kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н. Н. Носов «Федина задача»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление с рассказом Н. Н. Носова«Федина задача»

Задачи:

  1. Обучающие: учить понимать смысл произведения, формулировать его основную мысль, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о них, подбирая слова-определения, характеризующие эти поступки и описывающие характер.
  2. Развивающие: развивать умение работать с текстом, отрабатывать навык полноценного чтения, тренировать наблюдательность, развивать внимание, память, связную монологическую речь, расширять кругозор учащихся.
  3. Воспитывающие:способствовать воспитанию интереса к чтению рассказов Н.Носова, воспитывать чувство любви, уважения друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н. Н. Носов «Федина задача»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Николай Николаевич Носов «Федина задача»

Цель: ознакомление с рассказом Н. Н. Носова«Федина задача»

Задачи:

  1. Обучающие: учить понимать смысл произведения, формулировать его основную мысль, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о них, подбирая слова-определения, характеризующие эти поступки и описывающие характер.

  2. Развивающие: развивать умение работать с текстом, отрабатывать навык полноценного чтения, тренировать наблюдательность, развивать внимание, память, связную монологическую речь, расширять кругозор учащихся.

  3. Воспитывающие:способствовать воспитанию интереса к чтению рассказов Н.Носова, воспитывать чувство любви, уважения друг к другу.

  4. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание рассказа, воспринимать на слух и читать произведение, определять жанр, выбирать виды деятельности на уроке, понимать поступки героев и обосновывать своё понимание, составлять план и пересказывать по нему.

  5. Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, портрет писателя, выставка книг писателя, подборка пословиц, скороговорок.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

-Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

Дети садятся, проверяют готовность к уроку.

  1. Речевая разминка

  1. Произнеси, выделяя голосом звук (г).


Раз в галошу села Лошадь
И сказала: «Я – Галошадь,
На гитаре, на гармошке
Буду делать иго – гошки!»

  1. Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.


Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.


  1. Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!

Дети произносят, выделяя голосом звук (г).






Дети произносят с разной интонацией текст.






Дети читают вслух, потом в среднем темпе, потом в скороговорочном темпе, грустно, удивленно, радостно

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- Посмотрите на доску, прочитайте, как называется раздел учебника, над которым мы работаем:

ЛЮ....ВОЕ

- Рассказы какого автора вы читали дома?

- Что удивило и восхитило вас в этих рассказах?

- Что хотел сказать автор этими рассказами?

- Перескажите понравившиеся эпизоды.


Физкультминутка

Тихо встали, потянулись,

Влево, вправо повернулись.

Руки в сторону и вверх.

Каждый сядет тише всех.



- Люби живое.

- Рассказы Василия Белова.

- Малька – верная мама, храбрая и обязательная. Животные тоже любят своих детей.

Пересказывают 3-4 человека, остальные слушают и оценивают.


Дети повторяют движения за учителем.

  1. Введение в тему

-Ребята, отгадайте название произведения по отрывку:

1)- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазеры»)

2) Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу. («Живая шляпа»)


3) Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы»)


4) Вернувшись в Цветочный город, Знайка много рассказывал о своем путешествии. Его рассказы очень заинтересовали всех, и особенно астронома Стекляшкина, который не раз наблюдал Луну в телескоп. («Незнайка на Луне»)


- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке?

-А какое? Отгадайте.

(На доске) Ачадазанидеф



























-Н. Н. Носов



-«Федина Задача»

  1. Постановка учебной цели (целеполагание)

- Ребята, какие цели вы поставите перед собой?

- Познакомиться с новым писателем и его произведением.

- Поговорить о содержании, порассуждать о главной мысли.

  1. Слово об авторе (учитель или хорошо подготовленный ученик)

-Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. 

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Дети слушают, запоминают.

  1. Целеполагание
    предположение

-Ребята, откройте учебник на странице…, прочитайте название, посмотрите иллюстрацию и скажите, о ком мы будем с вами сегодня читать?

Предположения детей.

