Просмотр содержимого документа
«Тема урока " Созвездия"»
[19:50, 13.10.2025] Татьяна Никульшина: ## Конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: Созвездия
Цель: Сформировать у учащихся представление о созвездиях, научить находить на карте звездного неба основные созвездия, развивать наблюдательность, любознательность и интерес к изучению окружающего мира.
Задачи:
• Образовательные:
• Познакомить учащихся с понятием "созвездие".
• Ознакомить с названиями и легендами некоторых известных созвездий (Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Лев).
• Научить находить основные созвездия на карте звездного неба.
• Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к астрономии.
• Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
• Развивать воображение и образное мышление.
• Развивать умение работать с информацией, представленной в различных формах (текст, рисунок, карта).
• Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
• Воспитывать уважение к знаниям и науке.
• Воспитывать умение работать в группе.
Оборудование:
• Учебник "Окружающий мир" 3 класс.
• Карта звездного неба.
• Иллюстрации созвездий.
• Презентация (по желанию).
• Фонарик (для имитации звезд).
• Рабочие листы с заданиями.
• Музыкальное сопровождение (космическая музыка, по желанию).
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
• Приветствие учащихся.
• Проверка готовности к уроку.
• Создание положительного эмоционального настроя.
II. Актуализация знаний (5 минут)
• Беседа:
• Что такое космос? Что вы знаете о звездах?
• Какие планеты вы знаете?
• Кто такие космонавты?
• Вопрос: Все ли звезды одинаковые? Чем они отличаются? (Размер, цвет, яркость).
• Подведение к теме: Сегодня мы поговорим о том, как люди объединяли звезды в группы и что из этого получилось.
III. Изучение нового материала (15 минут)
• Введение понятия "Созвездие":
• Учитель: "Давным-давно, когда не было городов с ярким освещением, люди могли видеть на небе очень много звезд. Чтобы ориентироваться на ночном небе, люди стали объединять самые яркие звезды в группы, которые назвали созвездиями."
• Объяснение: "Созвездие – это группа звёзд, объединённых общим названием и видимых с Земли в определёнленном участке неба."
• Рассказ о созвездиях:
• Большая Медведица:
* Показать иллюстрацию созвездия.
* Рассказать легенду о нимфе Каллисто, превращенной в медведицу.
* Показать, как найти созвездие на карте звездного неба.
* Обратить внимание на ковш Большой Медведицы.
• Малая Медведица:
* Показать иллюстрацию созвездия.
* Рассказать легенду о сыне Каллисто, Аркасе, также превращенном в медведицу.
* Показать, как найти созвездие на карте звездного неба.
* Объяснить, что Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица и всегда указывает на север.
• Орион:
* Показать иллюстрацию созвездия.
* Рассказать легенду о охотнике Орионе.
* Показать, как найти созвездие на карте звездного неба.
* Обратить внимание на яркие звезды в созвездии Ориона (Бетельгейзе, Ригель).
• Лев:
* Показать иллюстрацию созвездия.
* Рассказать легенду о Немейском льве.
* Показать, как найти созвездие на карте звездного неба.
• Работа с картой звездного неба:
• Учитель показывает на карте звездного неба изученные созвездия.
• Ученики находят эти созвездия на своих картах (если есть).
IV. Физкультминутка (2 минуты)
• Игра "Звездочет":
• Учитель называет созвездие, а ученики имитируют движения, связанные с этим созвездием (например, "Большая Медведица" - ходьба как у медведя, "Орион" - стрельба из лука).
V. Закрепление нового материала (15 минут)
• Работа в группах:
• Разделить класс на группы.
• Каждой группе раздать рабочие листы с заданиями.
• Варианты заданий:
* Соединить точки, чтобы получились созвездия, и подписать их названия.
* Нарисовать свои созвездия и придумать им на звания и легенды.
* Заполнить таблицу: название созвездия, легенда, как найти на небе.
• Презентация результатов работы групп:
• Каждая группа представляет свои результаты работы.
• Обсуждение результатов.
• Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся.
VI. Подведение итогов урока (3 минуты)
• Что нового узнали на уроке?
• Что такое созвездие?
• Какие созвездия мы сегодня изучали?
• Что вам больше всего понравилось на уроке?
• Оценивание работы учащихся.
VII. Домашнее задание (3 минуты)
• Учебник: прочитать текст о созвездиях, ответить на вопросы.
• (По желанию) Понаблюдать за ночным небом и постараться найти изученные созвездия.
• (По желанию) Подготовить небольшое сообщение об одном из созвездий, которое не изучалось на уроке…