Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 2 класс Белая роза»
Программа «Гармония».
Учитель: Зеленская О.В.
Урок литературного чтения
На Земле огромное количество цветов - и у каждого своя красота, свой характер, своя сказка. Но розы встречаются в сказках особенно часто. Цвет розы имеет свой символический смысл: розовая роза – символ дружбы и нежности; черная роза - символ печали; алая роза - символ горячей любви; белая роза - это символ тайны мироздания; женской кристально чистой души.
Тема: Б. Юнгер «Белая роза»
Цели:
Обеспечить полноценное восприятие сказки учениками через литературный анализ и с помощью использования мультимедийной презентации.
Создать условия для формирования читательского умения осваивать авторскую идею произведения.
Способствовать формированию у учащихся ценностной ориентации (“Как аукнется, так и откликнется”, и «Надо уметь себя защищать»).
Создать условия для проявления у детей способности формулировать нравственные суждения.
Развивать умение понимать неоднозначность оценок ситуаций и героев.
Оборудование урока:
учебник Кубасовой О.В. «Любимые страницы. 2 класс (2 часть)»;
рабочие листы для учеников;
мультимедийная презентация Microsoft Power Point;
мультимедийный проектор.
Ход урока:
Приветствие «цветное».
На предыдущем уроке вы учились тембром голоса показывать «цвет настроения». Поздоровайтесь с гостями «солнечно-жёлтым здравствуйте»!
Проверка домашнего задания.
Подготовка к восприятию нового произведения.
Вы ещё на прошлом уроке признали, что было бы очень грустно жить серой жизнью в черно-белом мире. Цвет очень важен для нас. Какие однокоренные слова вы подберете к слову цвет? (цветы)
На слайде:"Все цветы - на первый слух - молчат, Если их не спросишь ни о чем".
Цветы могут «разговаривать» с нами и цветом, и ароматом, и формой.
Ещё в давние времена возник особый язык цветов.
(Слайд с изображением цветов, о которых идёт речь)
Каждый цветок имел своё значение.
Колокольчики своим количеством - указывали на час свидания. Незабудка - означала печаль от разлуки. Васильки - доверие. Лилия - чистоту. Клевер - ожидание. Определенное значение приписывали и цветочным ароматам. Считалось, что запах фиалки развивает милосердие, запах герани - отвагу, мята - хитрость… Целое послание мог заменить цветочный букет. И все-таки среди всех цветов мира есть один, значение которого понятно - это царица всех цветов. Кто назовёт его? (роза)
С розой связана одна примечательная история из жизни великого сказочника Г. Х. Андерсена. В школе Ханса Кристиана обижали все: и учитель, который лупил его по рукам линейкой за невнимательность и страшную неграмотность, и одноклассники, которые его фантазии считали просто дикой ложью. И только одна-единственная девочка Сара с сочувствием относилась к этому нескладному длинноносому мальчишке.
Однажды она подарила Хансу Кристиану розу.
(Слайд с рукой, протягивающей розу)
Мальчуган был так поражён, что всю жизнь помнил это как чудо. Волшебная роза есть во многих его сказках. И в сказках других авторов розы встречаются особенно чаще других цветов.
У розы очень много значений: красота, совершенство, радость, любовь, мудрость, милосердие. "Благоухая, розы рассказывают сказки", - писал великий немецкий поэт Гейне.
Восприятие сказки.
Главная героиня нашего урока - Роза из сказки Б. Юнгер «Белая роза»
Чтение I части. Какая роза была самой необыкновенной? Почему она росла без шипов?
Чтение II части. Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Чтение III части. Попробуйте догадаться, как поступит роза?
Чтение IV части. Как бы вы поступили на месте Белой Розы?
Какие мысли и чувства у вас вызвала эта сказка?
Физкультминутка.
Постановка задачи: Определить, почему роза не сразу отрастила шипы? И попробовать определить, какой жизненный урок «спрятал» в сказке автор?
Литературный анализ сказки.
Выполнение подготовительных упражнений
Чтение сказки детьми и выделение слов, которые важны для характеристики розы, раскрывают её чувства.
(Опорные слова, найденные ребятами появляются на слайде с соответствующей иллюстрацией)
Почему роза так долго не отращивала шипы? (Она жила по закону «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе», знала, что «за добро добром платят» и ждала такого же отношения ото всех окружающих) Каково ей было без шипов?
Но ей всё же пришлось отрастить шипы. Почему? Какой урок получила роза? («им без шипов никак нельзя»).
Значит ли это, что закон, по которому жила роза- «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»- неверен?
7. Формулирование выводов.
Что новое о поведении в окружающем мире открывает автор в этой сказке?
(Какова главная мысль сказки, которую хочет автор донести до читателя?)
Можно ли перенести этот вывод на жизнь людей? Как тогда прозвучит главная мысль этого произведения?
В пословицах обобщаются законы жизни людей.
На рабочих листах….
I вариант
Подчеркни пословицы, в которых объясняется то, что произошло с ослом.
Какими глазами ты смотришь, такими смотрят и на тебя. (русская пословица)
Не всякому верь, запирай крепче дверь! (русская пословица)
Как аукнется, так и откликнется. (русская пословица)
Каков голосок, таков и отголосок. (русская пословица)
Скорпион жалит не из ненависти, а в силу своей природы. (иранская пословица)
Что посеешь, то и пожнёшь. (русская пословица)
Любишь розу, так терпи шипы. (русская пословица)
Осторожному гибель не грозит. (бенгальская пословица)
Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел. (индейская пословица)
II вариант
Подчеркни пословицы, в которых объясняется то, что произошло с розой.
Какими глазами ты смотришь, такими смотрят и на тебя. (русская пословица)
Не всякому верь, запирай крепче дверь! (русская пословица)
Как аукнется, так и откликнется. (русская пословица)
Каков голосок, таков и отголосок. (русская пословица)
Скорпион жалит не из ненависти, а в силу своей природы. (иранская пословица)
Что посеешь, то и пожнёшь. (русская пословица)
Любишь розу, так терпи шипы. (русская пословица)
Осторожному гибель не грозит. (бенгальская пословица)
Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел. (индейская пословица)
Работа в парах – взаимопроверка, обмен мнениями.
Ответы с объяснениями. Обращаем внимание на пословицу «Скорпион жалит не из ненависти, а в силу своей природы».
Для вас какой урок был новым? (Такой же, как и для розы).
8. Домашнее задание
Попробуйте рассказать сказку от имени, от лица розы. Те слова, которые вы выделили в тексте помогут вам. Кто попробует сделать это сейчас с помощью слайдов?
*** Если хочешь сочини другой конец сказки или её продолжение.
9. Итог урока.
Оценивание работы на уроке учениками и учителем.
Дети отвечают, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
меня удивило…
я работал на уроке…
урок мне показался … коротким / длинным
материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
домашнее задание мне кажется лёгким/ трудным интересным / не интересным
-Спасибо вам за работу…
Хочу вам подарить такие слова (Слайд с расцветающими розамии словами- напутствием):
Добрые слова- корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца- сады.
Заботьтесь о своём саде- не позволяйте зарастать ему сорняками,
Наполняйте его солнечным сетом, добрыми словами и добрыми делами!
Отвечайте на добро добром. Но помните, что надо уметь и защитить свой сад…