kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Природные зоны России. Тайга" по программе "Начальная школа XXI век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Природные зоны России.Тайга" по программе "Начальная школа XXI век"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Природные зоны России. Тайга" по программе "Начальная школа XXI век"»

Технологическая карта урока.

Тема урока: “Природные зоны России. Тайга.”,«Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Класс: 4 Цель: обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях;  

Задачи:

  • формировать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

  • cформировать умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;

  • воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;

  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с природными зонами России;

- уметь классифицировать природные зоны России;

- уметь показывать природные зоны на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.    

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к уроку;

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формулировать учебные задачи;

- осуществлять самоконтроль;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать умение работать в парах, в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

- делать обобщение и сопоставление.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс», Н.Ф.Виноградова,Г.С.Калинова. М.Вентана-Граф, УМК «Начальная школа 21 века», тпо «Окружающий мир», тпо «Окружающий мир» для проверочных работ, карточки с заданиями. Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: 

  • по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Этап урока

            Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Универсальные действия

I этап. Самоопределение деятельности.

Цель – активизация учащихся

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. -Сегодня у нас на уроке гости, давайте их поприветствуем. -Садитесь. Проверьте вашу готовность к уроку! Вам понадобится учебник, тетради тпо: окружающий мир и проверочные работы, пенал и дневник. -Как ваше настроение в начале урока? (смайл) -Какие вы знаете правила на уроке? Давайте вспомним.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

формировать положительное отношение к уроку;

следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

II этап .

Актуализация знаний и фиксация затруднения

Цель: обобщить и закрепить знания уч-ся .

«Настоящие знания мы получаем тогда, когда ищем ответ на вопрос. А не когда узнаем сам ответ» Послушайте стихотворение. Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

-О чем это стихотворение? Читая его в начале урока, что я хотела вам сказать? -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на фотографии? (Арктика. Тундра. Тайга)

-Какова тема нашего урока?

(Правильно, мы отправимся в путешествие по природным зонам России)

Если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы одинаковые или разные картины? Что на них бы мы увидели? На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все эти картины собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, как разнообразна и красива наша страна.

- Обобщить и закрепить знания о природных зонах

Познавательные УУД:

формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;



III этап. Постановка учебной задачи

Цель:мотивировать школьников на изучение нового

-Для чего нужно любить свою Родину, что говорил об этом известный ученый Д.С.Лихачев? (учебник стр 6)

Природная зона — территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира. Особенности природных зон зависят от количества тепла, света и влаги, которые они получают. В каждой природной зоне растут определённые растения и обитают свои животные. Названия природных зон соответствуют названию преобладающей растительности в этой зоне. Территория России находится в разных природных зонах, постепенно сменяющих друг друга. Основных зон семь: арктические пустыни;тундра;тайга;смешанные леса и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. - Одинаковы ли природные условия в разных природных зонах для жизни людей, животных, растений? (нет, они очень разнообразны, учебник стр 7). -Знаем ли мы что-либо о них? - Какую цель урока мы перед собой поставим? Изучить природную зону России – тайга. - Какие задачи предстоит решить? (необходимо выяснить, какой климат этой зоны, природные условия, растительность, животный мир, живут ли там люди и чем они занимаются) - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны? - Прежде чем отправиться в наше путешествие дальше , в следующую природную зону, В МИР ТАЙГИ мы вспомним, что мы с вами уже знаем об Артике и тундре.

РАБОТА С КАРТОЙ ПРИРОДНЫХ ЗОН(ТПО)

Перед вами карта природных зон России. СКАЖИТЕ: 1. Сколько природных зон на территории России?(7) Перечислите их.

2. . В каком направлении идет смена природных зон? (С севера на юг)

3. Есть ли между природными зонами промежуточные и как они называются?

(Лесотундра, лесостепь, полупустыня) 4.Как называется самая северная природная зона. (зона арктических пустынь). -Расскажите о природной зоне Арктики по плану.

План изучения природной зоны:

1.Название, изображение на карте.

2.Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе)

3.Использование природы данной зоны человеком

4.Экологические проблемы и охрана природы

(учебник стр 7-10) острова Северного ледовитого океана, полярный день-летом, полярная ночь –зимой,очень низкая температура воздуха, сильные ветра,животные приспособлены к суровым условиям(подкожный жир, теплый густой мех, белая окраска),животные: морской котик, белый медведь, полярная сова, тюлень, кайра, полярная лисица(песец),создан заповедник «Остров Врангеля».

5.Какая природная зона следует дальше?. Расскажите о ней. (учебник стр 11)

(В тундре долгая холодная зима. Короткое прохладное лето,сильно заболоченная почва, с глубины 8-10 см –вечная мерзлота, безлесая возвышенность, скудная растительность, низкорослые кустарники,много птиц:чаек, уток, гагар,обилие корма, длинный день,коренные жители:ненцы, ханты, манси, саамы,оленеводство,рыболовством,пушной промысел.

(учебник стр 12-13) животные и растения: полярная сова, белая куропатка, волк, полярная бабочка-перламутровка, гагара, северный олень, лемминг,заяц; карликовая береза, ягель, мак лапландский, морошка. (учебник стр 14-17) Поморы: ставили избы без пилы и гвоздей, с помощью топора, художественные ремесла:резьба по кости, писали иконы, щили красивую одежду из меха и кожи, плели кружева, ткали тонкие льняные ткани.ловля рыбы, охота на моржей и тюленей, строились верфи,создавались корабли, семьи были дружные, крепкие, Ломоносов.

Полярные исследования бр.Лаптевых, названо море. полуостров Таймыр, реки Лена, Енисей.

Отвечают на вопросы

- Обобщить знания учащихся о природных зонах


Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

формировать умение соотносить определение и термин.

IV этап.

Открытие нового.

Цель: учить выделять главное

Обобщение и систематизация знаний о природных зонах. Применение знаний и умений в новой ситуации.

А ТЕПЕРЬ МЫ РАССМОТРИМ следующую природную зону: тайга. -Давайте найдем эту зону на карте. Каким цветом она обозначена? По сравнению с другими зонами какую территория она занимает?(значительную)

(учебник стр 18-19)

Тайга-лесная зона, хвойные,(сосна, ель, лиственница),+ (ольха, осина, береза, ива, клен и липа), непроходимый лес, почвы бедны перегноем, сильно увлажнены, кроны деревьев смыкаются, не пропускают свет, нет мелких кустарников, трав, зеленые мхи, опавшая хвоя.

Животный мир богат: сойка, росомаха, гадюка, кедровка, соболь, ящерица, бурундук, дятел, заяц, глухарь, бурый медведь, лисица, рысь, волк. (учебник стр 20)Пинежский заповедник. страна интересных природных объектов, овраги, пещеры, скалистые берега, небольшие водопады,ручьи.500 видов растений, рысь, волки, рассомахи, выдры, лоси, бурундуки,медведь.

(учебник стр 23)Крупный портовый город Дальнего Востока-Хабаровск.

(учебник стр 24-25, тпо пр.р.стр 8-9)

Ученые –путешественники-30 лет –В.К.Арсеньев, написал много книг о природе, географии этих мест. Культуре и быте местного населения.


Познавательные УУД:

Формировать умение работать с информацией и обмениваться ею;

Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

Формировать умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

Формировать сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

Формировать осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

Формировать умение соотносить определение и термин;

Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы


V этап.

Первичное закрепение с проговариванием во внешней речи


Физкультминутка

Видеосюжет: «Природные зоны России»


Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой.

Разноуровневые задания(групповая работа)

1)Работа в тпо « Окружающий мир» стр 10-11, задание №7,8,9

2) Работа в тпо проверочные стр 7, задание 4,5,6

3)Работа в тпо проверочные стр 10, задание 10,11,12


Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Подведение итогов урока и рефлексия

- Какую цель и задачи поставили мы перед собой на уроке? – Как вы думаете, мы достигли её? Дополните предложения:

Я узнал …я научилсяНа уроке мне было …

я понял (а), что такое краткие прилагательные и смогу помочь  разобраться в этом вопросе своему товарищу, однокласснику,ничего не понял (а), мне надо ещё разобраться в этом вопросе

-Какое настроение у вас в конце урока?(смайл)

-Оцените свою деятельность на уроке - Если вам было интересно и легко работать на уроке, на обратной стороне нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку. - Записываем д/з стр18-25, пересказывать, тпо окр мир стр 11,подготовить ответ на вопрос :почему создаются заповедники. Составьте высказывание об В.Г.Арсеньеве, ответив на вопросы: кем он был? Чем занимался? Какие открытия сделал? И подготовьте сообщение-рассказ о заповеднике остров Врангеля по плану.

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дубровская Вера Александровна

Дата: 19.01.2022

Номер свидетельства: 598317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства