kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Природные зоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требованиям ФГОС. Дети в первый раз знакомятся еще с одной картой- картой природных зон, узнают названия природных зон для дальнейшего углубления в каждой из них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Природные зоны России"»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира ,

проведенного 11.10.2016 г. в 4 «Б» классе

МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Нуриевой Филюрой Жияншаевной


Учитель: Л.Н. Васильченко

Методист: Л.И. Кравченко

_____________________

(подпись)





Зерноград

2016


Тема урока: Природные зоны России

Класс: 4 «Б»


Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.


Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов

У обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

- учебно-­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Направленные на достижение метапредметных результатов обучения

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

Р.: - понимать учебную задачу урока;

- оценивать свои достижения на уроке.

П.: - отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

- пользоваться учебником.

К.: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формировать уважительное отношение к России;

- познакомить с разнообразием природных зон России;

- совершенствовать умения работы с картой;

- формировать умения работать с учебником.


Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.

Материалы для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс.

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Филюра Жияшаевна. Присаживайтесь.

Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»:

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(Т. Бокова)

- Какова главная мысль прочитанного стихотворения?

- Как вы думаете, как это стихотворение связано с уроком окружающего мира?

Получают мотивацию для дальнейшей деятельности.


-Здравствуйте


















Наша страна большая и ее природа очень разнообразна.

Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Предлагает задание для повторения ранее изученного материала.

- Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках?

- Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.

- С помощью чего мы можем прочитать карту?

На экране представлена физическая карта России.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?


- Какие формы земной поверхности вы знаете? Откройте учебник на стр. 58-59.

- Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она обозначена на карте?

- Кто покажет эту равнину на нашей карте.

Вызывает учащегося к доске.

- Как правильно показать Восточно-Европейскую равнину?


- Кто покажет Западно-Сибирскую равнину.

-А где находятся Уральские горы, Кавказские горы. Покажите.

-Покажите горы Алтай и Саяны.

-Какое плоскогорье лежит к востоку от Западно-Европейской равнины.

- Какое самое большое озеро в России? Покажите.

- Какое озеро самое глубокое в России? Покажите.

- Какие реки самые крупные?

- Вспомните моря Атлантического океана.

Россия- страна огромных равнин и величественных гор. Крупнейшие равнины России- Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны- Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны.

Берега России омывает моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Крупнейшие озера России- Каспийского море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

Работают с картой.


Картой полушарий, физической картой





С помощью условных обозначений, цвета, подписанных объектов


Смотрят на экран.

- Здесь представлена физическая карта России.

- Горы и равнины.



- Светло-зелёным цветом


Выходит к доске. Показывает Восточно-Европейскую равнину.

- Нужно показывать так, чтобы не закрывать карту окружающим.






- Среднесибирское



-Каспийское озеро

-озеро Байкал


- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

- Балтийское, Черное и Азовское.



Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы

3. Этап выявления места и причины затруднения

Создаёт проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности.

- Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете почему?

Предлагает рассмотреть карту природных зон.

- откройте учебник на ст. 72-73 и скажите, что вы видите?

- а вы знаете что такое природные зоны?

Анализируют сложную ситуацию.


Высказывания детей

Слушают учителя.



-карту природных зон

- нет

Л.: учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Побуждает к постановке задач урока.

- Как вы думаете, с чем мы тогда будем знакомиться на уроке?

- какую цель мы можем поставить?

- Что для этого нужно?

Ставят задачи урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны России.

- изучить природные зоны России.

- Учебник, карта природных зон России.

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления

5. Этап реализации построенного проекта

Организует работу по ученику.

- Чем карта природных зон отличается о физической карты?

- как вы думайте, что мы можем увидеть на карте природных зон?

-На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России.

- откройте учебники на ст.71 и прочитаем по какому плану мы будем изучать природные зоны.

«Природные зоны» - это новое для вас понятие. (На слайде понятие «природные зоны»)

Природная зона - это крупный природный

комплекс, обладающий общими температурными, условиями и увлажнением, почвами, растительным и животным миром.

-Особенности природы зависят от количества тепла и света, которое попадает на Землю.

- Откройте стр. 74 вашего учебника. Внизу автор учебника поместил схему. Что она показывает?

-чтобы это схема ожила перед вами, я предлагаю просмотреть видеоролик и нагревании поверхности Земли солнечными лучами.

- Ребята, а какие природные зоны вы знаете?

- Давайте найдём ответ в учебнике на стр. 74 и прочитаем.

-Давайте еще ближе рассмотрим и познакомимся с картой природных зон России.

- обратите внимание на легенду карты. давайте же изучим легенду, т.е. с узнаем какой условный знак обозначает ту или иную зону.

- Что указано в легенде?

- Каким цветом на карте обозначена Арктическая пустыня?

- А на физической карте, что мы обозначаем таким цветом?

- Каким цветом на карте обозначена тундра?

- Вернитесь к физической карте. Скажите, здесь мы можем увидеть тундру?

- Найдите на карте природных зон Тайгу. Каким цветом она обозначена?

- В тайге можно встретить таких представителей растительного мира как: ель, сосна, пихта, кедр.

- Какая природная зона обозначена светло-зелёным цветом?

- Как вы думаете, почему смешанные леса называются именно так? Какие представители растительного мира можно встретить?

- Наряду с хвойными деревьями встречаются лиственные.

- Какой цвет определяет широколиственные леса?

- Почему эти леса называют широколиственными?

- Приведите пример таких растений.

- Дуб, ясень, клён, липа и другие теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями.

- Ребята, а в какой природной зоне находится наша Ростовская область?

- Как вы думаете, почему эта зона обозначена красивым светло-жёлтым цветом?

- Это зависит от растительности. В этой зоне их немного, как правило, все деревья, привычные нам, насажены человеком искусственно.

- Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет?

- Ребята, а кто ездил в этом году на море?

- Как вы думаете, какая это природная зона?

- Найдите на карте Черное море. Каким цветом обозначена зона, которая располагается рядом?

- Найдите среди условных обозначений название этой природной зоны.

- Какие промежуточные зоны мы не назвали?


- В природе не бывает резкого перехода. Поэтому есть промежуточные природные зоны, предполагающие постепенный переход от одной зоны к другой.

- А вот что бы вы сказали о смешанных лесах Дальнего Востока?

Узнают новый материал.

- цветом, условными знаками


- природные зоны





- читают информацию на ст.71




Просмотр слайдов, знакомство с понятием







- Это схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами.

Рассматривают схему.

Смотрят видеоролик




- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.








- каким цветом обозначена природная зона на карте

- Синим цветом.

- Моря, океаны, озёра.


- Фиолетовым.

- Нет.



- Зелёным.




- Смешанные леса.


Высказывают свои предположения.






- Салатовый.


- Там есть растения с широкими листьями.

- Дуб и т.д




Находят на карте зону степей.



Предлагают варианты.


Слушают учителя.




- Там практически нет растительности.



Делятся впечатлениями.

Высказывают предположения.



- Зелёным цветом.


- Субтропические леса.

- Лесотундра, Лесостепи, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности


Высказывают предположения о лесах Дальнего востока.


Л.: учебно­-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.: понимать учебную задачу урока

К.: слушать собеседника

П.: пользоваться учебником


Физкультминутка

Предлагает физкультминутку, с целью сбережения здоровья учащихся.

Повторяют движения вместе с учителем.

Повторяют движения.


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает работу в рабочей тетради.


- Мы познакомились с картой природных зон, но чтобы карта ожила, предлагаю посмотреть видеоролик.


- Скажите пожалуйста, что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках)

Работа в тетрадях

- какие леса занимают большую часть нашей страны?

- каким цветом обозначены субтропические леса?

Раскрасьте в тетрадях.

-каким цветом обозначена тундра и тд.

Выполняют работу, предложенную учителем.


Просмотр и анализ видеоролика








- субтропические


- зеленым



-фиолетовым

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы

К.: вступать в речевое общение

П.: пользоваться учебником

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает задание для выполнения самостоятельно

Выполните задание №3 в рабочих тетрадях самостоятельно.

Организует взаимопроверку по эталону

Выполняют работу самостоятельно


- самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради

Р.: понимать учебную задачу урока

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Организует повторение изученного материала по вопросам, предложенным автором учебника.

- Перечисли основные природные зоны России.


- Почему происходит смена природных зон?






- Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?




Сопоставить вывод учащихся с выводом в учебнике на с.75.

Отвечают на поставленные вопросы.



- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

- В северных районах солнечные лучи слабо нагревают Землю. Чем южнее, тем сильнее солнечные лучи нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы.

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

Читают вывод на ст.75

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; - пользоваться учебником

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Побуждает к анализу и рефлексии своих действий на уроке.

- Как оцениваете свою работу на уроке?

- Достигли ли поставленных целей на уроке?

Если вы считаете, что информация была развернутой, интересной и мы достигли поставленных целей, то поднимите зеленый круг

Если вам чего-то не хватило, информации было недостаточно, то ваш цвет желтый

Ну, а если информации было совсем мало, и вы считаете, что мы не достигли поставленной цели, то ваш цвет красный

Рефлексируют свои действия на уроке.


Оценивают свою деятельность используя сигнальные кружки.

Р.: оценивать свои достижения на уроке



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Природные зоны России"

Автор: Нуриева Филюра Жияншаевна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352845

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Природные зоны России. Тайга" по программе "Начальная школа XXI век""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchego_mira_v_4_klasse_po_teme_prirodny"
    ["file_id"] => string(6) "598317"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642613019"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме:"Природные зоны России""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_priro"
    ["file_id"] => string(6) "568453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608823255"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-rossii-taigha-smieshannyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "301414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918266"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Природные зоны России""
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_na_tiemu_prirodnyie_zony_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "348257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476180727"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Технологическая карта урока окружающего мира для 4 класса на тему: "Охрана природы" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-dlia-4-klassa-na-tiemu-okhrana-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "146876"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства