kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал, представленный в технологической карте разработан по программе Школа России, учебник А.А. Плешакова, 4 класс. Урок "открытия" нового знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Природные зоны России"»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира ,

проведенного 11.10.2016 г. в 4 «А» классе

МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Городовой Татьяной Александровной


Учитель: Н.А. Лавренцова

Методист: Л.И. Кравченко

_____________________

(подпись)





Зерноград

2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока: Природные зоны России

Класс: 4 «А»


Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.


Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов

У обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

- учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Направленные на достижение метапредметных результатов обучения

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

Р.: - понимать учебную задачу урока;

- оценивать свои достижения на уроке.

П.: - отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

- пользоваться учебником.

К.: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- сформировать уважительное отношение к России;

- познакомить с разнообразием природных зон России;

- совершенствовать умения работы с картой;

- формировать умения работать с учебником.


Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.

Материалы для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, фонарик, глобус, презентация.

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.


- Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Александровна. Присаживайтесь.


Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... 


С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ...

 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ...


И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ...


И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ... 


- Ребята как ваше настроение?




Получают мотивацию для дальнейшей деятельности.



- Здравствуйте.




- Привет.



- Привет.



- Привет.



- Привет.



- Привет.


Отвечают на вопрос учителя.



Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Предлагает задание для повторения ранее изученного материала.


На экране представлена физическая карта России.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?


- Какие формы земной поверхности вы знаете? Откройте учебник на стр. 58-59.

- Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она обозначена на карте?

- Кто покажет эту равнину на нашей карте.

Вызывает учащегося к доске.

- Как правильно показать Восточно-Европейскую равнину?


- На физической карте мы видим разные оттенки зеленого цвета. Что они означают?

Посмотрите условные обозначения.


- Найдите на карте Среднесибирское плоскогорье. Каким цветом оно обозначено на карте?

- О чем говорит нам этот цвет, согласно условным обозначениям?

- Как обозначены на карте горы?

- Найдите и покажите на карте Уральские горы.

- Какие горы мы ещё можем увидеть на карте?

- Покажите их на карте.

Работают с картой.




Смотрят на экран.

- Здесь представлена физическая карта России.

- Горы и равнины.



- Светло-зелёным цветом


Выходит к доске. Показывает Восточно-Европейскую равнину.

- Нужно показывать так, чтобы не закрывать карту окружающим.


- Они означают, что поверхность неровная. Есть низменности и возвышенности.


- Светло-коричневым цветом.




- Есть возвышенности.

- Тёмно-коричневым цветом.

Показывают на карте Уральские горы.


- Алтай Саяны, Кавказские горы,




Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы

3. Этап выявления места и причины затруднения

Создаёт проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности.


- Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

- Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете почему?


Предлагает рассмотреть карту природных зон.


- Что обозначают зоны на этой карте?


- Почему происходит смена природных зон?


- Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке?

- Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться?


Анализируют сложную ситуацию.




Слушают учителя.











Высказывают свои предположения.






- Эти зоны показывают, что природа разнообразна.

Испытывают затруднение при ответе на вопрос.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны России.

- Мы узнаем, что такое природные зоны России;

- Узнаем, почему происходит смена природных зон;

- Должны научиться работать с картой природных зон России, узнать её условные обозначения.


Л.: учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Побуждает к определению средств достижения цели.


- Вы поставили цели. А что же нам может понадобиться, чтобы их достичь.

- Как мы будем реализовывать наши цели?

Ставят задачи урока.



- Учебник, карта природных зон России, презентация.

- Будем работать с учебником, искать нужную информацию, слушать учителя.

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления

5. Этап реализации построенного проекта























































































Физкультминутка






Организует работу с картой.


Предлагает учащимся опыт с глобусом и фонариком. Вызывает помощников.


- Что можно заметить? Равномерно ли солнце нагревает всю поверхность Земли?


- Откройте стр. 74 вашего учебника. Внизу автор учебника поместил схему. Что она показывает?

- В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы


- Ребята, а какие природные зоны вы знаете?


- Куда мы можем обратиться, чтобы узнать?


- Найдём ответ в учебнике на стр. 74.



- Предлагаю ещё раз обратиться к карте и познакомиться с её условными обозначениями. Откройте стр. 72-73.


- Каким цветом на карте обозначена Арктическая пустыня?

- А на физической карте, что мы обозначаем таким цветом?

- Каким цветом на карте обозначена тундра?

- Вернитесь к физической карте. Скажите, здесь мы можем увидеть тундру?

- Найдите на карте природных зон Тайгу. Каким цветом она обозначена?

- В тайге можно встретить таких представителей растительного мира как: ель, сосна, пихта, кедр.

- Какая природная зона обозначена светло-зелёным цветом?

- Как вы думаете, почему смешанные леса называются именно так? Какие представители растительного мира можно встретить?

- Наряду с хвойными деревьями встречаются лиственные.

- Какой цвет определяет широколиственные леса?

- Почему эти леса называют широколиственными?

- Приведите пример таких растений.

- Дуб, ясень, клён, липа и другие теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями.

- Ребята, а в какой природной зоне находится наша Ростовская область?

- Как вы думаете, почему эта зона обозначена красивым светло-жёлтым цветом?

- Это зависит от растительности. В этой зоне их немного, как правило, все деревья, привычные нам, насажены человеком искусственно.

- Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет?

- Ребята, а кто ездил в этом году на море?

- Как вы думаете, какая это природная зона?

- Найдите на карте Черное море. Каким цветом обозначена зона, которая располагается рядом?

- Найдите среди условных обозначений название этой природной зоны.

- Какие промежуточные зоны мы не назвали?


- В природе не бывает резкого перехода. Поэтому есть промежуточные природные зоны, предполагающие постепенный переход от одной зоны к другой.

- А вот что бы вы сказали о смешанных лесах Дальнего Востока?


Предлагает физкультминутку, с целью сбережения здоровья учащихся.


Предлагает посмотреть на экран и повторить движения вместе с актёрами видеоролика.


- Ребята, что мы с вами делали до физминутки?

- Автор учебника задаёт нам вопрос: почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

- Кто может ответить на этот вопрос?

- Что нам может помочь при ответе на этот вопрос?

- Найдите в учебнике ответ.






Узнают новый материал.





Анализируют получившийся опыт.




- Это схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами.

Рассматривают схему.









Испытывают затруднение при ответе на вопрос.

- Посмотреть в учебнике


- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.





- Синим цветом.


- Моря, океаны, озёра.


- Фиолетовым.


- Нет.


- Зелёным.




- Смешанные леса.


Высказывают свои предположения.






- Салатовый.


- Там есть растения с широкими листьями.

- Дуб и т.д




Находят на карте зону степей.



Предлагают варианты.


Слушают учителя.




- Там практически нет растительности.



Делятся впечатлениями.

Высказывают предположения.



- Зелёным цветом.


- Субтропические леса.

- Лесотундра, Лесостепи, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности





Высказывают предположения о лесах Дальнего востока.


Повторяют движения вместе с учителем.


Повторяют движения.




- Работали с картой Природных зон России.

Высказывают свои предположения, испытывают затруднение.



- Учебник.


- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

Л.: учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.: понимать учебную задачу урока

К.: слушать собеседника

П.: пользоваться учебником


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает видеоролик по теме, с последующим анализом.


- Мы познакомились с картой природных зон, но чтобы карта ожила, предлагаю посмотреть видеоролик.


- Скажите пожалуйста, что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках)


Расширяют знания в области природных зон России.


Смотрят видеоролик.




Проводят анализ видеоролика.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы

К.: вступать в речевое общение

П.: пользоваться учебником


7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает задание для выполнения в парах.


- Покажите друг другу арктическую пустыню, тундру, тайгу, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыню, субтропики

Выполняют работу в парах.



Показывают друг другу природные зоны России на карте в учебнике.

Р.: понимать учебную задачу урока

К.: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Организует повторение изученного материала по вопросам, предложенным автором учебника.


- Перечисли основные природные зоны России.


- Почему происходит смена природных зон?






- Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?




- Прочтите, пожалуйста, вывод под зелёной чертой на стр. 75.






- Прочтите ещё раз про себя.

Отвечают на поставленные вопросы.




- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

- В северных районах солнечные лучи слабо нагревают Землю. Чем южнее, тем сильнее солнечные лучи нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы.

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

- В направлении с севера на юг в нашей стране сменяют друг друга несколько природных зон. Их смена объясняется неравномерным нагреванием поверхности Земли солнечными лучами. В горах картина меняется с высотой.


Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; - пользоваться учебником

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Побуждает к анализу и рефлексии своих действий на уроке.


Предлагает заполнить индивидуальные карточки для рефлексии.


 1. Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное            - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

- на необходимом уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

 4. Мне приятно было работать с … .

 5. Мне больше всего понравилось на уроке:


- Запишите д/з стр.71-75 читать пересказывать.

Рефлексируют свои действия на уроке.



Заполняют карточки для рефлексии.

Р.: оценивать свои достижения на уроке



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Природные зоны России"

Автор: Городова Татьяна Алескандровна. Методист Кравченко Любовь Ивановна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Природные зоны России. Тайга" по программе "Начальная школа XXI век""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchego_mira_v_4_klasse_po_teme_prirodny"
    ["file_id"] => string(6) "598317"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642613019"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме:"Природные зоны России""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_priro"
    ["file_id"] => string(6) "568453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608823255"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-rossii-taigha-smieshannyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "301414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918266"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Природные зоны России""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_na_tiemu_prirodnyie_zo"
    ["file_id"] => string(6) "352845"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477600941"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Технологическая карта урока окружающего мира для 4 класса на тему: "Охрана природы" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-dlia-4-klassa-na-tiemu-okhrana-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "146876"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства