Просмотр содержимого документа
«Тема: «Стальное колечко»»
Муниципальное казенное образовательное учреждение « Урхучимахинская средняя общеобразовательная школа » МО «Акушинский район»
План – конспект урока
литературного чтения
тема урока
«Стальное колечко»
Составила – учитель начальных классов
Салихова
Цели урока:
- формировать у учащихся активную читательскую позицию,
Задачи:
- формировать собственное суждение и высказывание по теме.
- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников
- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;
- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.
Формирование УУД:
Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.
Методы обучения:
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный.
Средства обучения:
учебник
мультимедиа проектор
наглядные пособия
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная.
Индивидуальная.
Групповая.
Оборудование для урока: учебник «Литературное чтениие» для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, компьютер, проектор.
Ход урока.
Организационный момент. ( Эмоциональный настрой на работу).
Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Давайте - улыбнемся друг другу и нашим гостям , как солнышко нам улыбается. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам.
Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока.
1 слайд:
“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”. К. Г. Паустовский
_ Прочитайте слова.
- Кто их автор?
2 слайд:
-Посмотрите, к какому произведению подобраны иллюстрации?
- С каким произведением мы будем работать , сформулируйте тему урока…
3 слайд ( тема)
- Знакомы ли мы с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского?
- Дома самостоятельно вы знакомились с произведением. К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова сформулируйте цели урока.
4 слайд (цель)
-Начнём работу над 1 частью цели урока: познакомимся с краткой биографией К.Г.Паустовского.
-Теперь переходим ко 2 части цели и будем разбираться: произведение К. Г.Паустовского сказка или рассказ?
- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
- Даша получила задание , найти определение в толковом словаре.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения, а также мы совершим мысленно, путешествие в деревушку, где жила главная героиня Варюша с дедом.
3. Совместное исследование и решение проблемы.
- Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем? Сейчас мы это проверим.
1. Где жила Варюшка с дедом?
2. Как звали деда?
3. Куда Варюшка пошла за махоркой?
4. Кто такой Сидор?
5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?
6. Какой подарок она получила?
7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?
8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время?
- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, давайте вспомним отличительные особенности начала сказки и рассказа.
- Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
( эпизод повествовательного характера, первое предложение похоже на зачинсказки)
-Далее работу с текстом мы проведём по группам. Каждая команда выберите капитана, представьте…( объяснение работы)
1 группа
Задание.
Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами со слов « На платформе сидели два бойца…». Прочитайте эту часть текста по ролям.
Вопросы для всех:
- Что вы можете сказать о поступке Варющи в этом эпизоде?
- Как бойцы называют её? Как в литературе называется этот приём?
- Ребята, в данном эпизоде, для Вари предмет – колечко – простое или волшебное?
- Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке?
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
Средний - здоровье
безымянный - большущая радость
указательный - увидишь весь мир
- Введение этого эпизода- появление колечка- элемент сказки или рассказа?
- Про какой пальчик боец не сказал девочке? Как вы думаете почему?
2 группа
Задание.
Перескажите эпизод , как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?
Ответьте на вопрос: Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?
- Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?
- Что вы о нём узнали?
- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.
- Как вы думаете, это сказочный персонаж или нет?
- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?
3 группа.
Задание.
Подготовьте выразительное чтение отрывка, в котором описывается приход весны.
Ответьте на вопросы:
- С кем автор сравнивает Весну?
-Как называется этот художественный приём?
- Введение автором образа весны, приёма олицетворения ближе к какому жанру?
4 группа
Задание.
Составьте рассказ по опорным словам на тему: « Как Варюше удалось найти стальное колечко,»
нашла
начала отгребать
блеснул
вскрикнула
присела
не заржавело
схватила
надела
побежала
(просмотр фрагмента фильма)
-Что она увидела, когда прибежала домой?
- Ребята, значит, колечко волшебное? Как думала Варя?
- А что сказал дед?
-Как вы думаете, почему выздоровел дед Кузьма?
- Для себя Варюшка, что выбрала: большую радость или повидать свет?
- От чего она испытала большую радость?
- А почему она не захотела повидать белый свет?
-Как об этом говорит дед Кузьма.
-Ребята, а это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?
- Как вы думаете произведение Паустовского-это рассказ или сказка?
5. Обобщение.
Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему, о любви к окружающему миру - к природе).
Давайте закончим сегодняшний разговор словами:
Жизнь прекрасна. Не проживи её зря. Постарайся оставить след на земле. Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.
6. Рефлексия. Оценивание.
Что получилось на уроке? Какие испытывали трудности? Что понравилось?
( работа с колечками)
7. Домашнее задание.
1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.