Просмотр содержимого документа
«Тема: звуки [ф - ф'], [в - в'], буквы Ф, В.»
УРОК
обучения грамоте в 1 классе
Тема: звуки [ф - ф'], [в - в'], буквы Ф, В.
Цели урока.
Образовательная:
Закрепить знания о парных согласных [ф - в], [ф'- в']. Научить различать их на слух и обозначать буквами Ф, В. Формировать умение читать слова и предложения с буквами Ф и В. Упражнять в определении «опасных мест» при письме.
Формировать самооценку, навыки коллективной работы. Прививать интерес к предмету.
Ход урока
1.Приветствие гостей.
Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго –
Ведь учились мы немного.
2
К
. Как мы будем оценивать свою работу.
З
Хорошо, все задания выполняли правильно.
С
Если у вас что-то не получилось, не со всеми заданиями справились.
Если вы были невнимательны, вам не хотелось заниматься, у вас ничего не получилось, (квадратики лежат на партах у каждого ребенка)
3.«Настройка» на работу.
У каждого ученика на парте лежат «мордашки».
- Прошу показать ту «мордашку», которая соответствует настроению в данный момент:
Хорошее Среднее Плохое
- Посмотрим, сколько будет улыбок в конце урока.
4.Повторение парных согласных.
- В начале нашего урока мы все вместе вытащим из тайников памяти кое-что ценное об изученных парных согласных. А для этого проведем маленький устный опрос. На мои вопросы надо отвечать «да» или «нет».
Буква П обозначает гласный звук? Буква П обозначает согласные звуки [п] и [б]? Буква Б обозначает согласные звуки? Буква Б обозначает два звука [б] и [б']?
Прекрасные знания. Что можете добавить про согласные Б-П? (они парные по глухости-звонкости, обозначают два звука, перед твердыми командирами читаются твердо, перед мягкими - мягко. В конце слов и перед другими парными согласными являются «опасным местом» при письме).
А какие еще парные согласные знаете? Откройте форзац азбуки, найдите домик, где живут парные согласные. Назовите их.
Почему они называются парными? (одна из букв обозначает звонкий согласный, другая
глухой согласный).
Отлично поработали вместе.
Сегодня мы поработаем еще с одной парой букв. Но «именинницей» будет только одна из них.
5. Работа над темой урока.
Что вы еще хотели бы узнать про эту букву? (какие работы она выполняет?[ является ли парной согласной? ю\ -? Будет ли опасным метом при письме? 0-?
Давайте все вместе отвечать на поставленные вопросы.
1) Послушайте 4 слова и назовите одинаковые звуки в них: фикус, фокус, форма, ферма,
какие это звуки? ([ф — ф'])
дайте им полную характеристику
кто знает, какие буквы нужны дл их обозначения?
- почему для звуков [ф -- ф'] одна и та же буква? (на доске появляется карточка с изображением буквы «эф»). Дети отыскивают место жительства буквы в алфавите.
- Я думаю, что на один вопрос о работе буквы «эф» мы уже нашли ответ. На доске:
2) - Будем отвечать на второй вопрос: является ли буква «эф» парной согласной?
Вернемся в Буквоград. Какая буква живет по соседству с буквой «эф»? (В).
Дайте характеристику этой букве.
Какой вывод можно сделать? (Буквы Ф и В парные согласные по глухости-звонкости).
Почему буквы Ф и В являются парными согласными? (Ф обозначает глухие звуки, В звонкие согласные звуки).
Вот вам ответ и на второй вопрос.
Н а доске:
3) Сравнение звуков [в - ф], [в' - ф']
Что общего? (верхние зубы касаются нижней губы).
Чем различаются? ([в - в'] произносятся с голосом, громко; [ф - ф'] - без включения голоса, тихо).
Как назовем звуки [в - ф'], [в - ф'] по отношению друг к другу? (парные согласные по глухости-звонкости).
Какая буква - «подружка» «эф»? (В).
Физ. минутка
4) Упражнение в определении «опасных мест» при письме для букв В и Ф.
а) -Послушайте слова: жираф, удав. Назовите последние звуки в словах. Дайте им характеристику.
После этого слова помещаются на доску для прочтения.
Что заметили? (не совпадает парный согласный звук в конце слова «удав» с его буквой).
И что думаете по этому поводу? (парным согласным нельзя доверять при письме).
Почему? (звук один, а буквы - две).
Прочитайте еще одно слово «булавка». Что наблюдаете? (звук [ф] обозначен буквой В).
Какой вывод можно сделать? (буквы В и Ф перед другими согласными тоже являются «опасным метом» при письме).
Отметим точкой «опасные места»:
Ж ирафУдавБулавка
Вот мы все вместе нашли ответ на третий вопрос: являются ли буквы Ф и В «опасным местом» при письме? - ? +
А в какой позиции в слове? (в конце и перед другими парными согласными).
А как вы будете поступать, если услышите парный согласный в конце слова или перед другими парными согласными? (пользоваться подсказкой учителя).
Как проверить согласный звук, я научу вас чуть позже, т.е. на следующих уроках.
б) На доске задание: шка...ко...та морко...ь сли...а шар......ерба
Какое задание вы бы дали детям? (вставить буквы и прочитать слова)
Какие это будут буквы? (Ф или В). После дописывания букв дети доказывают, почему написали ту или иную букву.
В каких словах парным согласным В и Ф нельзя доверять? Почему? (звуки одинаковые, а буквы в словах разные).
в) работа по с. 34 (столбики слова).
Найдите и прочитайте слова, в которых парным согласным Ф и В доверять нельзя.
Почему?
Что наблюдаем? (звуки одинаковые, а буквы разные). Парные согласные Ф и В отличаем как «опасные места» в словах.
Уточним характеристику [ф] (парный по глухости-звонкости)
Этому звуку доверяем? (да, когда он перед гласным). Наблюдение над словами первых столбиков.
Что наблюдаем? (парные согласные соответствуют их буквам).
Являются ли эти места «опасными»? (нет)
- Почему? (звуки [ф], [ф'], [в] можно обозначить только одной буквой. При замене, например, шкавы, слово разрушается).
В каких положениях парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной буквой? (перед гласными).
г) Хоровое чтение скороговорки (с.35) шепотом с четким проговариванием всех звуков.
- Обозначим «опасные места» в словах. Назовите такие слова (фотограф). Почему вы так считаете? (звук [ф] можно обозначить буквами Ф и В).
- Есть ли в скороговорках родственные слова? Назовите их (фото, фотографировал, фотограф). Докажите, что они являются родственными.
6. Подведение итогов урока.
С какой парой букв мы сегодня работали?
Какая буква была «именинницей» на уроке?
Что вы можете о ней рассказать?
Чему учились на уроке? (учились отличать звуки [ф | в], [ф' - в'] и обозначать их буквами Ф и В, учились читать слова и предложения с этими буквами).
Над чем наблюдали? (над совпадением и несовпадением парных согласных звуков и их буквами).
К какому выводу пришли? (парные согласные Ф и В на конце слов и перед другими парными согласными - «опасное место». Им нельзя доверять).
Вспомните все, чем мы сегодня занимались. Какое задание было самым сложным? Какое задание оказалось легким?
-Оцените себя, как вы сегодня работали.
К
З
С
Вы усвоили знания идеально. Завидую.
Почти безошибочно. Примите поздравления.
Огорчаться не стоит. К отдельным вопросам можно всегда вернуться.
Покажите мне «мордашки» с настроением.
Улыбок больше - значит, урок удался!
Попрощаемся с гостями:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
- Урок наш завершен, до встречи на следующем уроке!