kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока окружающего мира с презентацией. УМК Перспектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя работа-урок окружающего мира во 2 классе авторы : А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК "Перспектива". Тема урока "Птичьи секреты" (раздел"Осень"). К данному уроку выполнена презентация "Добро пожаловать на урок. Окружающий мир". Урок выполнен в соответствие  ФГОС. В технологической карте урока подробно расписаны УУД. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 15.







Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс.



Тема «Птичьи секреты».

( Раздел: « Осень»).

Разработала: учитель начальных классов

Малыгина Татьяна Анатольевна.



2014 год

г. Бор

Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику
«Окружающий мир 2 класс».
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива»



Тема

Птичьи секреты.

Цель урока:


Цели для учителя:

Цели для учащихся:

  • Сформировать представление об образе жизни и питании птиц осенью в природе.

  • Совершенствовать умения различать перелетные и зимующие птиц.

  • Воспитывать любовь к окружающему миру, прививать интерес к предмету.

  • Научить принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.


Научится объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелетных и зимующих птиц.

  • Бережно относится к окружающему миру.



  • Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах.


Планируемый результат

Учащиеся научатся объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелетных и зимующих птиц, использовать различные справочные издания, детскую литературу. Интернет для поиска информации,

аргументировано отвечать на вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы, сравнивать.


Основные понятия

Перелетные и зимующие птицы.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • Учебник «Окружающий мир» 2 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая,. Рабочая тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» 2 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

  • Задания на карточках для индивидуального опроса.

  • Карточки с опорными словами и с разноцветными птицами.

  • Иллюстрации и фотографии птиц.

  • Презентация.

  • Мультимедийный проектор.

  • Методическое пособие Поурочные разработки по курсу»Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»).

  • Музыкальные аудиозаписи (муз.запись заставка к передачи «В мире животных», песня «Расскажите, птицы».(муз. И слова И. Николаева.). .

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание любви к окружающему миру, привитие интереса к предмету;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о жизни птиц в природе;

- овладение умениями правильно участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания ;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему нас миру, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к жизни птиц, стремления помочь им.
















Этап урока.

Цель урока :

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД.

1.Организационный момент.



Активизация учащихся. Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу.
 

Приветствие:

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?


Мотивирует обучающихся к учебной деятельности. Контролирует готовность к уроку

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

- Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности - Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.


Закрепить знания о насекомых и паукообразных.

1.Проверка домашнего задания.

2.Индивидуальные задания.

- В каждой группе отметьте знаками «+», «-» особенности строения животных.

Приложение 1.

3. Фронтальный опрос.

- Каких вы знаете насекомых? Приведите примеры.

- Почему насекомых осенью становится меньше, а зимой они совсем исчезают?

- Расскажите о превращениях бабочки.

- Расскажите о превращениях стрекозы.

- По какому признаку паука можно отличить от насекомого?


Организовать фронтальную работу.


Организовать индивидуальную работу, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.





Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


Ответить на вопросы.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.







Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;


3. Самоопределение к деятельности.

Определение темы урока. Постановка цели урока.


Организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.


Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных».


-Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

(О животных).


Презентация.

Слайд 2.

Работа в парах.

Задание: разгадайте кроссворд.

Загадки:


  1. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут.(Снегирь).

  1. Что за стол среди берез

Под открытым небом,

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка).

  1. Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю.

Под карнизом обитаю.(Воробей).

  1. Носит серенький жакет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат все:

-Кар, кар, кар! (Ворона).

5. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском, речистым, чистым

«Кле-кле-кле» поет со свистом? (Клест).

  1. Прилетела на кормушку

Маленькая птица.

Что за птица с желтым брюшком?

Это же…(Синица).

-О каких животных мы будем говорить на уроке? ( О птицах).

Ребята, а вы любите разгадывать секреты.

(Ответы учеников).

Сегодня на уроке мы узнаем многое из жизни птиц, птицы откроют нам свои секреты.

Звучит аудиозапись песни «Расскажите , птицы».(муз и слова И.Николаева).

(На доску крепим птицу, которая в клюве держит лист с темой урока «Птичьи секреты».)

Таким образом, сформулируйте цель нашего урока….(Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах и попробуем разгадать их главные секреты.)

Приложение 2.

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.





Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


Участвовать в работе .













Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).


Оценивать правильность выполнения заданий.





Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации.

4. Работа по теме урока. Первичное усвоение новых знаний.

Познакомить с новыми терминами

«перелетные» и «зимующие птицы»;

Формировать умения различать перелетных и зимующих птиц и аргументировано обосновывать причины, по которым птицы покидают родные края.

Работа с учебником с.94. Приложение 3.

Рубрика «Вспомним».

-Какие опознавательные признаки отличают птиц от других животных?(Тело покрыто перьями, имеют два крыла и две ноги , развиваются из яиц).

-Давайте вспомним, какие изменения в неживой и живой природе происходят осенью.

Слайд 3.

Вставьте пропущенные слова в предложения, используя опорные слова (КОРОЧЕ, ДЛИННЕЕ, ДОЖДИ, ПОХОЛОДАЛО, ПОЗДНО, РАНО, ЗАМОРОЗКИ, ЛИСТОПАД, ТРАВЫ, НАСЕКОМЫЕ, ПЛОДЫ).

Приложение 4.

Обсудите в группах вопросы.

-Влияют ли изменения в природе на жизнь птиц?

Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры. Попробуем раскрыть первый секрет птиц – ответив на вопрос…

Слайд 4.

- Что страшнее для птиц холод или голод? (Ответы учеников).

Если птицам страшнее холод, то почему они не все улетают?

-Может птицы боятся снега?

И да, и нет. Бывает ранней весной гнезда уток. Чаек, жаворонков заметает снегом- и ничего, заботливые птичьи мамы высиживают своих будущих малышей. Страшен для птиц –голод.

Чем питаются птицы?

(Насекомые, зерна трав, кустарников, деревьев). Поэтому улетают многие птицы из-за того, что зимой не могут отыскать корм.

Таких птиц называют перелетными.

Слайд 7.

Назовите перелетных птиц. (Соловьи, кукушки, ласточки, скворцы..)

Раскроем второй секрет . Слайд 8.

Главным сигналом для подготовки к отлету является изменение длины светового дня, что происходит каждый год в одно и то же время. Как только день стал короче -пора готовиться к отлету.

Все ли перелетные птицы улетают сразу? (Сначала улетают насекомоядные, потом зерноядные, последними-водоплавающие). Объясните почему. (В такой последовательности исчезает корм).

Подумаем над третьим секретом птиц. Куда они улетают? Слайд 9.

Слайд 10.


Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Пернатые одних видов летят по одиночке, других- группами, стаями.

Вьюрки, корольки, жаворонки, трясогузки летят беспорядочными группами, грачи – редкими цепочками, кроншнепы и кулики – «шеренгой», гуси и журавли «углом» Слайд 11.

Интересные факты.

Рассказ учителя. Приложение 5.


Но не все птицы улетают, как называются птицы, остающиеся у нас зимовать? (Зимующие птицы). Приведите примеры. Слайд 12.

(Глухари, голуби, вороны…) Почему эти птицы не улетают? (Могут найти корм и зимой).

Слайд 13.

Какие у птиц бывают хлопоты?

( Примерный ответ. Птицы осенью делают себе запасы:

Сойка – желуди; поползень – орехи, семена клена и липы; сова- сычик – убитых мышей и мелких птиц прячет в дупло). Когда землю покроет снег они начнут питаться своими запасами.

Как только закончится отлет перелетных птиц, к нам летят зимние гости…Слайд 14.

Работа по учебнику с.94-95.

Приложение 3.

Рассмотрите рисунок. Объясните, почему эти птицы остаются или улетают.

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о птицах: ворона, утка, грач , цапля). Слайды 15-18. Приложение 6.


С.96.

Наши предки внимательно наблюдали за изменениями в природе осенью, и по отлету птиц могли определить погоду на предстоящую зиму.

Слайды 19-20.

28 сентября – православная церковь почитает святого великомученика Никиту. Начинался перелет гусей: высоко летят-к дружному половодью, низко-к малой воде. По домашним гусям оценивали погоду. Гусь лапу поджимает – к стуже, в воде полощется – к теплу, нос под крыло прячет – к ранней зиме.

1 октября отмечали Арину – журавлиный лет. Арина осенняя руководила журавлиным отлетом, потому что одна знала, «наступила ли пора гнать птиц в теплые края» или с отлетом можно подождать. В этот день люди смотрели в небо, если ни одного журавлиного клина не видели, то погода будет теплая до 2 ноября. Если пролетал клин – вна Покров (14 октября) ударят сильные морозы.

Рассмотрите репродукцию картины А.С.Степанова «Журавли летят» на с.96.

Расскажите, что вы видите .(Крестьянские дети провожают журавлиный клин).

О чем думают дети? Что они чувствуют? Мы не видим лиц детей. Как вы почувствовали их настроение? Какие краски использует художник, чтобы показать надежду на возвращение журавлей, приход весны?(Ответы детей).

Грустное и печальное настроение картины перекликается со стихотворением З. Александровой. Послушайте. (Рассказывает заранее подготовленный ученик).

Летят высоко журавли

Над опустевшими полями.

Лесам, где лето провели,

Они кричат; «Летите с нами!»

А в роще сонной и пустой

Дрожат от холода осины.

И долго листик золотой

Летит за стаей журавлиной.

Прочитайте сведения о художнике на «Страничках Умного Совенка» с.126.

12 ноября –Синичкин день-день прилета зимних птиц: синиц, снегирей, свиристелей, чечеток. Прилетают они из северных и таежных районов.

Работа с пословицей. Слайд 21.

По наблюдениям 8-9 птиц из 10 погибают из-за холода. Обсуждение в парах, чем мы можем помочь птицам зимой.

С.97 рубрика «Отгадаем».

Прочитайте загадки и отгадайте их. Скажите какая из этих птиц перелетная, какя –зимующая. (Ласточка- перелетная, воробей – зимующая).

Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.





Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.























Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.











Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.





Обсуждают в группах проблемные вопросы

рубрике «Вспомним».















Формулировать ответы на вопросы.

Работать с информацией, представленной в форме незаконченных предложений.








































































































































































































































Формулировать ответы на вопросы.

Работать с информацией, представленной в форме репродукции картины и стихотворения.



Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации.

5. Физкультминутка.


Влез кулик молодой

На колоду- бултых в воду.

Вымок. Выкис. Вылез. Высох.

Влез на колоду – и снова в воду.

Совсем кулик головой поник.

Да вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной.

И полетел.




6. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Научиться различать перелетных и зимующих птиц.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Приложение 3.


Задание 1. (С.56)Как называются эти птицы? Впишите в кружочки номера их названий. Найдите на рисунке перелетных и зимующих птиц. Перелетных птиц обведите зеленым карандашом, зимующих -синим.

(Выполняется с последующей взаимопроверкой).

Задание 2. (57)

-Прочитайте, выполните задание.

Приведите другие примеры перелетных и зимующих птиц.

Работа с учебником.

-Ответьте на вопросы в рубрике «Подумаем!» на с.97 учебника.

Приложение 3.



Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.




Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

7. Рефлексия деятельности.

Подведение итогов урока.

Подвести итог проделанной работе на уроке.

Сделать вывод по уроку. Оценить свою активность на уроке и свое настроение от урока.


-Какие птицы относятся к перелетным, какие к зимующим?


-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

Я знаю

Я запомнил

Я смог


Приложение 7.


Схема крепится на доску под птицей.

Прочитайте общий вывод

Слайд 22.


На столе у каждого лежит 3 птички (зеленая, желтая, красная).

Приложение 8.

Наша птичка весь урок провисела на доске одна, чтобы ей не было грустно и скучно, давайте на ветку посадим еще птичек. Возьмите птичку любого цвета, в зависимости какое настроение у вас было на уроке.

Организовать фронтальную работу.


Делают вывод по теме урока.

Оценивают свою активность на уроке и свое настроение от урока.








































Дети выбирают птичку– зеленного цвета, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно.

(

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8..Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.


Домашнее задание разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию.

1.Задание : провести наблюдение за любой птицей, нарисовать эту птицу и заполнить «Дневник наблюдения».

Приложение 9.

2. Задание – найти и записать народные приметы о птицах.

3.Задание – составить кроссворд или сочинить загадки о птицах.

4. Сделать презентацию о птицах.

( Работы 2-3 заданий ярко оформить в альбом или папку).

5.Стр.57 задание 3 в рабочей тетради.


Спасибо за внимание!

Разъяснение методики выполнения домашнего задания. Использование дифференцированного подхода к обучению учащимся.

Выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.


Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Прогностическая самооценка.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.














Приложение 1.



Особенности строения и внешнего вида.

Группа животных.


Насекомые.

Птицы.

Звери.

Тело покрыто перьями.





Тело покрыто шерстью.





Три части тела: голова, грудь. брюшко.





Два крыла, две ноги.





Три пары ног.





Крылья и ноги прикрепляются к груди.















Приложение 2.
































*Вырезать название темы урока и прикрепить на доске рядом с клювом птицы.

Приложение 3 .





Приложение 4 .


КОРОЧЕ


ЗАМОРОЗКИ

ДЛИННЕЕ


ЛИСТОПАД

ДОЖДИ


ТРАВЫ

ПОХОЛОДАЛО


НАСЕКОМЫЕ

ПОЗДНО


ПЛОДЫ


РАНО



*(Карточки со словами разрезать и положить в конверт, раздать каждой группе заранее).





Приложение 5.




Интересные факты.


Ученые выяснили, что, кроме врожденного чувства направления, птицы способны ориентироваться. Летящие днем – по горам, рекам, морям, крупным городам. Летящие ночью – по звездам, по Луне.

При дальних перелетах аисты могут спать на лету. Сердце птицы бьется частотой 400 ударов в минуту, когда она отдыхает, и свыше 1000 ударов в минуту – во время полета.

Почему перелетные птицы часто летят клиньями? Дело в том. Что каждая летящая птица летит в воздушном потоке, который дают крылья соседа, и этот поток помогает птице сохранить силы. Вожаком стаи всегда становится старая, но еще сильная птица, которая точно знает путь. Таких в стае птиц несколько. Как только вожак устает, он летит в конце клина, и его место занимает другой. Так они чередуются на протяжении всего пути.

Тот крик, который мы слышим от пролетающего в небе клина. Издают только летящие позади птицы. Таким образом они поддерживают летящих впереди птиц и «просят» не сбавлять скорость.

Если по каким-то причинам одна птица из стаи не может продолжать путь, то две другие покидают клин вместе с ней. Они оказывают ослабленной птице помощь пока она не выздоровеет или не умрет.











Приложение 6.



Сообщения учащихся.


Утка.


Самая распространенная и известная из уток, населяющих наши озера и реки, - кряква. От нее произошла домашняя утка, которая намного крупнее своей прародительницы. В природе же масса уток не превышает 1, 5 кг.

Самцы и самки уток сильно различаются по внешнему виду. Самка серенькая, а селезень - в брачный период переливается, чуть ли не всеми цветами радуги. Такой наряд самец носит с сентября до лета, когда у него начинается линька. В период линьки самец очень уязвим, так как у него выпадают маховые перья, и некоторое время он не может летать. После линьки он становится, как и самка серым, но чуть темнее.

Утку можно встретить на любом водоеме, даже на городском пруду. Весной характерный крякающий призывный крик утки раздается далеко над поверхностью воды. Услышавший его самец отвечает ей свистящими и шипящими звуками и спускается на зов.

Пары недолго остаются вместе. Самка воспитывает потомство одна. Гнездо она строит недалеко от воды, делая его из стеблей и листьев болотных растений, внутри выстилает пухом. В основном гнезда располагаются на земле, изредка – на низких ветках деревьев или в кустах. Уже в первой половине мая в гнезде появляются яйца, а спустя три недели вылупляются 8-10 птенцов.

Едва обсохнув, утята заходят в воду и начинают сами добывать себе пищу, правда под присмотром матери. Утята плавают за уткой в строгом порядке, косой линией или углом. Такое построение не случайно: рядом с каждым утенком образовывается свободное пространство, в котором он находит корм.

Утята начинают летать в июле. Выводок продолжает держаться вместе. Готовясь присоединиться к какой-нибудь перелетной стае.

Питается кряква и растительной и животной пищей. Охотно поедает ряску. Другие водные растения, моллюсков, ракообразных, личинки насекомых, головастиков и мальков рыб. Встав на крыло молодые утки вместе с родителями вечером или ночью делают отлеты на кормежку, посещая поля, засеянные злаковыми и бобовыми культурами.

К осени утки сильно жиреют, им необходимы запасы для долгого перелета в дальние края. Это время - любимый сезон охотников.


Цапля.


Цапли - семейство птиц отряда аистообразных, или, как их еще называют, голенастых. Наиболее широко распространена в России серая цапля. Она самая крупная из всех наших цапель, в длину достигает 105-115см, масса – до 2 кг.

Серая цапля внешне кажется крупной птицей за счет длинных ног и очень рыхлого оперения, не плотно прилагающего к телу. Цапля хоть и распространена широко, но селится далеко не везде. Селится она в водоемах с обширными и богатыми зарослями камыша, тростника, других водных растений, а также отсутствие рядом человека.

Цапля-птица одинокая, молчаливая, ведущая скрытый образ жизни. Стоя на одной ноге в воде цапля не спит, а зорко глядит на поверхность воды. Любимым лакомством цапли считаются лягушки, водяные жуки и мелкая рыба, но может и поймать и тритона, и змею, и мышонка, и птенца, расклевать яйца.

Ее неподвижность - чуткая настороженность охотника. Мгновение- и молниеносный удар мощного клюва поражает зазевавшуюся добычу. Охотится цапля обычно ночью ли в сумерки, там, где людей нет, может выходить на кормежку днем. Весной цапли прилетают очень рано,, когда кругом еще лежит снег, а лед начинает вскрываться у берегов. Разбившись на пары, цапли приступают к постройке гнезда – довольно большого сооружения из веток и прутьев. Гнездятся цапли большими колониями, на одном дереве могут разместиться несколько гнезд.

Птенцы, покрытые сероватым пухом, появляются спустя 26 суток. Ухаживают за ними оба родителя. Птенцы очень прожорливы. Цапля проглатывает пищу, а затем отрыгивает ее птенцам.

Цапля неуклюжая птица, но может себя защитить своим крепким и острым клювом. В обычном состоянии шея цапли сложена почти в трое, но при нанесении удара мгновенно, как пружина, распрямляется на полуметровую длину. Цапля владеет своим орудием в совершенстве, кончик клюва со снайперской точностью бьёт в ту точку, на которую направлен взгляд птицы. Лишь молодняк иногда промахивается, взрослая птица- никогда.


Ворона.

Серая ворона есть везде, где живет человек, а вот в малонаселенных местностях почти не встречается. Люди ворон не любят, потому что они разоряют гнезда птиц. Да и ворона людей недолюбливает, но извлекает выгоду из соседства с ними. После людей остается много пищевых отходов, которыми любит лакомиться ворона.

Гнезда вороны начинают строить рано, с появлением первых проталин. Гнезда вороны строят большие из крупных веток на деревьях, ЛЭП, архитектурных украшениях зданий - везде, где ей удобно. У самки через 18-21 день появляются птенцы ( 3-6 птенцов). Самец носит ей пищу и иногда отпускает полетать, сменяя ее на гнезде. В течение месяца оба родителя выкармливают птенцов. И потом еще некоторое время опекают и защищают их.

Ворона очень умна. Жизнь бок о бок с людьми научила ворону. Она безошибочно отличает мужчину от женщины. К первому относится с большей опаской. Она немедленно улетит, увидев человека с ружьем, но не обратит внимания на человека с палкой. Запомнит мальчишку, стрелявшего в нее из рогатки. А человек с мусорным ведром вызовет слет ворон у мусорного бака.

Цены бы не было вороне за такой ум. Если бы не хищнические повадки. Ловкость и меткость позволяют вороне ловить мелких грызунов, ящериц, вредных насекомых и этим приносить людям пользу. Но зачем утруждаться. если кругом много пищевых отходов и гнезд беззащитных птиц?

Так что большинство ученых сходятся во мнении, что ворона вредная птица.

Многие ошибочно считают, что ворон – это «муж» вороны. Ворон – другая более крупная птица, с черным оперением и клиновидным обрезом хвоста.

Ворон питается падалью, а также ловит грызунов, чем приносит человеку пользу.




Грач.

Появление и отлет грачей – яркая примета смены времен года. Эти птицы всегда селятся рядом с людьми, и внешность у них яркая- перья сплошь черные с фиолетовым отливом, клюв крупный и крепкий.

Эти птицы селятся большими колониями, занимая вершины деревьев в рощах, перках, садах. Колония насчитывает иногда десятки гнезд. Грачи своим шумом мешают людям, иногда устраивая переполохи, ссорясь за лучшее место на ветке.

Потом наступает затишье на 16-20 дней, пока грачи высиживают яйца. У каждого грача появляется от 3 до 7 птенцов.

Ежеминутно грачи приносят своим птенцам червяков, завидев которого грачата поднимают оглушительный крик.

Грачей очень сложно выселить с насиженного места, потому что они привязаны к месту.

Несмотря на сильный шум, грачи приносят людям огромную пользу. Грач уничтожает большое количество вредных насекомых и их личинок, от нашествия которых страдают плодовые деревья и зерновые культуры. Часто их можно увидеть на полях, где пашет сельскохозяйственная техника.

















Приложение 7.


Я знаю

Я запомнил

Я смог






Приложение 8.











*Птиц необходимо вырезать и раздать детям заранее в конвертах.





Приложение 9.


Дневник наблюдения.


Ф.И. ученика __________________________________Класс_______________


Тема урока: «Птичьи секреты».



Дата и время наблюдения.

Название птицы.

Описание птицы.

Где обитает.

Чем питается.

Общие выводы.
























































Просмотр содержимого презентации
«Добро пожаловать на урок!»

Добро пожаловать на урок! ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Добро пожаловать на урок!

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

       Кроссворд.                                      6 .                
  •   
  •  
  •   Кроссворд.
  •   
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  6 .

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

1

2

3

4

5

Какие изменения в живой и неживой природе происходят осенью?

Какие изменения в живой и неживой природе происходят осенью?

  • Дни стали …….., а ночи ………. .
  • Часто идут холодные ……….. .
  • П…………… .
  • Солнце восходит …….., а заходит ……… .
  • На почве ……… .
  • Л………… .
  • Увядают ……….. .
  • Исчезают ……….. .
  • Созрели …………. .
Секрет первый   Почему же птицы улетают?

Секрет первый

Почему же птицы улетают?

Перелетные птицы.

Перелетные птицы.

Секрет второй

Секрет второй

  • Как птицы узнают о приближении трудного голодного времени?
Секрет третий Куда же улетают птицы?

Секрет третий

Куда же улетают птицы?

Перелетные птицы летят:

Перелетные птицы летят:

  • Ласточки, мухоловки, славки, пеночки –в Африку.
  • Утки- Каспийское море.
  • Полярные крачки – в Антарктиду.
  • Скворцы – в Туркмению.
Зимующие  птицы.

Зимующие птицы.

Зимующие птицы.

Зимующие птицы.

  • Какие особые хлопоты у птиц, которые помогают им выжить зимой?
Зимние гости.

Зимние гости.

Ворона.

Ворона.

Утка.

Утка.

Грач.

Грач.

Цапля.

Цапля.

ПТИЦЫ-СИНОПТИКИ.

ПТИЦЫ-СИНОПТИКИ.

  • Своевременный прилёт птиц к хорошему урожаю хлеба.
  • Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев – это к холодному лету.
  • Низко ласточка летает, о дожде предупреждает.
ПТИЦЫ-СИНОПТИКИ.

ПТИЦЫ-СИНОПТИКИ.

  • 28 сентября- Никитин день Никита- гусепролет. Начинался перелет гусей.
  • 1 октября – отмечали Арину –журавлиный лет.
  • 12 ноября – Синичкин день – день прилета первых зимних птиц: синиц, снегирей, чечеток, свиристелей.
Покорми птиц зимою - послужат тебе весною.

Покорми птиц зимою - послужат тебе весною.

Вывод:  Птицы, которые улетают на зиму в теплые края, называются перелетными . Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются зимующими . Отлет перелетных птиц – одно из природных явлений в живой природе.

Вывод:

Птицы, которые улетают на зиму в теплые края, называются перелетными . Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются зимующими . Отлет перелетных птиц – одно из природных явлений в живой природе.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Автор презентации «Птичьи секреты» Малыгина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 15 п.Ситники  Борский район. 2014 год

Автор презентации

«Птичьи секреты»

Малыгина Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 15 п.Ситники

Борский район.

2014 год

Использованные материалы:

Использованные материалы:

  • http://yandex.ru/images / -картинки птиц


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока окружающего мира с презентацией. УМК Перспектива

Автор: Малыгина Татьяна Анатольевна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Грибы""
    ["seo_title"] => string(66) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_griby"
    ["file_id"] => string(6) "626454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677176631"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Тема урока: "Наши реки""
    ["seo_title"] => string(23) "tiema-uroka-nashi-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "265222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449860478"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Тема урока: "Реки""
    ["seo_title"] => string(17) "tiema-uroka-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "266684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450201638"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Кто  ещё у нас живёт?"
    ["seo_title"] => string(22) "ktoieshchiounaszhiviot"
    ["file_id"] => string(6) "264417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449719237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства