3. Выявление места и причины затруднения. | - Сформулируйте тему урока. - Ребята, представьте, вас наградили туристической путевкой в пустыню, подумайте, хватит ли вам ваших знаний, чтобы путешествие было познавательным и безопасным? - Сформулируйте цель урока: - Давайте конкретизируем цель на конкретной учебной задаче. - А что значит быть готовым к путешествию? - А что вы можете предположить об этой природной зоне? - В конце урока мы или подтвердим ваши гипотезы, или опровергнем их и докажем новые и оценим свою работу. | - Природная зона «Пустыни». (следуют ответы учащихся) - Нет, нам не хватит наших знаний. Нужно узнать больше о природной зоне «пустыня» - Познакомиться с природной зоной «Пустыни». - Подготовиться к путешествию в природную зону «пустыни». - знать географическое положение - знать климат - знать о животных и растениях ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ: 1.Название, изображение на карте. (гипотеза: я знаю, что пустыни находятся южнее нашей страны). 2.Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе). (гипотезы: - я знаю, что в пустыне растет верблюжья колючка и ей питаются верблюды. - я знаю, что в пустыне живет верблюд и много других животных). 3.Использование природы данной зоны человеком. (гипотеза: - я знаю, что люди в пустынях занимаются скотоводством). 4.Экологические проблемы и охрана природы. (гипотезы: - я знаю, что в пустыне есть браконьеры - я знаю, что в пустыне есть заповедники). | П - постановка и решение проблемы; Р - принимают и сохраняют учебную задачу урока (целеполагание); - планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция). К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | - Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы? Организация групповой работы. - Чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать в группах постоянного состава. (учитель делит учащихся на группы по заранее подготовленному списку, капитаны выбираются по усмотрению учащихся) - Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах. № 1 группа «Географы» готовится ответить на вопросы: - Что такое пустыня? - Какое географическое положение занимают пустыни? - Каковы особенности климата пустыни? № 2 группа «Ботаники» готовится ответить на вопрос: - Какие растения есть в пустыне? Их особенности. № 3 группа «Зоологи» готовится ответить на вопрос: - Какие животные обитают в пустыне? Характеристика животных. № 4 группа «Экологи» готовятся ответить на вопрос: - Какие экологические проблемы пустыни и каковы пути их решения? - Давайте повторим правила работы в группе. - Алгоритм работы в группе находится у вас на столе. | - Нет, надо работать в команде, т.е. группой. Дети делятся на группы с помощью учителя. Выбирают командира команды. Командиры получают задания и листы оценки работы в группах. Правила работы в группе (висит на доске): - Умей выслушать другого. - Уважай мнение других. - Не согласен с мнением других – спокойно доказывай свою точку зрения. | Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе); П - осуществляют моделирование. |
5.Реализация построенного проекта. | Самостоятельная работа в группах. - Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему. Не забудьте про сигнальные карточки: красная – «нужна помощь», желтая – «просим тишины», зеленая – «работа выполнена, мы готовы» Первая группа, расскажите, как вы будете работать. - У остальных групп есть вопросы по распределению обязанностей и подготовке? № 1 группа «Географы» Что такое пустыня? Пустыня – большое, не заселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью (С.И. Ожегова). Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Какое географическое положение занимают пустыни? Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Барханы – песчаный наносный холм в пустыни. Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода. Каковы особенности климата пустыни? Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца. № 2 группа «Ботаники» Какие растения есть в пустыне? А) Верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое. Б) Джузгун. Это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и не дают ему двигаться. Его плоды очень легкие, ветер переносит их по песку на большие расстояния. В) Колосняк. Его ещё называют «песчаным овсом». Корни растения хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра. № 3 группа «Зоологи» Какие животные обитают в пустыне? 1) Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. 2) Верблюд. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения - его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. 3) Сайгак. Это животное похоже на овцу с длинными тонкими ногами. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать – со скоростью 80 км/ч. Сайгак избегает холмов и гор поскольку на такой местности становится беспомощным. 4) Тушканчики. Это грызун, его называют «земляной зайчик», задние ноги длинные и сильные, быстро передвигается большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие при резких поворотах. Выходит кормиться только в сумерках. 5) Песчанки. Внешне песчанки напоминают крыс или мышей. Длина их тела до 19 см, рыжевато-желтый длинный хвост с кисточкой. Спинка желто-песчаная, брюшко белое. Они питаются в основном растительной пищей. Роют норы и живут группами. 6) Ушастый еж и лисичка – корсак. Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Он несколько мельче песца. Отличительная особенность - широкие скулы. Ноги длинные; шерсть короткая. Корсак охотится на сусликов, тушканчиков. Ушастый еж - иглами покрыта только спина. Размеры мелкие: длина тела 12—27 см, длина хвоста 17—23 мм; ноги высокие, а мордочка острая. Основу рациона составляют насекомые. 7) Пресмыкающиеся. Обитают песчаный удавчик, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка. Они быстро передвигаются. Ящерица-круглоголовка - длина вместе с хвостом более 20 см. Ведет дневной образ жизни, питается насекомыми. № 4 группа «Экологи» Экологические проблемы пустыни и охрана природы. 1. Люди в пустынях живут уже тысячи лет. Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях - на оазисах. Ферганская долина является величайшим оазисом, по которой протекает река Сырдарья. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды. 2. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. - Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. От этого снижается урожай. - Из - за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Осыпаются дороги, поля, постройки. - Браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. 3.Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди. - Оцените в «листах самооценки» работу вашей группы. | Командир группы читает алгоритм и действует в соответствии с ним. Алгоритм работы в группе: 1.Познакомиться с информацией, представленной на столе. 2.Выбрать нужную информацию, необходимую для выполнения задания. 3.Командир распределяет задания внутри группы. 4.Индивидуальное выполнение задания. 5.Обсуждение в группе (пересказ). 6.Презентация работы группы. 7.Заполнение листа оценки работы в группе. Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают друг другу, составляют опорный план для выступающего. - Толковый словарь С.И. Ожегова. Учебник с. 118, 1 – й, 3 – й абзацы. Учебник с.119, 2 – й абзац. Опорные слова: - юго – запад, Каспийское море - песчаные, глиняные, каменистые - оранжевым цветом - не большая по площади - барханы и оазисы - жарко + 70°, а в тени +40°, мало осадков - лето 5 месяцев, зима 2-3 месяца Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, изучают его, пересказывают, подбирают картинки растений и таблички с их названиями. Учебник с. 122, 1 –й абзац. Учебник с. 122, 2 – й абзац. Учебник с. 122, 2 – й абзац, дополнительный материал Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, подбирают картинки животных и таблички с их названиями. Дополнительный материал. Учебник с. 122, 5 – й абзац. Учебник с. 122, 3 – й абзац. Учебник с. 122, 4 – й абзац. Дополнительный материал Учебник с. 123, 1 – й абзац, дополнительный материал. Учащиеся читают задания, распределяют учебный материал среди членов группы, строят план – схему. Учебник с. 123, 4 – й абзац, дополнительный материал. Учебник с.124, 2 – й абзац. Учебник с.124, 3 – й абзац. Учебник с.124, 4-й абзац. Учебник с. 125, «Странички для любознательных» План – схема: Занятость населения скотоводство земледелие проблемы пустыни неумеренный выпас скота неумеренное орошение браконьерство | К - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе); Р - осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу урока; П - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; П - устанавливают причино - следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; П - осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют моделирование (опорные слова, план – схему); Л - следуют в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе; |
Презентации работы групп. - Прочитайте на доске гипотезу, вы опровергаете ее или принимаете, приводите доводы. Подведение итогов работы в группах (само и взаимооценка) | Выходят группой, рассказывают по очереди. - Наша группа «Географы» работала по гипотезе, что пустыни находятся южнее нашей страны, эта гипотеза доказательна, потому что….. - Наша группа «Ботаники» принимает гипотезу, что в пустыне растет верблюжья колючка и ей питаются верблюды, эта гипотеза доказательна, потому что….. - Наша группа «Зоологи» работала по гипотезе, что в пустыне живет верблюд и много других животных, эта гипотеза доказательна, потому что….. - Наша группа «Экологи» принимает гипотезу, что в пустыне есть браконьеры, эта гипотеза доказательна, потому что….. - Наша гипотеза, что в пустыне есть заповедники, нашла свое подтверждение, потому что…. Зачитывают выдержки из листов оценки работы в группе. | Предметные результаты: - находят и показывают на карте природную зону «пустыня», рассказывать о ней по карте; знают климатические условия пустынь; приводят примеры растительного и животного мира пустынь; обсуждают экологические проблемы пустынь и пути их решения; Л- осознают уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение; Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме; К - излагают точку зрения и аргументировать ее. |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового в систему. - Мы изучаем раздел «Природа России», почему в этом разделе появилась тема о пустыне? - Как вы думаете, мы готовы к путешествию в пустыню? Индивидуальная работа с текстом: - Давайте проверим, что вы запомнили об этой природной зоне. У каждого из вас текст, необходимо прочитать ситуацию, в котором необходимо исправить ошибки. - Проверьте свою работу и заполните лист самооценки. | В России пустыни имеются на востоке Калмыкии и в южной половине Астраханской области. В России пустыня занимает небольшую площадь – по берегам Красного моря. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркмении, Узбекистане. Учащиеся заполняют пропущенные места в предложенном тексте. Учащиеся выполняют работу и исправляют ошибки в предложенном тексте. Карточка для детей: Классный руководитель попросил Сашу, ученика 4 класса приготовить сообщение для своих одноклассников о природной зоне «Пустыни». Вот, что он приготовил, найди и исправь ошибки, которые допустил Саша. «Пустыни расположены на востоке страны, на берегах Каспийского моря. Поверхность пустыни покрыта горами. Лето в пустыне холодное, поверхность земли нагревается до + 30 градусов, а в тени + 10 градусов. Корни джузгуна проникают на глубину почти на 20 метров. Корабль пустыни – это сайгак. Большой экологической проблемой является браконьерство, так как гибнет много верблюдов». | Р - умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); Р - выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция); К - излагают свою точку зрения и аргументировать ее; Л – способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Р- производят самооценку в соответствии с предложенными критериями; |