Просмотр содержимого документа
«Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»»
Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Педагогические цели: познакомить с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача».
Планируемые результаты (предметные): познакомятся с произведением Н.Н.Носова «Федина задача»; научатся читать и анализировать рассказ, формулировать выводы, основную мысль рассказа, определять характер смешного в произведениях Н.Носова.
Планируемые результаты (метапредметные):
Познавательные УУД:
- развивать творческое мышление;
- находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группе;
-участвовать в дискуссии, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.
Регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
-формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.
Личностные:
-воспитание нравственных качеств, самодисциплины;
-проявлять желание читать и перечитывать произведения Н. Носова,
-усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.
Оборудование: ноутбук , карточки с заданием , произведения Н.Н.Носова , аудиозапись.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний. Введение в тему.
Игра «Отгадай произведение»
Любители придумывать разные истории - «Фантазёры».
Котёнок в головном уборе - «Живая шляпа».
Зелёные пупырчатые овощи - «Огурцы».
Большие охотники до работы на приусадебном участке - «Огородники».
Маленький весёлый человечек на спутнике Земли - «Незнайка на Луне».
Часть лестницы - «Ступеньки».
Учитель: Чьи произведения мы вспомнили? (Н.Н. Носова).
IV. Объявление темы и цели урока.
- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А как оно называется? Отгадайте.
Ачадаз анидеф («Федина задача»)
Сформулируйте цель урока
Цель: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение и анализировать его. ФИЗМИНУТКА
V.Изучение нового материала.
1) Вступительная беседа
Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите, что вы знаете о писателе Н. Носове?
Рассказ учеников.
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии, где снимают кино. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…»
Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.
- Сейчас мы узнаем немного нового о писателе Н. Носове . (выступления учащихся).
Ученик 1:
«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться.»
- Почему Носов стал детским писателем?
«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет».
- Почему Николай Николаевич стал юмористом?
Ученик 3:
В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».
«Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.
- А с какими рассказами мы с вами уже знакомы? («Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Фантазеры»)
- Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать). Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать.
- А ответьте мне: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» (Добрые, смешные, весёлые)
2)Работа над произведением. Первичное восприятие.
Откройте учебники. С каким рассказом Н. Носова мы будем сегодня знакомиться? Просмотрите иллюстрацию.
Попробуйте предположить, о чём будет это произведение?
3. Словарная работа
Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте:
Рокочущим басом – низким мужским голосом
Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
Борзая – быстрая
ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК-высокий служебный чин (должность) в России до революции.
В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.
КАФТАН – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда
Чурбан – глупый человек.
Репродуктор – радиоприемник.
4.Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении заслуженного артиста Льва Константиновича Дурова.
- Вам понравился рассказ? Какой он? (смешной, весёлый)
- К какому жанру относится произведение? ( Юмористический рассказ)
5.Работа над произведением. Выборочное чтение
- А сейчас мы ещё раз поработаем над рассказом, но уже выборочно.
- Почему автор назвал свой рассказ «Федина задача»?
- Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок.
-Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? (Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно).
-Как Федя слушает концерт? (Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии).
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
-Почему Феде так и не удалось решить задачу? (Его отвлекала музыка).
Вывод: если бы Федор не включал музыку, он решил бы задачу быстро, несмотря на то, что она сложная.
-Почему же он его не выключит? (Федя глупый, бестолковый. Он и не догадывается, что надо просто выключить телевизор и всё).
-Значит, мы смеёмся над глупостью Феди? Так ли это? Что думает об этом автор? Понаблюдаем за Федей внимательнее. (Федя не глупый. Когда он слушает концерт, он делает верные замечания. Просто он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка).
-Так что же на самом деле мешало Феде? (Мешал он сам. Феде просто не хотелось учиться, вот у него ничего и не получилось).
- Федя это понимает? (Нет).
-Над чем же мы смеёмся? (Федя обхитрил сам себя, он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно).
-Можем ли мы сказать, что смеёмся не только над Федей, но и над ситуацией? Чем она смешна, комична? (Смешно то, что с самого начала ясно, что Федя просто не хочет учиться. Смешнее, что с первых строчек читатели понимают, что Феде не удаётся догнать двух зайцев, а герой этого так и не понял).
-Как автор относится к герою своего рассказа?
-Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять?
Работа в парах (составить список качеств, необходимых усердному ученику.)
Дисциплинированность
Целенаправленность
Лень
Невнимательность
Чёткость выполнения
Сосредоточенность
Умение преодолевать трудности
Ответственность
Трудолюбие
-Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия. - Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.
VI. Подведение итогов урока.
-Что мы узнали и поняли, читая рассказ? Попробуем ещё раз сформулировать уроки, вынесенные из рассказа, выводы, которые каждый из нас сделал для себя. (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобное. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя).
- Мы решали одну узкую проблему, а получилось, что мы пытались понять замысел автора. Рассказ смешной, а мысли в нём серьёзные.
- Давайте выскажем своё отношение к творчеству Н. Носова, продолжите запись.
Я люблю книги Н.Носова, потому что они …(интересные, загадочные, познавательные, поучительные, добрые, смешные и т.д.)
VII. Рефлексия. Оценивание учащихся.
-Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленной целью?
Ребята, прочитайте пословицу на доске:
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?
-Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?
(Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят, объявляет отметки)
- Мне урок тоже показался успешным, завершённым. Благодарю за работу всех вас. На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Николая Носова и познакомимся с другими произведениями автора.
VIII. Домашнее задание (выбрать по желанию).
-Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа.