1. Организационный момент. -
I2. Проверка домашнего задания.
3.Объявление темы и целей урока. Введение в тему.
4. Изучение нового материала.
5.Физкультминутка.
6. Актуализация знаний.
7. Рефлексия.
| Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место Оценивать своё знание по изучаемой теме; Ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением заданий Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради Применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов Осознание учащимися своей учебной деятельности . | Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. | Слушают. Проверка проводится в виде теста. Отгадывают загадки. Отвечают на вопрос. Определяют тему урока Практическая работа. (Состав почвы.) Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы. Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду. Наблюдают. Наблюдают. Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы Наблюдают. Дети заполняют схему в рабочей тетради, учитель - у доски На оценочной шкале оценивают себя до начала работы с алгоритмом Работа с электронным микроскопом Алгоритм работы: 1. Включить компьютер. 2. Подключить микроскоп к компьютеру. 3. На компьютере открыть ярлык UleadVideoStudio 4. Слева выбрать вкладку Capture 5. Открыть окно Cource: USB2.OCamer 6. Положить кожицу лука на предметный столик с зажимами. 7. Включить подсветку. 8. Настроить увеличение в 10 раз. 9.Сфотографировать, нажатьCaptureLmage (фотоаппарат) 10.Рассмотреть изображение на экране компьютера. Сделать вывод 11.Настроить увеличение в 100 раз. 12.Повторить пункт 8,9,10 Отвечают на вопросы. Работа с учебником. Делают вывод. Выполняют упражнения.
Работа с учебником. | Рассказывает.
1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. 1. В чистом поле встретишь склон, Точно знаешь – это… (холм).
3. Носит бабка Снежную шапку. Каменные бока Закутаны в облака. (гора.) | 2. Далеко, конца не видно, Расстилается... (равнина).
4. Тает снег - и я расту, Дождик льет - и я расту, Но расту не в высоту, А в глубину и в ширину. Полю хлебному я враг, А зовут меня... (овраг). | | Отгадки появляются в кроссворде. - Как называются одним словом отгаданные слова? (Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли Обратимся к учебнику. Прочитайте стихотворение на с. 87. Сказала лопата: Земля — чтобы рыть.Ботинки сказали: Земля - чтоб ходить. А люди сказали: Земля - чтобы жить. А. Тетивкин - О какой земле идёт речь? (о почве) - Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать? (Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.) Итак, тема нашего урока :Почва и её состав.
Что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты. Опыт 1. Что будете проверять в результате опыта? Оборудование: стакан, вода, комок почвы. Ход опыта Положи в стакан с водой комок почвы. Вывод: в почве есть воздух. - Для чего нужен воздух в почве? Опыт 2. Вывод: в почве есть песок, глина.
Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и отражать выводы в своих тетрадях. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло). Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Опыт 3. (Проводит учитель.) Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло. Ход опыта Положим на сковородку немного почвы и нагреем её. Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой. Вывод: в почве есть вода. . - Зачем в почве вода? Опыт 4 (продолжение опыта 3). Ход опыта. Продолжим прокаливать почву. Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных. Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.) Опыт 5. Цель: увидеть наличие солей. Ход опыта Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли. Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. - Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.. Опыт 5. Работать будете в парах. Критерий оценивания: умение работать по алгоритму.
. Разрыхлите палочкой комочек почвы и рассмотрите её под микроскопом. Определите цвет почвы. Найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных. Обсудите и запишите результаты своих наблюдений в тпо на с. 12- 13. Прочитайте свои вывод
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы
. Свойство почвы. - С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см. Посмотрите на иллюстр. учебнике - Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) - Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы. - А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 89 – 90.
Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны. Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.
По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90. - Что изображено? - Где расположен плодородный слой? - Как вы догадались? - Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода. - В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
- Давайте подведём итог. - Что такое почва? - Какая почва называется плодородной? - Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
|