Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный. (Один ученик работает у доски, а остальные в тетради, проверка, самооценка)
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка.)
- Измените форму слова белка. Выделите окончания в словах.
- Сформулируйте тему урока
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 148 (с. 82).
(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)
- Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.
- Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)
Упр. 149 (с. 82).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
2. Работа со словами из словаря
- Объясните лексическое значение слов ужин и обед.
- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?
- Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Нулевое.)
- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.
- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.
- Запомните написание этих слов.
Материал для учителя
Ужин
Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин.
С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше означавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».
Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.
VI. Физкультминутка
-Если вы услышите слово с окончанием А, то приседаете, а если с другим окончанием, то хлопнете в ладоши. (леса, росу, лиса, осина, ветры, мамой, ворона)
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 150 (с. 82).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните написание слов с орфограммами.
— Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.
— Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это непроверяемые орфограммы.)
Упр. 151 (с. 83).
— Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.
— Как можно озаглавить этот текст?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте текст.
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— Что нового вы узнали о словах в русском языке?
— Составьте предложение с любым из данных слов.
— Какие части речи не имеют окончаний?
VIII. Рефлексия
— Все задачи урока решены. Достигли ли мы цели урока? Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок. (Делу время, потехе- час)
Задание: Спишите выделите в словах пословицы окончание.
Проверка с доской
- Кто сделал так же как я? Если вы выделили окончание верно, значит вы можете оценить себя хорошей отметкой.
— Что такое окончание?
— Для чего служит окончание?
— Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?