kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ по теме "ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ"ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ», ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Нам дан во владение самый богатый, меткий и по истине волшебный русский язык"- сказал К. Паустовский. Человек не может сразу стать грамотным.Этот урок - ещё одна преодолённая ступенька к знаниям великого русского языка.Русский язык стал популярным во всём мире. Современные уроки стали более мобильными, интересными. Информационные технологии расширили горизонты познания родного языка. Большое вниманиу уделяется развитию речи. Правописание падежных окончаний всегда вызывало трудности, поэтому они изучаются по определённому алгоритму. Предложный падеж изучается последним, поэтому этот материал усваивается более легко. На этом уроке идёт расшерение кругозора в лексической области русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ по теме "ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ"ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ», ФГОС»

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по УМК «Школа России», ФГОС

Учитель МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

Дмитриева Любовь Егоровна

«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык», – сказал Константин Паустовский. На уроках русского языка мы учимся грамотно писать, правильно строить предложения, развиваем нашу речь, расширяем словарный запас. Изучению русского языка уделяется большое внимание в нашей стране и за её пределами. Человек не может стать сразу грамотным. Для достижения цели необходимо трудиться. И с каждым уроком мы движемся к этой цели. Этот урок - ещё одна преодолённая ступенька на лестнице знаний.

Тема урока

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже; создать условия для формирования навыка определения падежных окончаний имен существительных; способствовать формированию у детей умения активно использовать имеющиеся знания о правописании окончаний имен существительных единственного числа предложного падежа; научить употреблять в устной и письменной речи предлоги «о» и «об»; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с правилом написания безударных окончаний имен существительных в предложном падеже и правилом употребления предлогов «о» и «об»; научатся определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные окончания имен существительных в предложном падеже; употреблять предлоги «о» и «об» с именами существительными в предложном падеже; выделять основу предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

Организационная структура урока

1.Орг. этап.






Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда - Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений! Мы вместе проведем урок!



Урок русского языка я хочу начать с пословицы: «Грамоте учиться всегда пригодится».

Приветствуют друг друга.




Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

Выделять существенную информацию
из текста пословицы.

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (учебник упр. 226).












Минутка чистописания


Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание в упражнении 226. Прочитайте слова с пропущенными буквами, назовите главные члены предложения.


– Прочитайте словосочетание с именем существительным в творительном падеже.


– Докажите, что вы правильно выполнили задания.








Проводит минутку чистописания. чистописание (1 строка – индивид. образцы, 2-я –снеж…к,…ре…к, ёж..к, ключ..м , птиц…й – орфограммы в окончаниях и суффиксах. 3-я строка – составить и записать каллиграфически и орфографически правильно побудительное предложение.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают, называют пропущенные буквы, главные члены предложения.

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.


Читают словосочетание с именем существит. в творит. падеже. Замела (чем?) снегом (2-е скл.).


Группа детей работают по карточкам (Пользуясь алгоритмом, определить падеж существительных в словосочетаниях и вставить окончания :

Бежал к берёзк…. (Д.п.)

Летел над город... (Т. п.)

Гостил у бабушк... (Р. п.)

Шли по тропинк... (Д. п.)

Шумит ветер….(И. п.)



(1 строка – индивидуальные образцы,


2-я –снеж…к, …ре…к, ёж..к, ключ..м , птиц…й – орфограммы в окончаниях и суффиксах.


3-я строка – составить по иллюстрации и записать каллиграфически и орфографически правильно побудительное предложение.

(Помогите птицам зимой!

Покормите птиц!) – работа в парах.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии
с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу.



III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.


– Что вы знаете об имени существительном? Расскажите по плану:

1. Что такое имя существительное?

2. Что оно обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?


– Как определить падеж имени существительного
в предложении?


– Что необходимо знать, чтобы правильно определить падеж имен существительных?


-Какой падеж изучили на прошлом уроке? Назовите его признаки.


Какой следующий падеж по таблице?


– На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже?


–Определите тему урока.

– Какую часть речи мы изучаем?

– Имя существительное.


Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.


Повторяют алгоритм определения падежа.

1. Найти слово, с которым связано имя существительное.

2. Поставить вопрос к существительному.

3. Определить падеж.


– Вопросы и предлоги падежей.



-Т. п. (вопросы, предлоги с, за, под, над, между)




-П. п.


– О ком? О чем? На чем? И т. д.

Анализировать,

находить общее и различия, делать выводы.

Извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою

позицию.


Планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме.

IV. Объяснение нового материала.

Исследование признаков П.п. по таблице (Работа

по учебнику

(упражне-

ние 227)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Назовите по таблице признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.

– Какие предлоги дружат с предложным падежом?


– Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?



– Предложный падеж принес свою визитную карточку.

Ключевые слова: О, при, на, в

2.Где?

1.О ком? О чем?

4.Местный

3.О - об, при, на, в


Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Предлоги «о- об», «при», «на», «в».


Делают вывод: ударные и безударные окончания

в предложном падеже пишутся одинаково. Предложный падеж имени существительного можно определить по вопросам, предлогам, ударным окончаниям

Вопросы П. п.

О ком? О чем? Где?

Предлоги П. п.

О, при, на, в

Окончания П. п.

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.


Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

1).Работа

по учебнику (упр. 228),


2).Открытие: (упражне-

ние 229).

1).Упр. 228. Как бы вы озаглавили это стихотворение?

Падежные вопросы? (О ком? О чем?)

Смысловой вопрос? (Где?)

О чём сигналит эта карточка?

2).Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте синонимы. Что обозначают данные слова?

– Запомните, что предлог «об» употребляется с именами существительными, которые начинаются

с букв «а», «о», «у», «э», «и». Поставьте данные

существительные в форму предложного падежа

с предлогом «о» или «об». Запишите их.

– Составьте предложение с любым из данных слов.

1. «Кто как греется», « Зимняя ночь».


2. Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

– Это имена существительные.

Записывают данные имена существительные

с предлогами «о» или «об».

Об арене, о манеже, об узоре, о рисунке, об отце,

о папе, об экипаже, о команде, об искренности,

о душевности, о сердечности.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.


Работа

по учебнику

(упражне-

ние 230)










– Прочитайте. Какое время года вам напомнили строчки из стихотворения В. Жуковского? Что вы представили? (Весну.)

– Какое окончание: или – пропущено в существительных? Объясните свой ответ.

– Задайте смысловой вопрос к именам существительным в предложном падеже. Какое дополнительное значение придает им данная падежная форма?

– Запишите по памяти. Проверьте себя.

– Укажите падеж имен существительных.


Вставляют пропущенные окончания. Задают смысловые вопросы. Указывают падеж имен существительных.

(Где?) На солнце (2-е скл., П. п.) темный лес зардел,

(Где?) В долине (1-е скл., П. п.) пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

(Где?) В лазури (3-е скл., П. п.) жаворонок звонкий

.




Осуществлять

контроль по результату.

Ф. п.



Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.


VI. Закрепление и обобщение знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог

(Электронное приложение.)


Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения.









1

2

3

4

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Почему предложный падеж получил такое название?

– На какие вопросы он отвечает?

– С какими предлогами употребляется?

– Каким членом предложения является имя существительное в предложном падеже?

- Оцените себя.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания:

• Сегодня я узнал…

• Было трудно…

• Я выполнял задания…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

VIII. Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 157, 158 в рабочей тетради,

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Формулировать алгоритм выполнения упражнения, принимать сопутствующие комментарии.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриева Любовь Егоровна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 265924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства