Организация начала урока. | Организация рабочего места. -Ребята, подравнялись, улыбнулись, поприветствовали наших гостей на уроке русского языка. - Напомните мне правила поведения на уроке, чтобы урок получился полезным и продуктивным. -Молодцы, скажем дружно: | Подготовка к работе. Поручено нам Вас сегодня встречать. Начнём же урок, не будем время терять. -Правило поднятой руки; внимательно слушать учителя; слушать и слышать ответы одноклассников аккуратно работать в тетради. - Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать. | | | 3 мин. |
Актуализация опорных знаний. | - Проверим внимание, узнаем в какой раздел науки о языке мы совершим путешествие. Внимание на доску. Сжштбпрфвадтнзса Мгкобпрдтфзсегкнмжшибпкдта -Верно,наш путь лежит в страну Морфемику. В ней живут жители- морфемы. –Кто знает их имена? -Часть слова, которая служит для связи слов в предложении… -Главная часть слова(без чего слово не может быть)… -Часть слова без окончания –Какие морфемы служат для образования новых слов? | Страна Морфемика -Окончание -Корень - Основа - Суффикс, приставка | Окончание Информационный, иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e766a560-875f-4f69-8237-2a1094dc71e6/%5BNS-RUS_3-12%5D_%5BTQ_148%5D.html Основа слова Информационный, иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7915706-2d32-430d-8fb3-220f5ca6f940/%5BNS-RUS_3-13%5D_%5BTQ_152%5D.html | Формирование понятия «окончание» Формирование понятия «основа слова» | 8 мин. |
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. | -На чём мы отправимся в путешествие по стране сейчас узнаем, выполнив минуту чистописания. –Перед вами группы букв. Догадались, какой буквы не хватает? -Посмотрите на первые три пары букв. –Какую закономерность вы видите? -Запишите продолжение этой закономерности. – Рассмотрите пары букв, какой вид транспорта напоминают? -Верно на поезд, на вагоны. –А что находится впереди вагонов? Запишите это слово -Какое интересное слово «Паровоз», кто догадался, почему оно интересное? -Какие соединительные гласные вы ещё знаете? -Выделите корни. Назовите. –Проверьте, так ли у вас? -Итак, наш паровоз отправляется! | - Буква «п» по очереди соединяется с буквами каждой пары. - Поезд - Паровоз - Потому, что это слово состоит из двух слов, имеет два корня, которые соединены соединительной гласной «О». - Е | | | 10 мин. |
Словарная работа. Работа над темой урока. | -Поднимите руку, кто ездил на поезде? -Куда интересно смотреть, сидя в поезде? -Что видели за окном вовремя поездок? -А вот что мы видим сегодня за окном нашего поезда. Б-р-з-, д-р-в-н-, г-р-д, р-к- В-лг-, д-р-г-, -вт-м-б-ль. – Что объединяет эти слова? -По какому признаку вы определили данную часть речи? -На какие две группы можно разделить эти существительные? -Что вы знаете о правописании собственных имён существительных? -Какие слова не являются словарными? -Подберите проверочное слово к слову РЕКА. – Молодцы. –От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные и запишите. –Разберите по составу. – С помощью какой части слова образовались эти слова? -А какой части слова нет в данных словах? -Что вы об этой части слова знаете? -А как пишутся корни в однокоренных словах? - Правильно, а вот эти слова однокоренные? (дорога, дороге, дороги, дорогой, о дороге) -Что вам помогло понять, что это форма одного и того же слова? -Для чего служит окончание? -Молодцы. | - В окно. - Поля, леса, реки, дома, посёлки, города. - Берёза, деревня, город, река Волга, дорога, автомобиль. - Это существительные. Обозначают неодушевлённые предметы. - Обозначают предмет и отвечают на вопрос «Что»? -Собственные и нарицательные. -Пишутся с заглавной буквы. -Волга, река. -реки. -Берёзовый, деревенский, городской, речной, дорожный, автомобильный. -При помощи суффикса. -Приставки. -Служит для образования новых слов. –Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. -Нет, это разная форма одного и тог же слова. - Окончание. -Для связи слов в предложении. | Разные слова или формы слова? Практические, интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6cd425-3c0c-4378-9f79-67494c74164e/%5BNS-RUS_3-13%5D_%5BQS_155%5D.html | Повторение и закрепление понятия «форма слова» | 10 мин. |
Включение в систему знаний и повторение. | Работа по схемам слов: -Кто знает, как называется главная часть в слове? -Корень правитель страны Морфемика. –Он встречает нас со схемами, к которым просит подобрать слова. СХЕМЫ: КСО,ПКО, ПКСО, КО. – Вспомним правила разбора. – Что выделяем первым? Как? – Следующим? - И зарубите себе на носу. – Что я произнесла? -Что он обозначает? - Итак, мы доказали правителю, что очень хорошо знаем жителей этой страны и можем дальше продолжить путешествие. – Проезжаем мы мимо садов и лесов. - Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС и САД, если услышите слово с корнем –ЛЕС-, вы садитесь, если с корнем –САД-, встаёте. Лесник, садовник, лесной, садовый. пересадка, лесопилка, садовод, лесничий. Работа над предложением. - Правитель страны предлагает вам поработать над предложением. – Какой вид работы будем выполнять? М. В л-су работает л-сник. Д. В с-ду работает с-довник. -Молодцы! Хорошо выполнили эти задания. -Ребята, много ли забот у лесника и садовника? -Важен ли их труд? -Какие пословицы о труде вы знаете? -Как вы понимаете смысл пословицы? Игра «Составь слово» | - Корень. Записывают в тетрадь, разбирают. –Фразеологический оборот. -Запомнить. - Вставим пропущенные буквы, выполним синтаксический разбор предложения, найдем однокоренные слова. - по рисунку составляют слова. | Подбери к схемам слова Практические, интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d6b5ae47-2310-4eae-ac13-9e109b79310b/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BQS_161%5D.html Алгоритм разбора Информационные, интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/63912b57-1ce8-4080-bb13-226085186bc6/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BIG_162%5D.swf Реши грамматические задачи Практические, интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c21d0367-573b-4b8f-8b11-eca74fce3e42/%5BNS-RUS_3-15%5D_%5BTQ_163%5D.html | Закрепление темы урока Закрепление алгоритма «Разбор слова по составу» Закрепление умения составлять слова по схеме | 11 мин. |