1.Этап формирования нового понятия и способов деятельности с опорой на ранее изученный материал Организационный момент | | Приветствие. Рабочий настрой. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. ─ Давайте проверим вашу готовность к уроку. На краю парты у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал и конвертик. ─ Молодцы. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам за время работы на уроке подняться по лестнице знаний на ступеньку выше. Успехов вам! | Слушают, проверяют готовность к уроку. | |
1.1 Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового языкового материала | Познавательные: а) общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; б) логические: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ─ Ребята, сегодня, перед уроком мне на электронную почту пришло письмо от нашего иностранного друга Ричарда с просьбой. У каждого на столе лежит конверт, в котором находится копия этого письма. Давайте откроем их и прочитаем. (Также письмо выводится на экран) ─ Можно ли назвать данное сообщение текстом? ─ А как вы это поняли, скажите, что же такое текст? ─ Как вы сказали текст состоит из предложений. А что такое предложение? ─А мы можем назвать эту группу слов предложением? какого признака не хватает, чтобы они могли назваться предложениями? ─ Верно, а что нам необходимо сделать с этим сообщением? - Тогда мы сможем точно понять, о чем нас просит помочь Ричард? ─ Так давайте все вместе вставим недостающие слова. ─ Какие молодцы, казалось бы, такие маленькие словечки, но такие значимые для всего письма. Так что же рассказал нам наш друг, откуда он и где был? И какая же у него просьба? - Так и какие города вы ему можете посоветовать для путешествия? - Хорошо, я обязательно напишу ему ответ с вашими вариантами. А что бы вы еще ему пожелали? - Да, вы правы. А как бы вы помогли нашему другу в изучении таких слов? - Как вы думаете, почему вы не знаете, как же помочь нашему другу? ─ А хотите узнать новые слова и правильно строить предложения? | ─ Да - Желающий ребенок зачитывает письмо на весь класс ─ Да ─ Это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. ─ Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. ─ Некоторые слова между собой не связаны. И предложения не имеет законченную мысль ─ добавить в него слова ─ Да ─ Дети читают текст по предложениям и вместе с учителем вставляют слова. ─ Ричард из Италии, он приехал в Россию. Был в Москве и в Санкт-Петербурге. Просит подсказать ему другие города для его путешествия. - Дети дают свои варианты ответов - Ему необходимо выучить связующие слова и правильно вставлять их в предложения. - Дети с ответом затрудняются. - Так как мы еще сами не изучали эти слова ─ Да | Слайд 2 Слайд 3 |
1.2 Коллективное решение учебной задачи путем анализа языкового материала с целью выделения существенных признаков языкового понятия | Познавательные: а) общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; б) логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ─ Вы правы! На самом деле мало что можно понять о том, о чем говорится в речи, если нет слов, которые связывают другие слова между собой. А кто может сказать, какие слова нам помогли понять смысл письма? Найдите их. ─ Давайте выпишем второе предложение из письма. ─ Найдите подлежащие и сказуемое. Как мы найдем подлежащие? А сказуемое? - И Надпишите части речи. Как определяем часть речи? - А какие слова у нас остались не подписанные? - Давайте закроем их пальчиками и прочитаем еще раз предложения. Вы можете сказать, что хотел этим предложением нам сказать наш друг? - Да вы правы, тогда если смысл понятен нам не нужны эти слова? - А как вы думаете почему? - Да, а давайте выясним почему же так происходит на примере одного из словосочетания «прилетел из Италии» давайте прочитаем его без нашего слова из. Как звучат эти слова? - Да правильно, а если мы вставим наше маленькое слово, тогда как звучит наше словосочетание? - Тогда что же делают эти слова? ─ Правильно. А Давайте составим схему этого предложения. Только для начала вспомним, как обозначаем слово? А наши маленькие словечки будем обозначать по-другому, так как они служат для связи слов в предложении. Если они служат, то мы их можем назвать … - Да, а как мы их обозначим. Мне все варианты очень нравятся, но для них уже ученные придумали обозначение, и они обозначаются треугольником. ─ Зафиксируем модели. - Так посмотрите на слова, которые мы выписали с текста на доску. Что мы можем сказать об неизвестной нам части предложения? - какую функцию она выполняет? | ─ От Ричарда, из Италии, в Россию, Из Москвы, на многие. ( от, из, в, на) ─ Дети выписывают предложение. ─ Подлежащие – о ком или, о чем говорится в тексте. А сказуемое обозначает действие или признак подлежащего и зависит от подлежащего. - Каждая часть отвечает на свои вопросы и обозначает предмет, действие или признак. - из и в - Да, то что он приехал из Италии в Россию - Нужны - Так как без них предложения звучит не красиво - Они звучать раздельно с друг другом. - слитно, плавно, связно - связывают другие между собой ─ В схеме слова обозначаются линией. -Служебными - Дают свои варианты - Дети составляют схему предложения - Дети читают слова из, в , на , от . Что слова из, в, на, от - Связывает слова | Слайд 4 |
1.3 Обобщение выделенных признаков, установление связи между ними | Познавательные: а) общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; б) логические: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ─ Молодцы! Давайте пронумеруем нашу модель и попробуем прочитать её. ─ Вы знаете, как называются эти слова? Обратите внимание, что такие слова стоят пред основными частями речи, то есть словами, а как нам известно слово в переводе с греческого это – логос. Значит пред логосом ─ Чтобы узнать, как правильно называются эти слова, я предлагаю вам отгадать загадку и проверить, кто из вас был прав: Такое вам признание: Всем людям тем я услужу, Что вместе с окончанием Дружно слова я свяжу. Вышел из класса, Подошел к кассе, Заплатил за проезд, Он зашел к себе в подъезд. Всего лишь маленький я клок. Называюсь я ... ─ Молодцы! Давайте закончим нашу модель. ─ Молодцы! Все правильно! Теперь вы с легкостью сможете найти предлог среди других частей речи. | Нумеруют. ─ Слова, которые служат для связи слов в предложении и, пишутся раздельно с другими словами - Предполагают ─ Предлог. Записывают в схему. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
II. Первичное закрепление 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Итог урока. Рефлексия 2.6 Домашнее задание | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т.е. определение целей, функций участников и способов взаимодействий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: а) логические: анализ, синтез, сравнение, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей; б) общеучебные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценка. Познавательные: А) общеучебные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; Б) логические: анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ─ Отдохнули? Приступим к работе. Для того чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам выполнить несколько упражнений. Откройте учебник на стр. 37 упр. 281 ─ Ваша задача прочитать предложения, списать их и подчеркнуть предлоги. ─ Выполнили? Давайте проверим. Какие предлоги вы подчеркнули и почему вы считаете, что это предлоги? ─ Так, переходим к следящему упражнению. Я вам даю слова, а вы придумываете к этому слову как можно больше предлогов. Слова: стол, школа, доска. ─ Давайте выполнять следующее упражнение. Посмотрите внимательно на доску вам необходимо списать данный текст вставляя пропущенные предлоги. ─ Давайте выполним проверку. ─ Ребята, я предлагаю вам выполнить еще одно упражнение на стр. 36. Для выполнения этого упражнения я разделю вас на 4 группы, и вы выберите капитана команды. После этого каждой группе будет необходимо составить рассказ из 4-6 предложений по картинке, показанной на доске. По окончании работы капитан от каждой команды представит свой вариант рассказа. В своем рассказе вы должны будете использовать предлоги, которые необходимо будет подчеркнуть. ─ После написания вы соберете все тетради и сдадите мне на проверку. ─ Пришло время подвести итог нашему уроку и проверить, как вы усвоили материал. Давайте вспомним, что мы записали в нашей схеме? ─ Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? ─ Все ли вам было понятно? ─ Были ли трудности при выполнении упражнений? ─ Как вы считаете, мы справились с поставленной целью? Смогли ли узнать новое о наших маленьких словечках? ─ Ребята, у вас на столе лежат три листочка разного цвета – красное, желтое и зеленое. Из них мы соберем дерево успеха и посмотрим, хорошо ли прошел наш урок и с каким настроением мы его завершаем. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое и интересное, то прикрепите к нашему дереву, изображенной на доске, красный листок, если у вас были затруднения и вы работали на уроке не в полную силу – то желтый листок, и зеленый если вам не понравился урок и ничего нового вы не узнали ─ Отлично, приступим к записи домашнего задания. Вашим домашним заданием будет упражнение 288 на странице 40. Вам будет необходимо прочитать текст, объяснить выражение «от доски до доски» и выписать слова с предлогами. Следующее упражнение 285 на странице 39. Здесь нужно составить три предложения из слов. Написать. И подчеркнуть слова с предлогами. И последним будет упражнение 283 на странице 40. Ваша задача – прочитать предложения, подчеркнуть предлоги. И объяснить почему «капель» так называется. ─ Все ли вам понятно из домашнего задания? ─ Я благодарю вас за отличную работу, до свидания. | Выполняют задание: На реке тронулся лед. Вода вышла из берегов. Она залила луг. ─ Предлоги: На, из. Слова на и из, служат для связи слов в предложении. Выполняют упражнение, проверяют. - выполняют упражнение. К столу, Под стол, На столе, По столу, у стола, около стола, за столом, пред столом, в столе. И тд. Выполняют упражнение и проверку. ─ Мы с братом летели самолете. Я смотрел в окно. Под крылом плыли облака, как снежные поля, и сверкали на солнце. Это было так красиво и необычно! Составляют рассказ. Подчеркивают предлоги Отвечают на вопросы. Прикрепляют листочки к дереву. Записывают домашнее задание. Отвечают на вопрос. ─ До свидания! | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Учебник стр. 32, 35 |