4. Развивать память, внимание, мышление, речь учащихся.
6. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, работать в группе.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Форма урока «Творческая мастерская»
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения.
Личностные:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: карточки с заданиями; рисунки учащихся о зиме, музыка П.И. Чайковского «Зима» , Анатолий Хоперский «Чародейкою Зимою», «Поёт зима аукает», «Берёза», «Снежинка». Музыка и слова Л. Олифирова Русская зима
- Мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организационный момент
- Урок литературного чтения. Форма урока «Творческая мастерская»
II. Формулирование темы и целей урока
- Тему, цели урока, я надеюсь, дорогие мои ученики, вы поможете мне сформулировать после задания , которое я вам предлагаю.
Игра «Узнай название стихотворения и фамилию автора»
( включаю электронное приложение к учебнику, звучат отрывки стихотворений)
- К какому жанру относятся эти произведения?
- В каком разделе встречаются эти произведения?
(«Люблю природу русскую. Зима» )
Вывод:
- открыть учебник стр. 187
- какие цели ставили перед изучением этого раздела?
Мы познакомимся….
Мы научимся….
- мы достигли этих целей?
- Тогда почему же в начале урока вы слышали те стихотворения, с которыми мы уже познакомились?
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
- Обучающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».
- какие еще цели мы ставили перед изучение этого раздела?
- какие же цели мы поставим на сегодняшнем уроке?
- обобщить и систематизировать знания по теме раздела.
Учитель: у нас урок в форме «Творческая мастерская», значит,
важнейшая цель – развивать ваши творческие способности.
Сегодня на уроке будет работа в группах, это поможет Вам развить свои коммуникативные умения – т.е слушать и слышать мнение партнера и вырабатывать общую позицию.
Вывод: итак, обобщение и систематизация знаний по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Слайд №2.
- Кто же и как может создать картину зимы?
П оэт – словом
Художник – красками Слайд №2
Композитор - звуками
Поэт, художник, композитор мир воспринимают по - разному. Сегодня мы это докажем.
III. Актуализация знаний
Наш раздел называется «Люблю природу русскую. Зима».
Три вида искусства объединяются
- в художественном слове
- в красках
- и в звуках
и получается полная картина зимы.
- Звучит песня «Русская Зима» (слайды № 3 - 12 о зиме).
IV. Физкультминутка
V. Систематизация и обобщение знаний
Работа в группах.
1 группа – стихотворение И. Бунина «Первый снег» Стр. 190
2 группа – стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою» стр. 194
3 группа – стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает» стр. 195
4 группа – стихотворение «Берёза» стр. 196
Конкурс на выразительное чтение стихотворения (соблюдаем паузы, ставим логические ударения).
1) Свое стихотворение представляет группа №1
1. (выразительное чтение) И. Бунин «Первый снег»
2. Словесная картина к стихотворению «Первый снег»
3. Зима в музыке П.И. Чайковского «Зима»
Свое стихотворение представляет группа № 2
(выразительное чтение) Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»
Словесная картина к стихотворению
Композитор Анатолий Хоперский «Чародейкою Зимою»
3) Свое стихотворение представляет группа №3
1. (выразительное чтение) С. Есенин «Поёт зима – аукает»
2. Словесная картина к стихотворению
3.Композитор Анатолий Хоперский «Поёт зима аукает»
VI. Физкультминутка
4) Свое стихотворение представляет группа № 4
1. (выразительное чтение) С. Есенин «Береза»
Словесная картина к стихотворению
Композитор Анатолий Хоперский «Берёза»
ВЫВОД:
1) Выполняя это задание, мы развиваем память, внимание, наблюдательность.
2) Как можно увидеть красоту окружающего мира?
- в художественном слове
- в красках
- и в звуках
Развивайте в себе эти способности!
VII. Интеграция с уроком изобразительного искусства.
(Творческая работа в группах)
- Представляя сейчас стихотворения, как вы показали картинку зимы:
– словом,
- звуком.
- Как мы ещё можем рассказать о зиме?
(кистью, в живописи)
- Покажите в живописи то, о чём вы прочитали в своих стихотворениях).
На больших листах под музыку «Снежинка» К. Бальмонта рисуют
VIII. Релаксация
(закрыть глаза и под музыку «Снежинка» К. Бальмонта помечтать о прекрасном времени года - зима )
IX. Дифференцированные задания
(раздаю конверты, пока дети отдыхают под музыку «Снежинка» К. Бальмонта).
- В каждом конверте задания трёх уровней сложности:
1) На красном листке – высокий уровень сложности***