  1. Словарная работа

-Итак, прежде чем мы с вами начнем читать произведение, давайте разберем некоторые слова, иначе нам трудно будет понять смысл произведения.

Полуденный-

южный, полдневный

Титулярный советник-

высокий служебный чин в дореволюционной России

Рокочущий бас-

громкий грубый голос

Чурбан -

глупый человек

Кафтан -

удлиненный пиджак


О-тре-гу-ли-ро-вал

Ки-ло-грам-мов

Воск-лик-нул

При-сту-ки-вать

По-слы-ша-лся

Про-слу-шал

По-лу-ден-ном








-читаем хором по слогам,

- читаем целым словом с ударением

- орфографическое чтение,

- орфоэпическое чтение,

- лексическое значение.








Дети читают по слогам, затем целым словом.



  1. Работа с текстом

Физминутка:

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.


-А теперь приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

Чтение 1 части (читают либо хорошо читающие дети, либо учитель)


-Ответьте на мои вопросы:

  • Где происходит действие?

  • Зачем он включил телевизор?

- Давайте проверим наши предположения.

- Как можно озаглавить эту часть?


Чтение 2 части (читают либо хорошо читающие дети, либо учитель)


  • Федя делал уроки или слушал концерт?

  • Почему Федя постоянно отвлекался?

  • Как озаглавим эту часть?


Чтение 3 части (читают либо хорошо читающие дети, либо учитель)



  • Что главное хотел показать автор в этой части?

  • Почему Федя забыл о задаче?

  • Можно ли в такой обстановке решать задачу? Почему?

  • Как озаглавите 3 часть?


Чтение 4 части рассказа самостоятельно.


  • Что главное в этой части?

  • Почему мальчик ушел к другу решать задачу?

  • Как озаглавите 4 часть?


(По ходу работы над текстом вывешивается план текста).

План.

1.Дома никого не было.

2.Попытка №1 в решении задачи.

3. Попытка №2 в решении задачи.

4. Пойду лучше к Юре Сорокину.

Дети повторяют движения за учителем.



















Дети отвечают на вопросы.





-Дома никого не было.




Дети отвечают на вопросы.


-Попытка №1 в решении задачи.








-Попытка №2 в решении задачи.






-Пойду лучше к Юре Сорокину.

  1. Работа с иллюстрацией

- Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации?

- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.

- Какие неточности допустил художник?



  1. Работа над пословицами

-Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая по рядам.


1-й ряд.

Задание: что такое счастье? Объясните смысл этих пословиц.

Улетело счастье – закрывай окна.

За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит. Наше счастье в наших руках.

Нового счастья ищи, а старого не теряй.

Счастье и труд рядом живут.


2-й ряд.


Задание: продолжи пословицы.

Чей лес…

Чей конь…

Чей двор…
Варианты ответов:…того и воз.

…того и пень.

… того и хоромы.


3-й ряд.


Задание: замените слово на другое, чтобы появился смысл.

В гостях хорошо, а дома хуже.
Дыма без коня не бывает.
Машу маслом не испортишь.
Не делай из муки слона.





Объясняют смысл пословиц.











-того и пень.

-того и воз.

-того и хоромы.






-лучше.

-огня.

-кашу.

-мухи.

  1. Обобщающая беседа

- Какой жанр этого произведения?

- Сколько частей мы с вами выделили?

-Что бы вы посоветовали Феде?

-Какие черты характера ему необходимо развивать?

-Не случалось ли с вами подобных историй?

-рассказ.

-4 части.


  1. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока.

Дети отвечают на вопросы и рисуют своё настроение.

  1. Итог урока

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Справились ли мы с поставленными задачами?


  1. Домашнее задание

1. Ещё раз прочитать рассказ, пересказать (1 ряд)

2. Сделать рисунок-иллюстрацию (2 ряд)

3. Найти интересные сведения об авторе (3 ряд)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н. Н. Носов «Федина задача»

Автор: Шатрова Полина Александровна

Дата: 30.03.2022

Номер свидетельства: 603738


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства