Обучающие: учить понимать смысл произведения, формулировать его основную мысль, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о них, подбирая слова-определения, характеризующие эти поступки и описывающие характер.
Развивающие: развивать умение работать с текстом, отрабатывать навык полноценного чтения, тренировать наблюдательность, развивать внимание, память, связную монологическую речь, расширять кругозор учащихся.
Воспитывающие:способствовать воспитанию интереса к чтению рассказов Н.Носова, воспитывать чувство любви, уважения друг к другу.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание рассказа, воспринимать на слух и читать произведение, определять жанр, выбирать виды деятельности на уроке, понимать поступки героев и обосновывать своё понимание, составлять план и пересказывать по нему.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | -Ровно встали, Тихо сели, Головами повертели, Сладко – сладко потянулись, И друг другу улыбнулись. Рот закрыли на замок, Начинается урок. | Дети садятся, проверяют готовность к уроку. |
Речевая разминка | Произнеси, выделяя голосом звук (г). Раз в галошу села Лошадь И сказала: «Я – Галошадь, На гитаре, на гармошке Буду делать иго – гошки!» Упражнения для интонации: Часовщик, прищурив глаз Чинит часики для нас. Произнести с чувством радости. Произнести с чувством огорчения. Произнеси с чувством обиды. Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека - цап! | Дети произносят, выделяя голосом звук (г). Дети произносят с разной интонацией текст. Дети читают вслух, потом в среднем темпе, потом в скороговорочном темпе, грустно, удивленно, радостно |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | - Посмотрите на доску, прочитайте, как называется раздел учебника, над которым мы работаем: ЛЮ....ВОЕ - Рассказы какого автора вы читали дома? - Что удивило и восхитило вас в этих рассказах? - Что хотел сказать автор этими рассказами? - Перескажите понравившиеся эпизоды. Физкультминутка Тихо встали, потянулись, Влево, вправо повернулись. Руки в сторону и вверх. Каждый сядет тише всех. | - Люби живое. - Рассказы Василия Белова. - Малька – верная мама, храбрая и обязательная. Животные тоже любят своих детей. Пересказывают 3-4 человека, остальные слушают и оценивают. Дети повторяют движения за учителем. |
Введение в тему | -Ребята, отгадайте название произведения по отрывку: 1)- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врешь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазеры») 2) Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу. («Живая шляпа») 3) Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы») 4) Вернувшись в Цветочный город, Знайка много рассказывал о своем путешествии. Его рассказы очень заинтересовали всех, и особенно астронома Стекляшкина, который не раз наблюдал Луну в телескоп. («Незнайка на Луне») - С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? -А какое? Отгадайте. (На доске) Ачадазанидеф | -Н. Н. Носов -«Федина Задача» |
Постановка учебной цели (целеполагание) | - Ребята, какие цели вы поставите перед собой? | - Познакомиться с новым писателем и его произведением. - Поговорить о содержании, порассуждать о главной мысли. |
Слово об авторе (учитель или хорошо подготовленный ученик) | -Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». | Дети слушают, запоминают. |
Целеполагание предположение | -Ребята, откройте учебник на странице…, прочитайте название, посмотрите иллюстрацию и скажите, о ком мы будем с вами сегодня читать? | Предположения детей. |
Словарная работа | -Итак, прежде чем мы с вами начнем читать произведение, давайте разберем некоторые слова, иначе нам трудно будет понять смысл произведения. Полуденный- | южный, полдневный | Титулярный советник- | высокий служебный чин в дореволюционной России | Рокочущий бас- | громкий грубый голос | Чурбан - | глупый человек | Кафтан - | удлиненный пиджак | О-тре-гу-ли-ро-вал Ки-ло-грам-мов Воск-лик-нул При-сту-ки-вать По-слы-ша-лся Про-слу-шал По-лу-ден-ном | | | | -читаем хором по слогам, - читаем целым словом с ударением - орфографическое чтение, - орфоэпическое чтение, - лексическое значение. Дети читают по слогам, затем целым словом. |
Работа с текстом | Физминутка: Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. -А теперь приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. Чтение 1 части (читают либо хорошо читающие дети, либо учитель) -Ответьте на мои вопросы: - Давайте проверим наши предположения. - Как можно озаглавить эту часть? Чтение 2 части (читают либо хорошо читающие дети, либо учитель) Федя делал уроки или слушал концерт? Почему Федя постоянно отвлекался? Как озаглавим эту часть? Чтение 3 части (читают либо хорошо читающие дети, либо учитель) Что главное хотел показать автор в этой части? Почему Федя забыл о задаче? Можно ли в такой обстановке решать задачу? Почему? Как озаглавите 3 часть? Чтение 4 части рассказа самостоятельно. Что главное в этой части? Почему мальчик ушел к другу решать задачу? Как озаглавите 4 часть? (По ходу работы над текстом вывешивается план текста). План. 1.Дома никого не было. 2.Попытка №1 в решении задачи. 3. Попытка №2 в решении задачи. 4. Пойду лучше к Юре Сорокину. | Дети повторяют движения за учителем. Дети отвечают на вопросы. -Дома никого не было. Дети отвечают на вопросы. -Попытка №1 в решении задачи. -Попытка №2 в решении задачи. -Пойду лучше к Юре Сорокину. |
Работа с иллюстрацией | - Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации? - Найдите в тексте эти строки и прочитайте. - Какие неточности допустил художник? | |
Работа над пословицами | -Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая по рядам. 1-й ряд. Задание: что такое счастье? Объясните смысл этих пословиц. Улетело счастье – закрывай окна. За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит. Наше счастье в наших руках. Нового счастья ищи, а старого не теряй. Счастье и труд рядом живут. 2-й ряд. Задание: продолжи пословицы. Чей лес… Чей конь… Чей двор… Варианты ответов:…того и воз. …того и пень. … того и хоромы. 3-й ряд. Задание: замените слово на другое, чтобы появился смысл. В гостях хорошо, а дома хуже. Дыма без коня не бывает. Машу маслом не испортишь. Не делай из муки слона. | Объясняют смысл пословиц. -того и пень. -того и воз. -того и хоромы. -лучше. -огня. -кашу. -мухи. |
Обобщающая беседа | - Какой жанр этого произведения? - Сколько частей мы с вами выделили? -Что бы вы посоветовали Феде? -Какие черты характера ему необходимо развивать? -Не случалось ли с вами подобных историй? | -рассказ. -4 части. |
Рефлексия | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока. | Дети отвечают на вопросы и рисуют своё настроение. |
Итог урока | - Что вам особенно понравилось в рассказе? - Справились ли мы с поставленными задачами? | |
Домашнее задание | 1. Ещё раз прочитать рассказ, пересказать (1 ряд) 2. Сделать рисунок-иллюстрацию (2 ряд) 3. Найти интересные сведения об авторе (3 ряд) | |