1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия. -Здравствуйте ребята, меня зовут Филюра Жияшаевна. Присаживайтесь. Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»: Если долго-долго-долго В самолете нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (Т. Бокова) - Какова главная мысль прочитанного стихотворения? - Как вы думаете, как это стихотворение связано с уроком окружающего мира? | Получают мотивацию для дальнейшей деятельности. -Здравствуйте Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира. | Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Предлагает задание для повторения ранее изученного материала. - Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках? - Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности. - С помощью чего мы можем прочитать карту? На экране представлена физическая карта России. - Посмотрите на экран. Что вы видите? - Какие формы земной поверхности вы знаете? Откройте учебник на стр. 58-59. - Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она обозначена на карте? - Кто покажет эту равнину на нашей карте. Вызывает учащегося к доске. - Как правильно показать Восточно-Европейскую равнину? - Кто покажет Западно-Сибирскую равнину. -А где находятся Уральские горы, Кавказские горы. Покажите. -Покажите горы Алтай и Саяны. -Какое плоскогорье лежит к востоку от Западно-Европейской равнины. - Какое самое большое озеро в России? Покажите. - Какое озеро самое глубокое в России? Покажите. - Какие реки самые крупные? - Вспомните моря Атлантического океана. Россия- страна огромных равнин и величественных гор. Крупнейшие равнины России- Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Наиболее известные горы нашей страны- Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны. Берега России омывает моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Крупнейшие озера России- Каспийского море, Байкал, Ладожское, Онежское. Крупнейшие реки- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. | Работают с картой. Картой полушарий, физической картой С помощью условных обозначений, цвета, подписанных объектов Смотрят на экран. - Здесь представлена физическая карта России. - Горы и равнины. - Светло-зелёным цветом Выходит к доске. Показывает Восточно-Европейскую равнину. - Нужно показывать так, чтобы не закрывать карту окружающим. - Среднесибирское -Каспийское озеро -озеро Байкал - Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. - Балтийское, Черное и Азовское. | Р.: понимать учебную задачу урока П.: отвечать на вопросы |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Побуждает к постановке задач урока. - Как вы думаете, с чем мы тогда будем знакомиться на уроке? - какую цель мы можем поставить? - Что для этого нужно? | Ставят задачи урока. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны России. - изучить природные зоны России. - Учебник, карта природных зон России. | Р.: понимать учебную задачу урока П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления |
5. Этап реализации построенного проекта | Организует работу по ученику. - Чем карта природных зон отличается о физической карты? - как вы думайте, что мы можем увидеть на карте природных зон? -На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России. - откройте учебники на ст.71 и прочитаем по какому плану мы будем изучать природные зоны. «Природные зоны» - это новое для вас понятие. (На слайде понятие «природные зоны») Природная зона - это крупный природный комплекс, обладающий общими температурными, условиями и увлажнением, почвами, растительным и животным миром. -Особенности природы зависят от количества тепла и света, которое попадает на Землю. - Откройте стр. 74 вашего учебника. Внизу автор учебника поместил схему. Что она показывает? -чтобы это схема ожила перед вами, я предлагаю просмотреть видеоролик и нагревании поверхности Земли солнечными лучами. - Ребята, а какие природные зоны вы знаете? - Давайте найдём ответ в учебнике на стр. 74 и прочитаем. -Давайте еще ближе рассмотрим и познакомимся с картой природных зон России. - обратите внимание на легенду карты. давайте же изучим легенду, т.е. с узнаем какой условный знак обозначает ту или иную зону. - Что указано в легенде? - Каким цветом на карте обозначена Арктическая пустыня? - А на физической карте, что мы обозначаем таким цветом? - Каким цветом на карте обозначена тундра? - Вернитесь к физической карте. Скажите, здесь мы можем увидеть тундру? - Найдите на карте природных зон Тайгу. Каким цветом она обозначена? - В тайге можно встретить таких представителей растительного мира как: ель, сосна, пихта, кедр. - Какая природная зона обозначена светло-зелёным цветом? - Как вы думаете, почему смешанные леса называются именно так? Какие представители растительного мира можно встретить? - Наряду с хвойными деревьями встречаются лиственные. - Какой цвет определяет широколиственные леса? - Почему эти леса называют широколиственными? - Приведите пример таких растений. - Дуб, ясень, клён, липа и другие теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями. - Ребята, а в какой природной зоне находится наша Ростовская область? - Как вы думаете, почему эта зона обозначена красивым светло-жёлтым цветом? - Это зависит от растительности. В этой зоне их немного, как правило, все деревья, привычные нам, насажены человеком искусственно. - Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет? - Ребята, а кто ездил в этом году на море? - Как вы думаете, какая это природная зона? - Найдите на карте Черное море. Каким цветом обозначена зона, которая располагается рядом? - Найдите среди условных обозначений название этой природной зоны. - Какие промежуточные зоны мы не назвали? - В природе не бывает резкого перехода. Поэтому есть промежуточные природные зоны, предполагающие постепенный переход от одной зоны к другой. - А вот что бы вы сказали о смешанных лесах Дальнего Востока? | Узнают новый материал. - цветом, условными знаками - природные зоны - читают информацию на ст.71 Просмотр слайдов, знакомство с понятием - Это схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами. Рассматривают схему. Смотрят видеоролик - Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. - каким цветом обозначена природная зона на карте - Синим цветом. - Моря, океаны, озёра. - Фиолетовым. - Нет. - Зелёным. - Смешанные леса. Высказывают свои предположения. - Салатовый. - Там есть растения с широкими листьями. - Дуб и т.д Находят на карте зону степей. Предлагают варианты. Слушают учителя. - Там практически нет растительности. Делятся впечатлениями. Высказывают предположения. - Зелёным цветом. - Субтропические леса. - Лесотундра, Лесостепи, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности Высказывают предположения о лесах Дальнего востока. | Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: понимать учебную задачу урока К.: слушать собеседника П.: пользоваться учебником |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Предлагает работу в рабочей тетради. - Мы познакомились с картой природных зон, но чтобы карта ожила, предлагаю посмотреть видеоролик. - Скажите пожалуйста, что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках) Работа в тетрадях - какие леса занимают большую часть нашей страны? - каким цветом обозначены субтропические леса? Раскрасьте в тетрадях. -каким цветом обозначена тундра и тд. | Выполняют работу, предложенную учителем. Просмотр и анализ видеоролика - субтропические - зеленым -фиолетовым | Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы К.: вступать в речевое общение П.: пользоваться учебником |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Организует повторение изученного материала по вопросам, предложенным автором учебника. - Перечисли основные природные зоны России. - Почему происходит смена природных зон? - Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно? Сопоставить вывод учащихся с выводом в учебнике на с.75. | Отвечают на поставленные вопросы. - Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики. - В северных районах солнечные лучи слабо нагревают Землю. Чем южнее, тем сильнее солнечные лучи нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы. - Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью. Читают вывод на ст.75 | Р.: понимать учебную задачу урока П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; - пользоваться учебником |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Побуждает к анализу и рефлексии своих действий на уроке. - Как оцениваете свою работу на уроке? - Достигли ли поставленных целей на уроке? Если вы считаете, что информация была развернутой, интересной и мы достигли поставленных целей, то поднимите зеленый круг Если вам чего-то не хватило, информации было недостаточно, то ваш цвет желтый Ну, а если информации было совсем мало, и вы считаете, что мы не достигли поставленной цели, то ваш цвет красный | Рефлексируют свои действия на уроке. Оценивают свою деятельность используя сигнальные кружки. | Р.: оценивать свои достижения на уроке |