kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: "Предложный падеж имен существительных" 3 класс УМК Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Предложный падеж имен существительных" 3 класс УМК Школа России. Узучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Предложный падеж имен существительных" 3 класс УМК Школа России»

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Тип урока: Урок первичного усвоения  новых знаний.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.


Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, интерактивная доска, презентация





Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

-К какому уроку вы приготовились?

- Проверьте все ли на парте приготовлено к уроку?

-Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

-Присаживайтесь.

(приветствие учителя и учащихся)


К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация


(Словесный – Беседа)










5 минут

Ребята, послушайте внимательно небольшое стихотворение и, глядя на изображение, попробуйте догадаться, что хотел сказать нам этим стихотворением Ломоносов.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?



Как вы понимаете значение слова «награда»?


Верно. Сегодня мы с вами снова отправимся искать ответы на все вопросы в мир русского языка.

Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Проведем минутку чистописания.

П, п.

С какой буквой мы будем работать? Что вы о ней знаете?



Пропишите по две заглавной и строчной буквы П.


Пушкин, погода, осень.

Что написано на другой строчке? (слова)

Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)
Какой частью речи являются эти слова? Как изменяются имена существительные? (число, падеж)

Продолжите строку и напишите эти слова каллиграфически.


Составьте предложение, употребив одно слово в Т.п.

Докажите, что слово «осенью» употреблено в Т.п.







Абсолютно верно!

(слушают стихотворение)











-Ломоносов призывает нас учить русский язык и делать это осмысленно.

-Слово «награда» имеет в этом случает значение слова «знания».







-Буквы П,п. Это буква обозначает 2 согласных звука, парный глухой, парный мягкий.
(работают самостоятельно в тетради)

-Слова.

-Это имя собственное.

-Это существительные. Они изменяются по числу и падежу.


(работают самостоятельно в тетради)

-Пушкин любил погоду осенью.

-Задаем вопрос «кем\чем?» - осенью. Так же мы знаем, что Т.п может быть употреблен как с предлогом, так и без него. Поэтому, если слово отвечает на падежный вопрос и не имеет предлога, то это Т.п

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи



(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

10 минут

Сейчас вы будете работать в паре.

У вас на столах конверты. Ваша задача расположить по порядку падежи и соответствующие им вопросы. Кто выполнит задание поднять руку.

-Проверка

-Назовем все падежи по порядку и зададим к ним вопросы



- Ребята, скажите, что вы заметили?

Как думаете, какая тема нашего урока?

- Откроем с. 54 учебника и прочтем тему урока

-Правильно мы ее определили?

-Какую цель поставим на уроке?





Два человека работают у доски

(выполняют взаимопроверку)

-Каждое словосочетание соответствует определенному падежу.

- отсутствует предложный падеж


-сегодня мы познакомимся с Предложным падежом


Научиться определять предложный падеж имен существительных


Л: формулировка проблемы;


Л: анализ;




П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV. Открытие нового знания


(Словесный – беседа)













(Практический – упражнение)




















(Практический – анализ правила)

10 минут

Помогите мне составить план изучения предложного падежа

-Что мы должны узнать о предложном падеже :

  • Название

  • Вспомогательное слово.

  • Вопросы

  • Предлоги

  • Член предложения.

- Приступим к изучению Для этого поиграем в игру «Верно ли» (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

-В таблице напротив каждого предложения нужно поставить + или –

Имя существительное в П.п. отвечает на вопрос – О КОМ? О ЧЁМ?



Имя существительное в П.п. может употребляться без предлогов



Имя существительное в П.п. употребляется с предлогами ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО



Имя существительное в П.п. является главным членом предложения




Поднимите руку , кто сомневался отвечая на вопросы

-Значит, что мы будем делать?

-Правильно, в конце урока у нас не должно быть сомнений и в этой таблице на все вопросы сможем верно ответить


-Перед вами словосочетания (мечтали собаке, играли дворе, грелась солнышке, думал уроке, читал луне, спрятался траве)

-Что заметили? Есть ли смысл в этих словосочетаниях?

Давайте вернем наши предлоги на место

-Вам необходимо подобрать нужный предлог, определить падеж имени существительного

- Задание выполняем с комментированием.

- Пишем в тетради правильно , красиво


-В каком падеже употреблены имена существительные?

-На какие вопросы отвечают?



-Сравните вопросы. Что особенного в них?


- Обратим внимание на два предлога О и ОБ ( Когда какой будем писать?)







- Посмотрите на вопросы и на имена существительные . С какими предлогами употребляются?

- Можно употребить без предлога эти слова?

Сделаем вывод. Почему данный падеж назвали предложным?


Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то, думать о ком-либо и о чем-либо. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.


Какое правило мы должны запомнить?

На с.54 прочтем его в рубрике «Обрати внимание»



Саставляют план работы








(работают в карточках)












(ответы детей)






(ответы детей)

-не хватает предлогов


Один ученик комментирует остальные записывают в тетрадь


В предложном падеже

(задают вопросы0


Изменились предлоги

(ответы детей) -Предлог О употребляется, если существительное начинается с согласного звука, а ОБ – если с гласного.

В вопросах предлоги такие как со словами

-П.п отличается вопросами и употребляются слова в П.П только с предлогами.

-Без предлогов употребляется И.п, а всегда с предлогами – П.п.


(работают с правилом в учебнике)


Р: саморегуляция

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Именительный подпрыгнул (прыжки на месте),
А Родительный летал (поворот корпуса в стороны),

Дательный полез на горку (шаг с попеременным поднятием рук),

А Винительный – устал (встряхивание корпуса, рук и ног).

Наш Творительный поплавал (круговые вращения рук),

А Предложный побежал (бег на месте)!

Падежи нам всем нужны (хлопки),

Кто чем занят знать должны (шаг)!

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи


Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта)

5 минут

Откройте учебники на странице 54 , упражнение 97. Прочитайте задание.

Что нужно сделать?




Выполните это задание, а также запишите к выделенным словам проверочные.

Какие словосочетания вы выписали? Докажите, что выделенные слова зависимые.



Какие проверочные слова вы подобрали? Какая здесь орфограмма?





Ребята, обратите внимание, что если слова стоят в предложном падеже, то мы можем задать два вопроса – смысловой и падежный. С падежными вопросами мы уже познакомились, а теперь найдите смысловой вопрос.

Также хочу обратить ваше внимание на то, что падежный вопрос, который мы задаем к существительному, включает тот предлог, с которым это существительное употреблено, что позволяет нам также определить падеж.


-Выписать словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми.

-Написал (где? в чем?) в тетрадке. Растут (где? на чем?) на грядке.

-Тетрадка – тетрадь. Грядка – гряда. Орфограмма – парный по звонкости\глухости в середине слова.

-Смысловой вопрос – вопрос «где?»

(работают устно, по цепочке)

-В П.п. Употреблены с предлогом В.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами


Лог.: синтез

VI. Самостоятельная работа самопроверкой


(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)


5 минут

Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги:упр.98


Индивидуальные карточки (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)





Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

(выполняют задание самостоятельно )

(выполняют самостоятельную работу на карточках)



(выполняют взаимопроверку по эталону)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

(Практический – работа с предложением)

2 минуты

Работаем в группе

Вспомним правила работы

Задание

- Составьте из слов 2 предложения

- Определите падеж выделенных имен существительных

- Подчеркните главные члены в предложениях


Дедушка рассказывал о внуке.

В воздухе кружились листочки.


Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

Сделаем вывод: Каким членом в предложении является имя существительное в П.п.?


-составляют предложения

-находят слова в предложном падеже

-разбирают предложение по членам

-защищают и оценивают свою работу

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

Вернемся к игре «Верно ли?»



Вспомните, какую цель вы себе ставили. Похлопайте в ладоши те, кто считает, что своей цели на уроке он НЕ достиг. Потопайте ногами те, кто считает, что достиг своей цели, но у него еще остались вопросы. И встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что полностью достиг своей цели на этом уроке.


Домашнее задание упр.100 ( по желанию можно составить небольшой текст и озаглавить его)


Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Предложный падеж имен существительных»

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;


П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Имя существительное в П.п. отвечает на вопрос – О КОМ? О ЧЁМ?



Имя существительное в П.п. отвечает на вопрос – О КОМ? О ЧЁМ?



Имя существительное в П.п. может употребляться без предлогов



Имя существительное в П.п. может употребляться без предлогов



Имя существительное в П.п. употребляется с предлогами ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО



Имя существительное в П.п. употребляется с предлогами ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО



Имя существительное в П.п. является главным членом предложения



Имя существительное в П.п. является главным членом предложения





Имя существительное в П.п. отвечает на вопрос – О КОМ? О ЧЁМ?





Имя существительное в П.п. отвечает на вопрос – О КОМ? О ЧЁМ?



Имя существительное в П.п. может употребляться без предлогов



Имя существительное в П.п. может употребляться без предлогов



Имя существительное в П.п. употребляется с предлогами ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО



Имя существительное в П.п. употребляется с предлогами ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО



Имя существительное в П.п. является главным членом предложения



Имя существительное в П.п. является главным членом предложения










ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Ф.И.______________________________

  1. Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги:

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, полетать на метле.

  1. Вставь буквы.

т_традь, в_кзал, ж_вотн_е, т_пор, картоф_ль, р_бята, п_м_дор, з_вод, б_бл_тека



Ф.И.__________________________________

  1. Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги:

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, заплакал при маме.

  1. Вставь буквы

м_рковь, р_с_вать, па__ажир, д_ревня, обл_ко, п_льто, д_ректор, м_л_ко, з_вод

Ф.И.______________________________

  1. Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги:

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, полетать на метле.

  1. Вставь буквы.

т_традь, в_кзал, ж_вотн_е, т_пор, картоф_ль, р_бята, п_м_дор, з_вод, б_бл_тека



Ф.И.__________________________________

  1. Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги:

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, заплакал при маме.

  1. Вставь буквы

м_рковь, р_с_вать, па__ажир, д_ревня, обл_ко, п_льто, д_ректор, м_л_ко, з_вод



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: "Предложный падеж имен существительных" 3 класс УМК Школа России

Автор: Шахмартова Ольга Николаевна

Дата: 27.02.2022

Номер свидетельства: 601373

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Предложный падеж имен существительных"
    ["seo_title"] => string(48) "priedlozhnyi_padiezh_imien_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "413374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493966715"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ по теме "ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ"ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ», ФГОС"
    ["seo_title"] => string(153) "mietodichieskaiarazrabotkaurokarusskogoiazykav4klassiepotiemiepravopisaniieokonchaniiimiensushchiestvitielnykhvpriedlozhnompadiezhiepoumkshkolarossiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "265924"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450049296"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Технологическая карта к уроку"
    ["seo_title"] => string(35) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "262886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449421588"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства