Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование: карточки - помощницы к загадкам, репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».
Ход урока.
I.Проверка домашнего задания.
II.Актуализация знаний.
Слайд 2.
Читаю вступительную статью к разделу, дети следят по тексту.
Слайды 3,4,5.
- Какие ассоциации возникают у мальчика со словом ЗИМА?
-Чем стихотворения отличаются от прозы?
- лайды 6, 7, 8, 9, 10, 11.
-Прочитайте загадки. Среди них найдите стихотворные.
-Какая загадка не является стихотворением? Почему?(карточки – помощницы ).
-Что значит «СЕРЕБРОМ ДЕРЕВЬЯ УБИРАЕТ»? Как вы понимаете эти слова?
III. Постановка цели урока.
Слайд 12.
-Посмотрите, ребята, на картину на доске. Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она «Первый снег».
-Какое впечатление она на вас произвела?
-Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?
-Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?
-Какие вопросы у вас возникли?
-Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге. Я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.
IV. Изучение нового материала.
Слайд 13.
1. Чтение стихотворения И.А.Бунина учителем.
-Какую картину нарисовало ваше воображение?
-Какой день, какую погоду вы себе представили?
-Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?
-Подберите слова-определения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.
-Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте найдем толкование в словаре в конце книги.
-Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?