Просмотр содержимого документа
«Тема «Сводная таблица умножения» (3 класс).»
МАТЕМАТИКА, 3 класс
Тема:Сводная таблица умножения.
Цель: закреплять знание таблицы умножения и деления, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Отправляясь в страну Дураков, Буратино попадает в Дремучий математический лес. Давайте ему поможем найти тропинку и отправиться дальше. Для этого часть класса должна поработать по карточкам, а остальные устно.
Расставь порядок действий и найди значения выражений.
7 • 3 + 3 • 5 - 5 • 6 (66) 72 : 8 : 3 + 78 (81)
(45 + 19) : 8 + 27 (35) 30 : 5 : 3 – 18 : 9 (0)
КАРТОЧКА № 3
Сравни.
1 дм … 6 см (10 см 60 см)
24 см … 4 дм 2 см (24 см
10 см … 20 мм (100 мм 20 мм)
5 дм 3 см … 53 см (53 см = 53 см)
3 дм 5 см … 5 дм (35 см
2. Устный счёт
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они показывают знак +, если нет - знак -.)
1. Частное чисел 9 и 3 равно 3. (+)
2. 5 меньше 15 в 3 раза. (+)
3. Первый множитель 6, второй множитель 8, значение произведения 56. (—)
4. Делимое 36, делитель 6, частное 9. (-)
5. 18 на 3 больше, чем 6. (—)
6. Произведение чисел 3 и 4 делится на 6. (+)
- Назовите выражения разными способами. Найдите значения выражения.
58+14= (72)
5 · 3= (15)
14:2= (7)
52-19= (33)
- Молодцы ребята, справились. Но кажется, наш Буратино заблудился, просит помощи. Поможем?
- Вот наш Буратино бежал по тропинке, но на пути ему встретилось препятствие - река! Для того чтобы он побежал дальше, нужно построить мостик, в этом вам поможет знание таблицы умножения.
- Молодцы, знаете таблицу умножения, Буратино побежал дальше, но чтобы выбраться из леса окончательно, нужно решить задачи. Сейчас я прочитаю задачи, а вы внимательно послушайте и покажите знак действия:
На полянке росло 9 подосиновиков, а подберёзовиков в 4 раза больше.
Сколько подберёзовиков росло на полянке?
- Покажите знак. (·)
- Сколько у тебя получилось? (36)
- А у тебя? (36)
- Теперь послушайте другую задачу:
В первом ящике было 62 яблока, а во втором на 9 яблок больше.
Сколько яблок было во втором ящике?
- Покажите знак. (+)
- Сколько у тебя получилось? (71)
- А у тебя? (71)
- Молодцы, дети! Мне очень понравилось, как вы работали. Я посмотрю, как вы будете работать дальше, и самым активным поставлю оценки. Также, в конце урока, мы узнаем, не подвели ли Буратино наши одноклассники, работающие по карточкам, они тоже получат оценки за эту работу.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Далее тропинка привела Буратино к домику Мальвины. Мальвина пригласила Буратино в гости, напоила чаем и решила проверить его знания по математике.
-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
-И для проверки Мальвина выбрала упражнение № 1 на странице 69. Прочитайте задание.
№ 1 (с. 69). (Два ученика на закрытой доске.)
— Прочитайте задачу и рассмотрите схематический чертеж.
— Что такое 24 троллейбуса? (Всего отремонтировали за 3 дня.)
— Сколько троллейбусов отремонтировали в первый день? (8 троллейбусов.)
— Во второй? (10 троллейбусов.)
— В третий? (Неизвестно, нужно узнать - это все остальные троллейбусы.)
— Составьте два способа решения задачи. (Первый способ: 1) —; 2) —. Второй способ: 1) +; 2) —.)
— Как составили первый способ решения задачи? (Из общего числа троллейбусов сначала вычли те, что отремонтировали в первый день, а затем те, что отремонтировали во второй день.)
— Как составили второй способ решения задачи? (Сначала узнали, сколько отремонтировали за два дня, а затем сколько осталось на третий.)
— Выберите любой способ и запишите решение задачи.
— Как проверить решение задачи? (Сложить число троллейбусов, которые ремонтировали каждый день, если получится 24, то задача решена верно.)
IV. Физкультминутка
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
- С задачей Буратино справился и побежал по дороге, но тут на него напали разбойники. Это Лиса Алиса и кот Базилио. Они решили ограбить Буратино и завели его на Поле чудес «Таблицы умножения и деления». Давайте поможем ему убежать от разбойников, выполнив упражнение № 2.
№2 (с. 69). (Работа в парах устно.)
Поле чудес «Таблицы умножения и деления»
- Что обозначают оранжевые числа по горизонтали? (Множитель.)
- Что обозначают оранжевые числа по вертикали? (Множитель.)
- Посмотрите на вертикальную стрелку от множителя 7 и горизонтальную от множителя 8, что получилось, когда они встретились? (Произведение 56.)
- Посмотрите на красное число 54, почему от числа 9 идёт стрелка в нему, а от него идёт стрелка к 6? Какое это действие? (Деление.)
- Чем будет являться число 54? (Делимым.)
- Чем будет являться число 9? (Делимое.)
- А число 6? (Частное чисел 54 и 9.)
- Пользуясь этой таблицей устно в паре выполните задание № 2.
Пары 2 ряда – 1-2 задание (28, 63, 48, 18; верно, от перестановки мест множителей произведение не меняется.);
Пары 1 ряда – 3-4 задание (4, 4, 9, 5; 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63.);
Пары 3 ряда – 5-6 задание (9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81; числа 8 строки и 9 строки получены с помощью первой строки.).
(Устная проверка).
- Убегая от разбойников, Буратино добрался до пруда. Черепаха Тортила решила подарить Буратино ключик, который уронил в пруд Карабас Барабас. Нам необходимо достать ключик, выполнив задание в рабочей тетради. Откройте печатные тетради на с. 47 № 123.
(Самостоятельное выполнение, взаимопроверка, образец решения появляется на слайде).
64 56 72 54 72 81 63
-Вот мы дошли до двери. Дверь открывается… Но что же здесь?! Ещё одно задание в печатной тетради на с. 47 №124. Давайте выполним его и узнаем тайну Золотого ключика.
(Коллективное выполнение задания, образец решения появляется на слайде).