Цели урока: Создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развитие младших школьников в процессе его учебной деятельности. Формировать понятие «виды животных».Систематизировать и расширять знания о группах животных, о признаках каждой группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Разнообразие животных»»
Урок окружающего мира в 3 классе.
Тема: «Разнообразие животных» По учебнику А. А. Плешакова. УМК «Школа России». Цели урока: Создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развитие младших школьников в процессе его учебной деятельности. Формировать понятие «виды животных».Систематизировать и расширять знания о группах животных, о признаках каждой группах. Задачи :Предметно-информационные: Познакомить с классификацией животных. Изучить основные признаки групп животных. Деятельностно-коммуникативные: Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку. Закрепить навыки работы в группах, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности. Ценностно-ориентированные: Развитие любознательности, наблюдательности ,чувства гармонии человека с природой. Воспитывать интерес к окружающей среде, продолжить формирование основ экологической культуры.
Ход урока:
Организационный момент. Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Давайте прочитаем эпиграф нашего урока: (слайд 1) «Природа - единственная книга, содержание которой одинаково на всех страницах» И сегодня на уроке мы заглянем на некоторые страницы этой книги и убедимся в правильности этих слов Гете. Итак, друзья, начнем рассказ. Новостей у нас большой запас! А для кого они? (для нас)
2. Повторение изученного. На прошлом уроке мы говорили о растениях. Проверим изученное. Поработаем с карточками. Учащиеся получают карточки с вопросами. 1)Отгадайте загадку: Чем я только не богата, Из меня готовят йод. И консервы, и салаты, Я расту в пучинах вод. (водоросль морская капуста) 2)Показ гербария. Напишите название растения. (мох сфагнум) 3. Напишите, у каких растений листья похожи на перья, не бывает цветков плодов и семян. (папоротник) 4. Заглянем в историю: Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил их. Там они украшали самое большое дерево игрушками, которые символизировали богатый урожай. Этот обычай сохранился и до наших дней. Какое это дерево? Напишите. (ель) 5. Даны гербарии. Расположите названия растений этажами лесного дома сверху вниз. (береза, черника, земляника) Проверим. Читаем ответы. Посмотрите на названия растений: (слайд 2) (морская капуста, мох сфагнум, папоротник, ель, береза, черника, земляника) Какую закономерность можно выявить? Каждое растение относится к определенной группе. Живую природу изучает особая наука-биология. Все живое ученые делят на большие царства. Мы рассмотрели царство растений. Как называется наука, изучающая растения ?(ботаника) Итак ,какие группы мы выявили? (слайд 3) (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) Что можно сказать про водоросли? (рассказ ученика) (слайд 4) Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема. Что интересного узнали о мхах? ( рассказ ученика) ( слайд 5) Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тыс. видов. Назовите особенности папоротников.
(рассказ ученика) ( слайд 6) Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. А теперь послушаем экологическую сказку, которую приготовила группа ребят (инсценирование)
Эта сказка помогла нам познакомиться с ролью растений в жизни человека. А теперь вспомните все названия растений, встречающиеся в этой сказке. На какие группы можно их разделить? Да, это хвойные: лиственница, елочка, сосна. Цветковые: березка, ольха, ива, рябинка.
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. А сегодня из царства растений мы перенесемся в царство животных и познакомимся с их удивительным многообразием. (слайд 7) Царство животных. Как называется наука, изучающая животных? (зоология) Мы с вами представим себя учеными-зоологами и проведем урок-исследование. Цель исследований – выявить группы животных и определить их отличительные особенности. Мы разделимся на группы. Каждая группа получает свое задание. Будьте внимательны, прислушивайтесь к мнению своих товарищей, активно участвуйте в обсуждениях.
4.Этап получения новых знаний и способов действий. Итак, вы получаете конверты с заданиями. Работаете в группах. После работы с заданием ,находите табличку с названием своей группы и выставляете ее на столе.( На учительском столе лежат напечатанные таблички с названием групп: Насекомые. Рыбы. Земноводные. Птицы. Пресмыкающиеся. Звери.) Учащиеся вскрывают конверты и выполняют задания.
1 группа. Отгадайте загадки:
1.Домовитая хозяйка полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком- он поделится медком.
2.Дом в лесу многоэтажный, на тропе жилец отважный Тащит ветку на спине, самого не видно мне.
Рассмотрите картинки (даны картинки в конверте: комар, бабочка, пчела, жук) Определите сходство. Сосчитайте количество лапок. Запишите------------------------------- Как называется группа животны?. Напишите--------------------------------------- Сделайте вывод:-------------------------- -это группа животных,у которых---------- ног. К ним относятся жуки, бабочки, стрекозы ,пчелы, мухи.
2 группа.
Откройте ваш учебник на странице 68. Найдите группы животных. Найдите, как называются животные, тело которых покрыто чешуей--------------------------------------- Что им помогает передвигаться--------------------------------------- Что они имеют для дыхания-------------------------------------------- Сделайте вывод:---------------------- -водные животные, тело которых покрыто скользкой-----------------Это- водные обитатели. Передвигаться им помогают---------------------. С помощью--------------------------они дышат кислородом, растворенным в воде.
3 группа.
Ваша группа называется «Земноводные». Получили они свое название по месту обитания. Часть жизни они проводят на----------------,а часть-в ------------------- . К ним относятся: лягушки, жабы, тритоны. Прочитайте о них в учебнике на странице 68.Сделайте вывод: Земноводные, или амфибии-животные, у которых кожа--------------------------------------------------------. К земноводным относятся-----------------------------------------------. Часть жизни они проводят на-------------------- ,а часть----------------------------,за что и получили свое название.
4 группа.
Найдите на выставке книг «Энциклопедию животных». По оглавлению найдите раздел «Птицы» Откройте этот раздел. Прочитайте характеристику этого вида. Тело птиц покрыто -------------------.Сделайте вывод: Птицы-животные, тело которых покрыто----------------------.Все птицы откладывают--------------------------.
5 группа.
Откройте учебник на странице 68. Найдите, как называется группа животных, у которых тело покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Напишите----------------------------------------------------. Выпишите, кто относится к этой группе---------------------------------------------------------------------------------. Сделайте вывод:------------------------------------ - группа животных, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем. К ним относятся-----------------------------------------------------------------------.
6 группа.
Рассмотрите картинки. Напишите названия животных--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Чем покрыта их кожа---------------------------------. Как называется эта группа---------------------------. Сделайте вывод: ------------------ или млекопитающиеся,- животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детенышей они вскармливают молоком.
(В конверте картинки: лошади, зайца, медведя, овцы, белки)
Учащиеся работают по группам. Проверка. Каждая группа ставит на парту выбранную табличку с названием своей группы.
5 . Усвоение и закрепление новых знаний. Коррекция знаний и способов действий.
Работа с 1 группой. –Как называется ваша группа? Прочитайте вывод.(слайд 8) Насекомые- это животные, у которых 6 ног. К ним относятся: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи. Насекомых больше, чем всех других видов животных вместе взятых. Их около миллиона видов. Об одном из представителей этой группы послушаем рассказ. 1 ученик. В лесу мурашки- муравьи живут своим трудом У них обычаи свои и муравьишкин дом. С утра на пост бегут бойцы, а няни -в детский сад. Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой, С утра до вечера шуршит в траве и под листвой.
2 ученик. Про муравьев все удивительно. Они живут семьями, в которых есть крылатые самцы и самки, бескрылые строители, добытчики пищи, няньки, воины. Муравьи живут на всех континентах, за исключением Антарктиды. Они очень полезны, так как истребляют вредных личинок и других насекомых, которые губят деревья.Муравьи из муравейника средней величины уничтожают около 20 тысяч вредных насекомых в день, поэтому их называют «санитарами леса» Нельзя разорять муравейники, нарушать покой муравьев!
Работа со 2 группой. Какое название вы выбрали вашей группе? (ставят табличку «Рыбы»)
По каким признакам определили? (слайд 9) Сделайте вывод: Рыбы-водные животные, тело которых покрыто чешуей. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр они дышат кислородом, растворенным в воде. О ком вы прочитали? Рассказ ученика. Сейчас насчитывается около 44 тысяч видов различных видов рыб. В морях водятся промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания. Это- треска, сельдь, морской окунь. Есть очень удивительные рыбы. Например, летучая рыба. Грудные плавники у нее очень длинные, когда рыба плавает, их даже незаметно. Но вот опасность. Рыба разгоняется и выпрыгивает из воды. Расправляет свои плавники и летит как планер. Она может пролететь по воздуху до 40 метров .Так эти рыбы спасаются от хищников. За последнее время люди нанесли большой урон водным обитателям. Браконьеры отлавливают ценные сорта рыб, добывают икру, уничтожают огромные богатства рыбы. Разлитая нефть на поверхности морей приводит к гибели большого количества рыбы, потому что разлитая нефть образует пленку, рыбам нечем дышать и они погибают.
Работа с 3 группой. Ваша группа «Земноводные». Докажите. (слайд 10) Земноводные, или амфибии- животные, у которых кожа голая, нежная. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни они проводят на суше, а часть - в воде. Ученик. Всего земноводных насчитывается около трех с половиной тысяч видов. Люди почему –то не очень жалуют представителей этого вида и истребление их идет полным ходом. Например, лягушачьи лапки в некоторых странах считают изысканным кушаньем. Только в Италии каждый год съедают около 15 миллионов лягушек. Общий вес несчастных животных, вылавливаемых в Индии составляет 5 тысяч тонн. Также нельзя не вспомнить и еще об одной лягушачьей беде. Они стали очень удобными для проведения различных опытов. С их помощью ученые сделали много важных открытий. В благодарность за это лягушкам поставлены два памятника- в Париже и Токио. А как часто ребята губят лягушек! Швыряют в них камни, мучают. Лягушки и жабы должны жить! В цепях природы у них очень важное место. За каждую погубленную лягушку природа может предъявить нам счет. Вот, например, такой: одна травяная лягушка за сутки съедает до десяти насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. Лягушки и жабы-хранители равновесия в природе. Спасибо им за это!
Работа с 4 группой. Выставлена табличка» Птицы» Что можно сказать про эту группу? ( Чтение по карточке) Птицы- животные, тело которых покрыто перьями. Ученые насчитывают около 100 тысяч видов птиц. У всех птиц есть перья и крылья. Все птицы откладывают яйца. И, конечно, отличительной особенностью этой группы является пение. Давайте немного отдохнем и представим себе, что мы отправляемся в летний лес.
Ф И З М И Н У Т К А. (слайд 11) Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем. Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Вот мы с вами входим в лес, Сколько здесь вокруг чудес! Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем…. Это- к нам птицы летят. Тихо под кустиком дети присели. Пение слушать хотят. (Звучит запись пения птиц) Минута релаксации.
Работа с 5 группой. Какую группу определили? Что узнали? Сделайте вывод. Пресмыкающиеся- животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Ученик. Их насчитывается более 6 тысяч. Все пресмыкающиеся- существа хладнокровные. Предпочитают жить в жарких краях, а те, которые живут в более холодном климате, на зиму впадают в спячку. (Слайд 12) Длина самого крупного Нильского крокодила около 8 метров.
Работа с 6 группой. –Что узнали об этой группе? (слайд 13) Звери, или млекопитающиеся - животные, тело которых покрыто шерстью, своих детенышей они вскармливают молоком. Эта группа включает в себя около 4 тысяч видов. Предлагаю вам экологическую задачу: Нам нужны иголки для шитья , а кому нужны иголки для житья? Правильно, ежу. Зачем они ему? Давайте послушаем разговор ,который приготовили ребята этой группы и постараемся выделить интересные сведения о еже. – Как тебе живется , еж? -Как и всем на свете. Много я тружусь, так что ж, подрастают дети. –Утром сплю я ,это точно, потом в домике сижу. На охоту выхожу в сумерки и ночью. –Говорят, что ешь ты змей и улиток, и червей? -Да, бывает, ем и змей, и лягушек, и мышей. –Сколько у тебя иголок? Почему ты, ежик, колок? -Я в колючий шар свернусь –от лисы вот так спасусь. –Много летом я тружусь, а зимой я спать ложусь. Итак, что же вы узнали о еже?
6 этап. Контроль и самоконтроль.
Давайте подведем итог.Выделим группы животных.(слайд 14) Назовите основные признаки групп.
Нам с вами пришли письма от некоторых представителей животных. Попробуйте их узнать.
1 письмо. У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все подряд: и разные зернышки, и крошки хлеба. Но особенно я люблю несоленое сало. Я хочу вас попросить:
Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Приучите нас в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Вам встречать весну.
-Догадались, кто это? К какой группе относится? Какие важные сведения содержатся в письме? Что мы можем сделать в самое тяжелое время для птиц? 2 письмо. Ой, а в этом письме нет словесного описания. Только портрет. Посмотрите внимательно(каждая группа получает рисунок паука) -Кто это? Подумайте, к какой группе относится? (слайд 15)
-Сколько ног у паука? (8) .Оказывается, пауки относятся к отдельной группе- паукообразные. Землю населяют около 40 тысяч видов пауков. Почти все пауки имеют по 8 глаз. К этой группе относятся им подобные: скорпионы, сенокосцы, клещи. Об этом вы можете прочитать в дополнительном материале.
Самостоятельная работа. (Тест) Проверка.
7 .Этап подведения итогов. Мы должны помнить о том, что все-все на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых, И даже без хищников,- злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед и кто делает яд. Поэтому, возвращаясь к эпиграфу нашего урока (Слайд 1) можно отметить важность каждой группы изучаемых нами царств растений и животных. Помните, что прекрасен мир природы. А нам с вами нужно познавать, беречь и умножать этот великий мир!
8 этап. Рефлексия.
–Что понравилось? Где испытали трудности? Какие чувства возникли в ходе урока?
Домашнее задание: Прочитать о классификации животных. Подготовить дополнительный материал о любом из представителей своей группы.