Урок обучения грамоте по теме «Звуки [г], [г’], буква Г.» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе. С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрёл системно – деятельностный подход. Эта задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. Данный урок направлен на развитие универсальных учебных действий.
Особенность урока состоит в самостоятельном изучении звуков. Учащиеся работают с зеркальцем и определяют постоянные признаки звука. Моя задача – помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Надеюсь, что материалы будут использовать учителя начальных классов.
Тема: Звуки [г], [г’]. Буква Г.
Цель: Организовать деятельность для овладения обучающимися знаний о звуках [г], [г’], букве Г;
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивирование к учебной деятельности. | | фронтальная | -Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. -Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам пользу, мы многое узнаем и многому научимся. - Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? - А у вас какое настроение? Выберите и покажите мне смайлик, цвет которого соответствует вашему настроению. Зелёный - настроение отличное, к уроку готов! Жёлтый - ещё не решил, но буду стараться. Красный - переживаю, сомневаюсь в своих знаниях. - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Не переживайте, у вас всё получится! | Слушают учителя. | Формирование мотивации к учению | |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания | | - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете. И так: Речь бывает … Звуки бывают… Звуки отличаются от букв тем, что… Согласные бывают… Гласные звуки а, о, у, ы обозначают… Гласные звуки я, и, е обозначают… | Отвечают на вопросы | | |
3 | Формулировка темы и задач урока. | | | - Отгадайте загадки: - С каких звуков начинаются слова-отгадки? - Значит, какая тема нашего урока? - Каковы цели нашего урока? (Учитель фиксирует цель на доске) - Мы с вами уже давали характеристику звукам? Работа с зеркальцем – Скажите, звук [г] какой? Почему? (объясняют) - В каком домике будет жить? - А на каком этаже? Почему? | Ответы детей: Гири и Газета Звуки [г], [г'], буква Г. Распознавать звуки [г], [г'] на слух; читать слоги, слова и предложения с буквой Г. Учащиеся сами определяют постоянные признаки звука: Согласный. В синем. На первом, глухой. Отвечают на вопросы. | | |
| Первичное закрепление. | | | - Какой буквой обозначаются звуки [г], [г']? - На что похожа буква Г? (Слайд 2) - Ребята, давайте почитаем слоги с буквой Г. - Почему вы выбрали табличку и с синей Г, и с зелёной Г? - Какой делаем вывод? - Ребята, сейчас я буду зачитывать вам слова, вы должны внимательно слушать. Если вы услышите звуки [г], [г'] в начале слова, то хлопайте в ладоши; если вы услышите звуки [г], [г'] в середине слова, топайте ногами; если вы услышите звуки [г], [г'] в конце слова, то встаньте. Слова: горох, грачи, магазин, зима, снег, грабли, лопата, утюг, мангал, гном, гиря. | Отвечают на вопросы учителя. Ученики по очереди берут табличку с буквой Г зелёной и синей и подставляют к каждой гласной, читая образовавшийся слог. Потому что буквы е, и, я обозначают мягкость согласных, а буквы а, о, у, ы твёрдость согласных. Звук[ г] бывает и твёрдый, и мягкий. Ученики определяют место звука в слове и говорят, мягкий он или твёрдый. Выполняют упражнения. | | |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | | Индивидуальная. | Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться. - Учитель раздаёт каждому ученику напечатанные слова, они их читают вслух поочереди. (Глаза, загар, грибок, город, гитара). | Читают слова вслух. | | |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | | Индивидуальная | - Учитель раздаёт ученикам напечатанный текст. (Приложение №2) -Ученики сначала читают предложения вслух по очереди, а затем подчёркивают в словах букву Г, проверяют по эталону.(Слайд 3) | Читают. Ученики подчёркивают букву Г в словах (синим карандашом - твёрдую, зелёным - мягкую). | Умение использовать полученные знания при выполнении самостоятельного задания | Проверяют по эталону. |
7 | Самооценка и рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | | | - Вспомните, какие цели ставили на урок? - Удалось ли вам добиться этих целей? - Оцените свои успехи на уроке по шкале по следующим критериям: - различаю звуки [г], [г'] от других звуков (работа с текстом); - называю букву Г (работа с текстом); - определяю место звука в слове (физминутка); - читаю слова с буквой Г (чтение предложений) Зелёный кружок – всё получилось; Жёлтый кружок – были затруднения; Красный кружок – не получилось. - Что у вас хорошо получилось? - Над чем надо поработать? -Какое настроение у вас сейчас, покажите с помощью цвета. - Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Делают самооценку своей деятельности и настроения на уроке. | Обозначение обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | |