельность учителя     |     Деятельность    обучающихся   |    Формирование УУД   |    Промежуточный контроль     |  
  |   1.Организационный момент.  Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.   |    Прозвенел звонок веселый, Все готовы? Все готово! Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем.  Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь!   - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным.     |    Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.   |    Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;       |    Устный опрос   |  
  |   1.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией.  Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.   |    Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих,птицах, насекомых).  - Ребята,  у вас на партах лежат конверты, а в них карточки,достаньте их, рассмотрите изображения.  Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)  В конвертах карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь), насекомых (муха, пчела, бабочка).     Распределите животных на группы, выделяя существенные признаки каждой группы. (Работа в парах).   - Проверьте свою работу. (Учитель показывает слайд)  - Назовите, характерные признаки каждой группы.  (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья . Число ног – 6, 3 части тела, у них крылышки и чувствительные усики).  -Ребята, у меня есть ещё одна картинка. (Учитель показывает картинку с изображением рыбы). Как вы думаете, к какой группе животных можно отнести карася?  -Докажите, что карась не является представителем класса млекопитающих, насекомых и птиц. ( Высказывания обучающихся )   |    
         Рассматривают изображения карточек на доске, называют объекты одним словом.  
     Распределяют животных на 3 группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (карась) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам, ни к насекомым.   |    Л: формирование положительной мотивации  П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты  К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера, умение строить монологические высказывания   |    Выполнение задания.  Устные ответы.  Самоконтроль.   |  
  |    2.Введение в тему урока   Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.   |    - Догадались ли вы, какова тема нашего урока? (Группа животных - рыбы)  - Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.         |    Узнают тему урока.       |    П: умение находить нужную информацию в различных источниках,    -анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;      Р:  умения принимать и сохранять учебную задачу,  К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания   |    Выполнение задания.  Устные ответы.  Взаимоконтроль.   |  
  |    3.Вызов        Цель: создание проблемной ситуации                           |     Что бы хотели узнать о рыбах?  Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, значение для человека.  Учитель все вопросы размещает на доске в виде «кластера»      |    Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.   |    Р:  умения принимать и сохранять учебную задачу,  К: умение участвовать в коллективном обсуждении   |    Устный опрос.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Составление кластера.   |  
  |   Цель: сформулировать цели исследования.                  Цель: организовать групповую работу                                      Цель: провести инструктаж   |    Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочие группы.  Как вы думаете, какова цель данной работы?  Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для получения знаний о рыбах.  Повторение правил работы в группе.    -Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?   Работать вместе.  Выслушивать мнение других.  Предлагать свои идеи.  Делать общий вывод.         Инструкция для организации работы в группе.     Внимательно прочитайте текст.  Подчеркните интересные факты о рыбах.  Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой.  Подготовьтесь к выступлению.       |    Формулируют цель исследования.  
     
     Обсуждают правила работы в группе.  
     
     
     
     Слушают инструкцию учителя.       |    Р:  умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения  К: планирование учебного сотрудничества   |    Устные ответы.       |  
  |   4.Исследование в малых группах      Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации   |    Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.        Каждая группа получает свой текст и рабочий лист.  Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе. (Приложение)       |    Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем.    Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.)   |    П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;    анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные  Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы  К: умение договариваться и приходить к общему решению   |    Выполнение задания в группе (рисунки, схемы и т.д.)       |  
  |   5.Обмен информацией      Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой.   |    Организация представления результатов групповой работы.      - Оцените работу 1 (2, 3, 4) группы, покажите сигналом. Справились с заданием – зеленый цвет, не справились – красный.    Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет).   |    Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами.  Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации.  Оценивают работу групп.   |    П: умение представлять результаты своего исследования  Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;  умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу.  К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания   |    Устные ответы.  Взаимоконтроль, взаимооценка.   |  
  |   Физминутка    Проводят заранее подготовленные дети   |       |   Рыбы плавают в реке,   |        Шагают на месте. Ладони – лодочкой,   |     |   В Черном море, в озерке.   |    Волнообразные движения ладонями.   |     |   Окунь, ерш, карась, налим -   |    Останавливаются. Перечисляя рыб, загибают пальцы обеих рук.   |     |   Все относятся к речным.   |         |     |   А еще есть щука, лещ -   |    Ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща.   |     |       |         |     |   В общем всех не перечесть.   |    Машут правой рукой.   |     |   Мы о рыбах продолжаем:   |    Руками указывают на себя.   |     |   О морских заводим речь.   |    Разводят руки в стороны.   |     |   В море плавают акулы,   |    Согнуть пальцы рук.   |     |   Веслоносы, рыба – лист.   |    Бол.палец – к носу и помахать всеми пальцами Повернуть ладони вверх.   |     |       |         |     |   Сельдь, помпон, рыба-пила,   |    Соединить ладони – волнообразные движения; имитация движений пилой.   |     |       |         |     |   Даже есть такая рыба   |    Имитация шитья иглой.   |     |   Под названием игла.   |        |     |   Они плавать не боятся,   |    Повороты корпуса влево - вправо с  полуприсядами.   |     |   Они плавают, резвятся.   |         |     |   Все, что связано с водой,   |    Волнообразные движения соединенными кистями перед собой. Соединить ладони над головой – «крыша»   |     |   Это рыбам – дом родной.   |         |     |       |         |           |    Выполняют упражнения, повторяя движения за учениками     |     Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений одноклассниками   |    Выполнение упражнений   |  
  |   6.Обобщение      Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания   |    Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ.  - Многое узнали о рыбах, выделите основные признаки.      Обобщение урока.   Работа на карточках (работа в парах).  -Напишите основные признаки рыб.   Рыбы обитают в ________ и _______ водоёмах. Они имеют обтекаемую форму тела, которое состоит из ______, ______ и ______. Кожа рыб покрыта _______. Плавают рыбы с помощью _____ и ______.        -Сверьте свой вывод с выводом учёных, который находится в учебнике на с.55.    -Оцените свою работу, покажите сигналом. Справились с заданием без ошибок– зеленый цвет, допустили 1-2 ошибки- жёлтый , больше 2-х ошибок – красный.         ─ Мы целый урок говорили о рыбах. Как вы думаете, какова их роль в природе? (Ответы детей.)   - Рыбы полезны в природе, они очищают воду, поедают вредные растения. Для человека это полезная еда, в которой содержится фосфор, кальций, рыбий жир.   - А вмешивается ли человек в жизнь рыб? Поразмышлять нам поможет рисунок в учебнике на с . 55 (Загрязнение водоёмов человеком)   ( Обучающиеся высказывают свое мнение.)  
     - Как вы думаете, ребята, все ли о рыбах вы сегодня узнали?  - Чтобы узнать всё о мире рыб, нужно всю жизнь заниматься их изучением.  - Наука о рыбах называется “ихтиология”.   - Учёных, изучающих рыб, называют ихтиологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-ихтиологом.  - А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о рыбах из энциклопедии (реклама энциклопедий).           
      |    Отвечают на вопросы учителя.    
     Формулируют обобщение урока.   |     П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию  
                                              Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе  
      |    Устные ответы.  Самопроверка.  Самооценка.   
      |  
  |   7.Рефлексия      Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата   |    Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока.  - Есть ли вопросы, на которые не получили ответа?   |     Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы   |     Р: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить     |     Устные ответы.   Оценивание     |  
  |   8.Дифференцированная творческая работа      Цель: применение полученных знаний в новых условиях для понимания новых частных случаев   |     В конвертах даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в группах по уровню сложности.  
     1 уровень – Найти ошибку художника (рыба нарисована без плавников), исправить.    2 уровень – Выполнить задание в рабочей тетради с. 24 № 22. Записать названия рыб, живущих в местных водоёмах.  3 уровень – Задание из учебника с. 52. Разделить рыб на 3 группы: аквариумных, живущих в пресных и солёных водоёмах.   ─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.)       |    Выбирают задание по уровню сложности.  Выполняют творческое задание.   |     Л: желание творческого самовыражения   П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме        К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации   |     Выполнение творческих заданий.   Взаимоконтроль.   |  
  |   Внеурочная самостоятельная деятельность      Цель: применение полученных знаний в новых условиях     |    Дома (по желанию) составить правила ухода за аквариумом.                       |    
      |    П: умение применять полученную информацию   |     
      
      
      |  
  |    3 – й этап. Итоги урока. Рефлексия.   |  
  |   Подведение итогов урока. Рефлексия.  Цель: осуществление рефлексии деятельности   |     Оцените результаты своей деятельности на уроке.     Оценивание работы учителем.  Дети заполняют таблицу.  - Кто для себя сделал открытие?    - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?    - Кому на уроке было интересно?    - Кому урок подарил хорошее настроение?     (Подсчитывают количество + и -)       |     Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.  
      |     Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке   Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием   
      |    Самооценка    
      |  
 
   1.Внимательно прочитайте текст.
  2.Подчеркните интересные факты о рыбах.
  3.Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.  
  4.Подготовьтесь к выступлению.
  1 группа. Строение тела рыб.
  У большинства рыб тело обтекаемой формы и состоит из основных частей: головы, туловища и хвоста. На голове есть глаза, рот, жаберные крышки. На теле рыбы имеются плавники. Поверхность тела рыбы покрыта кожей, на которой имеется чешуя.
  Подпиши части тела рыбы.
  На рабочем листе – рисунок рыбы.
  2 группа. Окраска и обитание рыб.
  Все рыбы делятся на пресноводных и морских. Пресноводные живут в озёрах, реках, прудах, а морские в океанах и морях с солёной водой. Окраска рыб зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов.  
  Соедини рыб с местом их обитания.
  Карточки демонстрационные с подписями: карась, камбала, окунь, акула, налим, сом.
  3 группа. Передвижение рыб.
  Все пресноводные рыбы плавают, а вот морские отличаются большими видами передвижения. Некоторые виды морских рыб могут летать, используя для этого передние плавники. У рыб, живущих возле дна, грудные плавники исполняют роль ног, и они двигаются прыжками. Третьи же передвигаются, извивая своё тело.
  Найди на разрезных картинках рыб, которые летают, прыгают, извиваются, плавают.
  4 группа. Питание рыб.
   Рыбы питаются по-разному. Одни едят растения – это травоядные рыбы. К ним относятся: сельдь, карп, карась, линь. Другие поедают мельчайшую живность и других рыб. Это хищники: осётры, лососи, окуни, щуки. Некоторые едят и растения, и живность.  
  Отметьте, кто из рыб чем питается.
  Картинки демонстрационные с подписями: щука, сом, карась, осётр, щука, карп, окунь