№ п/п | Составляющие | Содержание |
1. | Тема урока | Изменение имён прилагательных по родам. |
2. | Места урока в системе курса | |
3. | Тип урока | Урок «открытия» новых знаний. |
4. | Стратегия взаимодействия | |
5. | Материально-техническое оснащение | Проектор, экран, диск УМК |
6. | Цель урока для учителя | Развивать умения определять род имён прилагательных по роду имён существительных, правильно писать родовые окончания. |
7. | Ожидаемые результаты | Личностные Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях | Формирование готовности вступать в диалог, слышать и слушать собеседника. Развитие речи учащихся. |
Метапредметные Не связаны с предметом, подходят для любого урока, связаны с УУД | Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать свои действия, оценивать результаты своей деятельности. |
Предметные Основы системы научных знаний в данной предметной области | Назвать грамматические признаки имён прилагательных. Определять родовые окончания имён прилагательных. |
8. | Задачи урока (для учителя) | Для достижения личностного результата | Воспитывать культуру общения. |
Для достижения метапредметного результата | Познакомить с алгоритмом рассуждения при определении рода имён прилагательных. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. |
Для достижения предметного результата | Знакомство с грамматическими признаками имён прилагательных. |
9. | Цель учеников (в виде учебной задачи), формулируется на прогностическом уровне | Учиться изменять имена прилагательные по родам и определять род имён прилагательных. |
№ | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационно-мотивационный момент. | | | | |
2 | Проверка домашнего задания. | | | Читают тесты-описания в научном стиле. | Коммуникативные: развитие речи учащихся. |
3 | Формирование новых знаний (умений). | | | | |
3.1. | Проблематизация, актуализация, мотивация. Результат этапа: выявление зоны незнания, самостоятельная формулировка цели урока учащимися (в виде учебной задачи) | | На доске сделана запись: лес | | большая | | зимняя | | | поляна | | большое | | зимнее | | | болото | | большой | | зимний | | суровый | - Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их, как части речи.
- Какого рода данные имена существительные?
- Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Составьте словосочетание. Сделайте такую же работу в отношении существительного «поляна» и «болото». Запишите словосочетание. («Озеро» какое? большое зимнее.) Какая возникла проблема? Какая будет тема урока? От чего будет зависеть род имён прилагательных? | Ответы учащихся В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.) Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.) Лес (какой?) большой зимний суровый. «Дорога» (какая?) большая, зимняя. «Озеро»( какое?) большое зимнее.) Имена существительные не изменяются по родам, а имена прилагательные изменяются. Изменение имён прилагательных по родам. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу | Коммуникативные: формирование готовности вступать в диалог. Регулятивные: развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы. |
3.2. | Первичное ознакомление Результат этапа: знакомство с новым материалом, самостоятельное «открытие» нового знания | | Работа в парах. Используя словосочетания, составьте таблицу «Изменение имён прилагательных по родам». Сравните свою таблицу с таблицей в учебнике. Заполните лист оценивания. | Составление таблицы Сравнение своей таблицы с таблицей в учебнике Заполнение листа оценивания. | Коммуникативные: формирование умения слышать и слушать собеседника. Познавательные: формирование готовности работать с разными видами информации. Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности. |
4 | Проверка понимания. Отработка и закрепление Результат этапа: освоение нового знания / способа действий на уровне исполнительской компетенции (на уровне применения знаний) | | Прочитайте текст на доске. Почему он так назван. Кто из вас собирал лекарственные растения? К сожалению, лекарственных трав становится всё меньше. Как вы думаете от чего? Мы хозяева нашей Родины и она для нас кладовая солнца. И эти сокровища мы должны охранять. Списать текст, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных (используйте составленную карточку). Для того, чтобы не допустить ошибок, подумайте как правильно определить, какое окончание написать. Что для этого нужно сделать? Найти сущ., с которым оно связано, задать вопрос к прилагательному. Определить род имени сущ. Узнать род имени прилагательного. Проверка с комментированием. Заполните лист оценивания. | Списывание предложения Проверка. Заполнение листа оценивания. | Коммуникативные: развитие речи учащихся. Познавательные: связь с окружающим миром. Определение грамматических признаков имён прилагательных Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Регулятивные: планирование своих действий. Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности. |
5 | Закрепление. Обобщение, систематизация, применение Результат этапа: освоение нового знания/способа действий на уровне их произвольного использования, интеграция и перенос знаний (прикладное применение) | | 1.Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные и определите род. Яблоко повидло Вишня сок Капуста лист Огурец гряда 2. К существительным подберите имена прилагательные по определённому признаку Яблоко (форма) Груша (вкус) Помидор (цвет) Заполните лист оценивания. | Яблочное повидло (ср.р.) Вишнёвый сок (м.р.) Капустный лист (м.р.) Огуречная гряда (ж.р.) Яблоко круглое (ср.р.) Груша сладкая (ж.р.) Помидор красный (м.р.) Проверка. Заполнение листа оценивания. | Коммуникативные: развитие речи учащихся. Познавательные: связь с окружающим миром. Определение грамматических признаков имён прилагательных Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности |
6 | Инструктаж по домашнему заданию. | | Мы выполнили несколько видов заданий по изменению имён прилагательных по падежам и определение рода имён прилагательных . Составьте собственные задания на эту тему. | | |
7 | Итог урока. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия Результат этапа: Для учителя: получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения Для ученика: самоопределение, постановка личных и познавательных задач | | Что нового узнали об имени прилагательном? Оцените свою работу на уроке. | | Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности |