2. Актуализация знаний. | Закрепить знания о насекомых и паукообразных. | 1.Проверка домашнего задания. 2.Индивидуальные задания. - В каждой группе отметьте знаками «+», «-» особенности строения животных. Приложение 1. 3. Фронтальный опрос. - Каких вы знаете насекомых? Приведите примеры. - Почему насекомых осенью становится меньше, а зимой они совсем исчезают? - Расскажите о превращениях бабочки. - Расскажите о превращениях стрекозы. - По какому признаку паука можно отличить от насекомого? | Организовать фронтальную работу. Организовать индивидуальную работу, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Ответить на вопросы. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование; |
3. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока. Постановка цели урока. | Организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока. | Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных». -Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? (О животных). Презентация. Слайд 2. Работа в парах. Задание: разгадайте кроссворд. Загадки: Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют. Не боится он простуды. С первым снегом тут как тут.(Снегирь). Что за стол среди берез Под открытым небом, Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушка). Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю. Под карнизом обитаю.(Воробей). Носит серенький жакет, Но у крыльев черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат все: -Кар, кар, кар! (Ворона). 5. Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит, Голоском, речистым, чистым «Кле-кле-кле» поет со свистом? (Клест). Прилетела на кормушку Маленькая птица. Что за птица с желтым брюшком? Это же…(Синица). -О каких животных мы будем говорить на уроке? ( О птицах). Ребята, а вы любите разгадывать секреты. (Ответы учеников). Сегодня на уроке мы узнаем многое из жизни птиц, птицы откроют нам свои секреты. Звучит аудиозапись песни «Расскажите , птицы».(муз и слова И.Николаева). (На доску крепим птицу, которая в клюве держит лист с темой урока «Птичьи секреты».) Таким образом, сформулируйте цель нашего урока….(Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах и попробуем разгадать их главные секреты.) Приложение 2. | Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Участвовать в работе . Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). Оценивать правильность выполнения заданий. | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации. |
4. Работа по теме урока. Первичное усвоение новых знаний. | Познакомить с новыми терминами «перелетные» и «зимующие птицы»; Формировать умения различать перелетных и зимующих птиц и аргументировано обосновывать причины, по которым птицы покидают родные края. | Работа с учебником с.94. Приложение 3. Рубрика «Вспомним». -Какие опознавательные признаки отличают птиц от других животных?(Тело покрыто перьями, имеют два крыла и две ноги , развиваются из яиц). -Давайте вспомним, какие изменения в неживой и живой природе происходят осенью. Слайд 3. Вставьте пропущенные слова в предложения, используя опорные слова (КОРОЧЕ, ДЛИННЕЕ, ДОЖДИ, ПОХОЛОДАЛО, ПОЗДНО, РАНО, ЗАМОРОЗКИ, ЛИСТОПАД, ТРАВЫ, НАСЕКОМЫЕ, ПЛОДЫ). Приложение 4. Обсудите в группах вопросы. -Влияют ли изменения в природе на жизнь птиц? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры. Попробуем раскрыть первый секрет птиц – ответив на вопрос… Слайд 4. - Что страшнее для птиц холод или голод? (Ответы учеников). Если птицам страшнее холод, то почему они не все улетают? -Может птицы боятся снега? И да, и нет. Бывает ранней весной гнезда уток. Чаек, жаворонков заметает снегом- и ничего, заботливые птичьи мамы высиживают своих будущих малышей. Страшен для птиц –голод. Чем питаются птицы? (Насекомые, зерна трав, кустарников, деревьев). Поэтому улетают многие птицы из-за того, что зимой не могут отыскать корм. Таких птиц называют перелетными. Слайд 7. Назовите перелетных птиц. (Соловьи, кукушки, ласточки, скворцы..) Раскроем второй секрет . Слайд 8. Главным сигналом для подготовки к отлету является изменение длины светового дня, что происходит каждый год в одно и то же время. Как только день стал короче -пора готовиться к отлету. Все ли перелетные птицы улетают сразу? (Сначала улетают насекомоядные, потом зерноядные, последними-водоплавающие). Объясните почему. (В такой последовательности исчезает корм). Подумаем над третьим секретом птиц. Куда они улетают? Слайд 9. Слайд 10. Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Пернатые одних видов летят по одиночке, других- группами, стаями. Вьюрки, корольки, жаворонки, трясогузки летят беспорядочными группами, грачи – редкими цепочками, кроншнепы и кулики – «шеренгой», гуси и журавли «углом» Слайд 11. Интересные факты. Рассказ учителя. Приложение 5. Но не все птицы улетают, как называются птицы, остающиеся у нас зимовать? (Зимующие птицы). Приведите примеры. Слайд 12. (Глухари, голуби, вороны…) Почему эти птицы не улетают? (Могут найти корм и зимой). Слайд 13. Какие у птиц бывают хлопоты? ( Примерный ответ. Птицы осенью делают себе запасы: Сойка – желуди; поползень – орехи, семена клена и липы; сова- сычик – убитых мышей и мелких птиц прячет в дупло). Когда землю покроет снег они начнут питаться своими запасами. Как только закончится отлет перелетных птиц, к нам летят зимние гости…Слайд 14. Работа по учебнику с.94-95. Приложение 3. Рассмотрите рисунок. Объясните, почему эти птицы остаются или улетают. (Заранее подготовленные ученики рассказывают о птицах: ворона, утка, грач , цапля). Слайды 15-18. Приложение 6. С.96. Наши предки внимательно наблюдали за изменениями в природе осенью, и по отлету птиц могли определить погоду на предстоящую зиму. Слайды 19-20. 28 сентября – православная церковь почитает святого великомученика Никиту. Начинался перелет гусей: высоко летят-к дружному половодью, низко-к малой воде. По домашним гусям оценивали погоду. Гусь лапу поджимает – к стуже, в воде полощется – к теплу, нос под крыло прячет – к ранней зиме. 1 октября отмечали Арину – журавлиный лет. Арина осенняя руководила журавлиным отлетом, потому что одна знала, «наступила ли пора гнать птиц в теплые края» или с отлетом можно подождать. В этот день люди смотрели в небо, если ни одного журавлиного клина не видели, то погода будет теплая до 2 ноября. Если пролетал клин – вна Покров (14 октября) ударят сильные морозы. Рассмотрите репродукцию картины А.С.Степанова «Журавли летят» на с.96. Расскажите, что вы видите .(Крестьянские дети провожают журавлиный клин). О чем думают дети? Что они чувствуют? Мы не видим лиц детей. Как вы почувствовали их настроение? Какие краски использует художник, чтобы показать надежду на возвращение журавлей, приход весны?(Ответы детей). Грустное и печальное настроение картины перекликается со стихотворением З. Александровой. Послушайте. (Рассказывает заранее подготовленный ученик). Летят высоко журавли Над опустевшими полями. Лесам, где лето провели, Они кричат; «Летите с нами!» А в роще сонной и пустой Дрожат от холода осины. И долго листик золотой Летит за стаей журавлиной. Прочитайте сведения о художнике на «Страничках Умного Совенка» с.126. 12 ноября –Синичкин день-день прилета зимних птиц: синиц, снегирей, свиристелей, чечеток. Прилетают они из северных и таежных районов. Работа с пословицей. Слайд 21. По наблюдениям 8-9 птиц из 10 погибают из-за холода. Обсуждение в парах, чем мы можем помочь птицам зимой. С.97 рубрика «Отгадаем». Прочитайте загадки и отгадайте их. Скажите какая из этих птиц перелетная, какя –зимующая. (Ласточка- перелетная, воробей – зимующая). | Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Обсуждают в группах проблемные вопросы рубрике «Вспомним». Формулировать ответы на вопросы. Работать с информацией, представленной в форме незаконченных предложений. Формулировать ответы на вопросы. Работать с информацией, представленной в форме репродукции картины и стихотворения. | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации. |
6. Закрепление изученного материала. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Научиться различать перелетных и зимующих птиц. | Выполнение заданий в рабочей тетради. Приложение 3. Задание 1. (С.56)Как называются эти птицы? Впишите в кружочки номера их названий. Найдите на рисунке перелетных и зимующих птиц. Перелетных птиц обведите зеленым карандашом, зимующих -синим. (Выполняется с последующей взаимопроверкой). Задание 2. (57) -Прочитайте, выполните задание. Приведите другие примеры перелетных и зимующих птиц. Работа с учебником. -Ответьте на вопросы в рубрике «Подумаем!» на с.97 учебника. Приложение 3. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока. | Подвести итог проделанной работе на уроке. Сделать вывод по уроку. Оценить свою активность на уроке и свое настроение от урока. | -Какие птицы относятся к перелетным, какие к зимующим? -Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: Я знаю Я запомнил Я смог Приложение 7. Схема крепится на доску под птицей. Прочитайте общий вывод Слайд 22. На столе у каждого лежит 3 птички (зеленая, желтая, красная). Приложение 8. Наша птичка весь урок провисела на доске одна, чтобы ей не было грустно и скучно, давайте на ветку посадим еще птичек. Возьмите птичку любого цвета, в зависимости какое настроение у вас было на уроке. | Организовать фронтальную работу. | Делают вывод по теме урока. Оценивают свою активность на уроке и свое настроение от урока. Дети выбирают птичку– зеленного цвета, если урок понравился, и он активно потрудился; желтым – если урок понравился, но что-то не получалось; и красным – урок не понравился, я работал не активно. ( | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8..Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. | Домашнее задание разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Задание : провести наблюдение за любой птицей, нарисовать эту птицу и заполнить «Дневник наблюдения». Приложение 9. 2. Задание – найти и записать народные приметы о птицах. 3.Задание – составить кроссворд или сочинить загадки о птицах. 4. Сделать презентацию о птицах. ( Работы 2-3 заданий ярко оформить в альбом или папку). 5.Стр.57 задание 3 в рабочей тетради. Спасибо за внимание! | Разъяснение методики выполнения домашнего задания. Использование дифференцированного подхода к обучению учащимся. | Выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. | Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Прогностическая самооценка. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |