Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; анализировать собственную работу, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; составляют несложные монологические высказывания о героях, владеют приёмами понимания прослушанного произведения.
Коммуникативные: описывают объект, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе.
Технология развития критического мышления, технология дифференцированного обучения,
здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, групповая и игровая технологии.
Оборудование
учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки для групповой работы
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП Организационный момент
Деятельность учителя
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, мобилизует внимание на плодотворную работу.
Пахнет в воздухе весной.
Солнце греет нас с тобой.
Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя.
Проверяют на столах наличие оборудования, необходимого для урока.
Слушают учителя, выполняют действия.
2. ЭТАП Проверка домашнего задания
Деятельность учителя
- Какие произведения вы читали на прошлом уроке? (Стихи о природе)
-Кто их автор? (Н.Рубцов)
-Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение.
Деятельность учащихся
Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения
Сообщения учащихся.
3.ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
- Спасибо вам ребята за замечательные ответы. А я вам в свою очередь подготовила «сюрприз». Сядьте удобно и приготовьтесь к просмотру фрагмента из мультфильма.
-Ответьте на вопросы:
-Как называется мультфильм?
-Кто главный герой мультфильма?
-По мотивам какого литературного произведения он создан?
-Кто автор этого произведения?
Деятельность учащихся
Слушают. Вступают в диалог с учителем (выполняют задания)
-Это мультфильм про Незнайку, героя сказочной трилогии Н.Н.Носова «Незнайка».
4.ЭТАП Актуализация знаний
Деятельность учителя
-А что вы знаете о Н.Носове?
-Какие рассказы он писал?
- Какие произведения Н.Носова вы помните?
-Вспомнить произведения вам поможет игра «Угадай-ка».
-Помогите Незнайке. Отгадайте по первым буквам названия произведений Н.Носова.
«Фан…» «Фантазёры» «Жив… …» «Живая шляпа» «Огу…» «Огурцы» «Миш… …» «Мишкина каша» «Ви… … в … и …» «Витя Малеев в школе и дома» «Ого…» «Огородники» «Нез… …» «Незнайка на Луне»
«Боб…» «Бобик в гостях у Барбоса»
«Те…» «Телефон»
«За…» «Затейники»
-Вот сколько замечательных произведений написал Н.Н. Носов. Их любят читать и взрослые, и дети.
(Слайд 4 «Выставка книг Н.Носова»)
5. ЭТАП Целеполагание. Формулирование темы урока, целей и задач.
Деятельность учителя
Формирует познавательные мотивы учебной деятельности, стремление открыть знания, приобрести умения.
-Сегодня на уроке мы познакомится ещё с одним произведением Н.Н.Носова. Чтобы узнать его название, нужно расшифровать словосочетание, написанное на доске. (Слайд 5)
(Едани чадаза-Федина задача)
-Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 6)
-Сформулируйте цели урока. (Слайд 7)
Деятельность учащихся
Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н.Н. Носова «Федина задача».
- Будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.
6 ЭТАП «Открытие» новых знаний
Деятельность учителя
Стадия вызова
Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.
-Прежде чем мы начнём работать с новым произведением, давайте ближе познакомимся с жизнью и творчеством Н. Носова. Родион и Илья подготовили для вас сообщения.
(Слайды 2-3)
- Как вы понимаете название произведения?
-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?
- А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова? Попробуйте.
(На доске написаны ключевые слова: Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре.)
- Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.
Словарная работа (работа в парах)
(Слайды 9-12)
- В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете. Попробуйте в парах обсудить значение этих слов.
-Вот теперь все слова понятны, и что будем делать дальше?
Осмысление.
Чтение текста с «остановками» (РКМЧП)
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
1)Чтение и анализ первой части до слов: "и сел за стол … ". (читает хорошо читающий ученик)
-Откуда пришёл Федя?
- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?»
- И что же сделал, Федя, возвратившись домой с катка?
-Что можно сказать про Федю?
-Ребята, а кто-нибудь из вас оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки
- Предположите, что будет дальше и почему?
2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").
(читает хорошо читающий ученик)
-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?
- А как бы вы поступили?
- Как будут развиваться события дальше? Предположите.
3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста (читает хорошо читающий ученик)
-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?
- Почему Федя не мог решить задачу?
-Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя?
-Чем заканчивается рассказ?
Физминутка
«Полёт на луну»
4) Проверка восприятия прочитанного.
–Понравилось ли вам произведение? Чем?
-Какое впечатление оно на вас произвело?
5)Определение главной мысли рассказа.
-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?
- Поработайте в парах. Прочитайте пословицы:
(Слайд 18)
Ум хорошо, а два лучше.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Какие труды, такие и плоды
Без охоты нет и работы.
-Какая из этих пословиц выражает главную мысль произведения, его идею?
- О чем вы задумались, прочитав рассказ?
-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?
-А бывали ли с вами подобные истории?
-Понравился ли вам Федя?
-Как относится автор к своему герою?
- Выражает ли Н. Носов своё отношение открыто или мы «читаем» его мнение между строк?
- Над какой чертой характера смеётся Николай Носов?
-Как вы считаете, рассказ о Феде Рыбкине сатирический или юмористический?
Рефлексия
Работа в группах (дифференцированные задания)
- Я предлагаю вам поработать в группах. Разбейтесь на группы. Повторите правила работы в группах.
На столах у вас лежат конверты, откройте их и выберите задания по желанию.
1.Смоделируйте обложку к рассказу «Федина задача»
2 . Восстановите последовательность событий
1) Из телевизора послышались
звуки рояля.
Дома никого не было.
Он отрегулировал телевизор
Пойду лучше к Юре Сорокину.
Он почесал кончик носа и
принялся читать задачу заново.
3. Выполните тест
(компьютерный тест Слайды 19-23)
1)Как звали главного героя рассказа?
А) Слава Б) Костя в) Федя
2)Откуда пришёл главный герой?
А) из школы Б) с катка В) из магазина
3)Сколько раз прочитал Федя задачу?
А) 6 раз Б) 8 раз В) 4 раза
4)Сколько концертных номеров прослушал Федя?
А) 6 Б) 5 В) 7
5)Сколько раз в тексте встречается слово «колокольчик»?
А) 3 Б) 7 В) 5
6)Какая фамилия была у друга Феди?
А) Сорокин Б) Воронин В) Рыбкин
(Ответы: в, б, б, в, а, в)
4.Составить синквейн о главном герое.
5. Решите федину задачу.
На мельницу доставили 450 мешков ржи по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?
(Слайды 24,25)
Защита работ.
Деятельность учащихся
2- ученика рассказывают о жизни и творчестве Н. Носова (Рассказы сопровождаются показом презентации)
1. Ученик. Н.Н. Носов родился в Киеве в 1908 году. Окончил школу, работал на кирпичном заводе. Потом закончил Московский государственный институт кинематографии и стал режиссёром мультфильмов. Когда ему исполнилось 30 лет, издал в журнале «Мурзилка» свой первый рассказ. С тех пор – это известный детский писатель.
2 Ученик. Послушайте, как писатель рассказывает о себе, и попробуйте ответить на вопрос, почему Носов стал именно детским писателем.
«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».
Ответы учащихся
Работают с толковыми словарями, определяют значения незнакомых слов и выражений.
Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель.
Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).
Кафтан – старинная мужская верхняя одежда.
-Титулярный советник- чин (звание) , государственный служащий 9 класса в России до 1917 года
Кафтан – в старину длинная мужская верхняя одежда.
«Блохе кафтан» - на Руси был такой мастер, который сумел подковать блоху (Левша).
-Знакомиться с произведением.
-Федя пришёл с катка.
-Может быть, у главного героя есть брат или сестра, которые ему мешают выполнять домашние задания. А в данный момент их дома не оказалось.
-Федя включил радио и решил делать уроки под музыку.
-Не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.
Ответы детей
- Мальчик делает сразу несколько дел.
Ответы детей.
-Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.
-Он отвлекался, слушал песни по радио.
Выборочное чтение
-Федя пошёл к другу.
Выполняют движения под музыку из мультфильма «Незнайка на Луне.»
Ответы учащихся
Работают в парах, подбирают пословицу
-«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»
-При выполнении домашних заданий нельзя отвлекаться, нужно выключить телевизор, компьютер.
Нет.
-А я иногда тоже так делаю уроки.
-Да, он на меня похож.
- А мне его немножечко жалко. Никак задачу решить не может.
-А мне Федя не понравился. Он плохой ученик.
-Автору Федя нравится. Он его и осуждает, и сочувствует ему.
-Мы только догадываемся об отношении автора к герою.
- Носов смеётся над неумением сосредоточиться на чём-то важном. Например, на решении задачи.
- Скорее юмористический. Носов хоть и смеётся над мальчиком, но оправдывает его. Федя ещё ребёнок, он всему научится. К тому же его черта характера не опасна для других.
Выполняют задания, работают в группах
1.Федя
Несобранный, ленивый
Регулировал, читал, слушал
Прямо наказание какое-то!
Мученик
2. Федя
Неорганизованный,
Отвлекался, смотрел, регулировал
Ничего у него не получалось!
Чудак!
7ЭТАП. Итог урока. Рефлексия
Деятельность учителя
- С каким произведением познакомились?
- Кто его автор?
-В чём смысл рассказа?
-Чему он нас учат?
- Чему учились на уроке?
- Оцените свою работу с помощью «лестницы успеха»?
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока
8 ЭТАП Домашнее задание
Деятельность учителя
-Подготовить пересказ рассказа Н.Носова «Федина задача», нарисовать к нему иллюстрацию, составить кроссворд .