Просмотр содержимого документа
«Тема урока : ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»
учитель начальных классов
Класс: 3
УМК: "Школа -2100"
Предмет: окружающий мир
Тема урока : ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (с использованием презентации на необходимых этапах урока).
Материально-техническое обеспечение урока: учебник и тетрадь по окружающему миру у учащихся, мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ПК, проектор), диск с презентацией урока.
Цели урока:
-знакомство с целостной картиной мира;
- показать взаимосвязь живой и неживой природы, важнейшую роль живых организмов на Земле;
-помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;
- уметь определять своё отношение к миру;
- учить бережному отношению к природе;
Задачи урока:
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
-систематизировать знания ребят об экосистемах;
- воспитывать понимание правил экологической культуры;
Ожидаемые результаты:
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме.
Максимум: к концу урока ученики имеют чёткое представление о ролях живых организмов.
Формирование УУД.
Личностные результаты: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, определять успешность выполнения задания.
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
Ключевые понятия, термины:
экосистема, почва, микроорганизмы, «кормильцы», «едоки», «мусорщики", круговорот веществ в природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
Любознательные дети
Знать хотят обо всем на свете.
II. Постановка цели.
Учитель. - Отгадав загадку, вы узнаете, куда я вам предлагаю отправиться.
Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
(лес)
Слайд №1 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Мы узнаем на уроке, что такое экологическая система.
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику, с.4 (Диалог Лены)
2.Объяснение учителя.
Перед вами, ребята, рисунок. Давайте представим, что мы оказались в этом уголке природы. Все закроем глаза и представим яркую зелень листьев, чистоту цветов, необыкновенный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено.
Слайд №2
Как вы думаете, кем был наведен такой порядок? (Ответы детей.)
Человек в наведении такого порядка в лесу не участвовал. Как вы думаете, а кто здесь живет? (Ответы детей.)
Каждое животное, растение встречается там, где для его жизни созданы все условия.
Слайд №3Это место называется средой обитания.
Работа по учебнику, с.4, (У каждого своё место обитания).
Учитель. Животные и растения связаны друг с другом. А какая существует взаимосвязь между ними? Попробуем разобраться в этом по учебнику, с. 4. (Пищевые связи).
Слайд №4
- Как связаны друг с другом эти животные и растения?
Физкультминутка
Слайд №5
Учитель. Разгадав кроссворд, мы сможем определить компоненты экосистемы. Назовите их.
Слайд №6 Определение экосистемы.
Работа по учебнику, с.5,(Экосистема).
Слайд №7
- Кто может создавать «живые», органические вещества из веществ неживой природы?
Самостоятельная работа. Дети самостоятельно читают текст о кормильцах, с.5-6.
Учитель. Приведите свои примеры «кормильцев». Кто такие «кормильцы»?
Слайд №8
- Что происходит с растением в теле животного?
Учитель. Приведите свои примеры «едоков». Кто такие «едоки»?
Слайд №9
Учитель. Приведите свои примеры «мусорщиков». Кто такие «мусорщики»?
IV. Закрепление изученного материала.
Слайд №10
- Назовите все части экосистемы и расскажите, как к ним поступают вещества экосистемы.
- Смогут ли растения и животные жить отдельно? Почему?
Учитель. Правильно, не смогут, т. к. все они связаны друг с другом в единое целое - экосистему. Такой круг называется круговорот веществ.
Слайд №11
- Назовите на рисунке природные экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго. Запишите цифры настоящих экосистем.
V. Итог урока.
-Подведём итоги.
Экосистема - содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.
Организмы в экосистеме выполняют три роли: одни из них - «кормильцы», другие - «едоки», третьи - «мусорщики».
В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей. Только свет они получают из космоса от Солнца.
В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями.
Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.
V. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
В чём были затруднения?
Над чем нужно поработать на следующем уроке?
VI. Домашнее задание: подобрать рисунки с изображением экосистем, уметь по рисунку определять «кормильцев», «едоков», «мусорщиков».