Просмотр содержимого документа
«Тема: "Наша дружная семья"»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» во 2-ом классе.
Тема урока: Наша дружная семья.
(Развивающий урок).
Цели и задачи:
1. Ввести понятия «семья», «общение», «культура общения в семье».
2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье.
3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.
4. Развивать устную речь учащихся.
5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению.
6. Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.
Оборудование: мультимедийный проектор и доска, компьютер, презентация «Наша дружная семья», нарисованное дерево (ватман), клей, раздаточный материал для каждого ученика (нарисованные деревья, листочки для дерева класса, памятка «Этикет в семье»).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
– Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.
II. Подготовка к введению темы урока. Чтение рассказа (читает учитель).
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
– Заинтересовала вас эта история?
– Что особенного запомнилось?
– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
– Какое чувство испытал Толя в начале истории?
– Как изменилось его чувство в конце?
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
Вывод. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
III. Работа по теме урока.
1. Постановка учебной задачи.
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Об общении, о семье).
– Сегодня тема нашего урока «Наша дружная семья».
– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, на странице 42 учебника что мы узнаем сегодня на уроке?
2. Работа над понятием «семья» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).
– Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «семья»?
– Давайте обобщим, что же это такое «семья».
Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей.
Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе.
– Семью можно изобразить в виде дерева, а членов семьи – листочков этого дерева. Сейчас я предлагаю вам написать членов вашей семьи на каждом листочке дерева, не забудьте про себя! Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. (Дети получают раздаточный материал).
IV. Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперёд –
Так деревья ветер гнёт.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
V. Продолжение работы по теме урока.
3. Работа над понятием «культура общения» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).
– В каждой семье должна соблюдаться культура общения.
– А что же такое «культура общения»?
– Давайте обобщим, что же это такое «культура общения».
Культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении.
– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
– Откроем учебники на странице 43 (обсуждение действий людей).
4. Работа над понятием «дружная семья» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).
– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»?
– Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья».
Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.
– Ребята, сейчас внимательно смотрите на доску и хором отвечайте. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?
Вы часто говорите маме, что любите её?
Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.
Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.
Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.
Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...
– Хорошо ли поступили мальчики?
– Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо?
6. Работа над понятием «семейные традиции» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).
– У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».
– Что такое «семейные традиции»?
– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.
– Какие примеры семейных традиций вы можете привести?
– О своих семейных традициях вы подготовите рассказ дома и поделитесь им с нами на следующем уроке.
VI. Обобщение изученного материала.
– Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
– Что такое «семейные традиции»?
VII. «Посадка» дерева класса. (Дети получают раздаточный материал – листочек дерева).
– Ребята, дружная семья бывает не только дома, но и у нас в школе, в нашем классе. И сейчас я предлагаю посадить наше общее дерево, за которым мы будем вместе ухаживать. У каждого из вас есть листочек, на котором нужно написать своё имя и фамилию. Прикрепим каждый листочек на дерево.
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?
– Чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, хочу подарить вам памятки «Этикет в семье».