2. Самоопределение к деятельности | | - Сегодня на уроки мы приступим к изучению раздела, который называется "Общение". - Посмотрите на страницу 41. Давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая этот раздел. - Что вам показалось особенно интересным? - А для того, чтобы узнать о чём мы будем сегодня говорить послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком. Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошёл в школу, не выучив уроки, и очень боялся, что учитель позовёт его к доске отвечать. - Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал Толя. Учительница начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: "Я здесь". Но учительница, вздохнув, сказала: "Жаль, что Толя не пришёл сегодня в школу. Я как раз хотела вызвать его к доске отвечать". Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждёт его. - Мама, вот он я! - закричал Толя. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. - Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. - Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учительница вызывала меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Толя снова стал обыкновенным мальчиком. - Кому понравилась история и кого она заинтересовала - поднимите руки. - Что особенного вам запомнилось в этой истории? - Почему в начале сказки Толя был очень доволен, что стал невидимкой? - А почему потом Толя решил, что невидимкой быть плохо? - Плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, т.е. не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас - это, как вы думаете, кто? - Самые близкие - это наши родные, наша семья. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? ( О семье) - Откройте учебники на странице 42 и прочитайте тему сегодняшнего урока. - Какие задачи поставим перед собой, что мы попытаемся узнать на сегодняшнем уроке? - Прочитайте, что предлагает нам муравей. | Определяют тему урока. Отвечают на вопросы учителя. | определять цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные: добывать новые знания: извлекать ин-формацию, представленную в разных формах. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения). |
3. Работа по теме урока. | | - А теперь посмотрите на вопросы № 1 и № 2 на странице 42 в учебнике. Прочитайте их. Давайте устно ответим на эти вопросы. - А теперь посмотрите на рисунок. На нём изображена семья Серёжи и Нади. Что вы можете сказать об этой семье? Это дружная семья? - Посмотрите какие выражения лиц у членов семьи, как они общаются. Они относятся друг к другу доброжелательно, помогают друг другу - это называется культура общения. - А теперь посмотрите на такую фотографию. Что вы можете сказать об этой семье? Эту семью можно назвать дружной? - Давайте сравним эти две семьи. В какой семье соблюдается высокая культура общения - доброжелательное отношение друг к другу, а в какой нет? Как проявляется в этих семьях культура общения, с помощью чего? - Давайте сделаем вывод, дружная семья - это какая семья? - А теперь посмотрите на страницу 43, посмотрите на картинки. Смотрим на 1-ю картинку. Что на ней изображено? - Поднимите руку те, у кого в семье бывает такое. - Смотрим на 2-ю картинку. Что на ней изображено? У кого в семье такое бывает? - Смотрим на 3 - ю картинку, что на ней изображено? У кого в семье бывает такое? ( и т.д. рассматриваем остальные картинки). | | Личностные: Самостоятельно опре-делять и высказы-вать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
5. Продолжение работы по теме урока | | - А теперь откройте учебники на странице 44. Вы видите текст. Прочитайте его название. - Как вы думаете, что такое семейные традиции? Традиции - это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим. Благодаря традициям мудрость старших передаётся молодым. Традиции - это память народа. Во многих семьях есть особые традиции. Например, такая традиция как семейное чтение. Уютно устроившись на диване старшие читают детям книги. А иногда и поменяются ролями. Хорошие впечатления от этого чудесного занятия остаются на всю жизнь. Ещё существует такая традиция как семейные походы. Вся семья отправляется в поход. И повторяет эту традицию, например, каждый год или каждые пол года. Семейные традиции нужно обязательно беречь и хранить. - А какие традиции есть в ваших семьях? - Что ты делаешь или можешь сделать для сохранения добрых семейных традиций? - Какие семейные традиции из сказанных мной или рассказанных ребятами вам понравились больше всего? - А для чего нужны семейные традиции? ( Чтоб старшее поколение передавало свою мудрость и знания младшему поколению. Чтоб младшее поколение могло продолжать традиции. Чтоб от таких добрых традиций оставались хорошие впечатления. Ведь традиция - это то, что объединяет семью, это то занятие, которого нет у других, занятие, которое для каждого члена семьи имеет большое значение). - А теперь давайте сделаем вывод, что такое культура общения? - Посмотрите в учебник, на страницу 45. Что там написано? Что такое семья? (Если останется время, то чтение рассказа "Поурочные разработки" с. 235) | Отвечают на вопросы учителя. | осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
7. Итог урока | | - Давайте подведём итог сегодняшнего урока. - Какие задачи мы ставили на сегодняшний урок? - Мы выполнили эти задачи? - Что такое семья? - Что такое культура общения в семье и как она проявляется? (то, как члены семьи общаются, как они относятся друг к другу) - Что такое семейные традиции? - А сейчас откройте рабочие тетради на стр. 23, посмотрите на задание 1. - Прочтите задание. Это будет вашим домашним заданием. - Что вам нужно будет дома сделать? - Запишите в дневники домашнее задание: с 23 № 1. И подумаете над тем, какие интересные традиции существуют в вашей семье, на следующий урок расскажете. | Отвечают на вопросы. Мысленно формулируют свой вывод. Записывают домашнее задание. | Осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков. |