Сообщение темы урока. Самоопределение. | - У нас не просто урок, а урок - исследование. (Исследование - поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.) - Что значит исследовать? -Объектом нашего исследования будет стихотворение. -Чему мы можем научиться на уроке? -Какие цели вы можете поставить на этот урок?
| -Подвергнуть изучению, выяснению. -Выразительно читать стихотворение. -Отвечать на вопросы. -Выразительно читать. |
Проверка домашнего задания. | -Дома вы читали. стихотворения о зиме. -Назовите авторов. -Как поэты пишут о зиме? -Чем рисуют поэты? -Какие литературные приёмы они используют ? -Какой приём применил Тютчев? -Что такое олицетворение? -Как поэт относится к Зиме?
-Сегодня на уроке мы откроем для себя ещё одно стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева. «Зима недаром злится». Определим ,как автор в этом стихотворении относится к Зиме. -Цель урока : научиться выразительно читать стихотворение. -Вспомните , что вы уже знаете об авторе стихотворения.
-В творчестве есть стихи о разных временах года .Он писал лирические стихи . Стихи размышления. | -А.С.Пушкин С.Есенин Ф.И.Тютчев -Как о живом существе. -Словами. -Сравнении, олицетворение. -Олицетворение. -Перенос качеств живого существа на неживое. -Он любуется Зимой. Она ему нравится.
-Тютчев жил более ста лет назад. Стихи он стал писать с детства. Долгое время Фёдор Иванович жил в Германии. Поэт очень скучал по Родине. Написал много стихов о природе. |
Первичное восприятие стихотворения. Физминутка | - В природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели. И кажется , что вернулась зима. -Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно? (О приходе весны). -Если хотите , закройте глаза ,чтобы легче представить те картины , которые описывает автор. Чтение стихотворения учителем. -О чём стихотворение?
-Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение? - Какие картины вы увидели, слушая стихотворение? - Какие чувства вызвали у вас образы зимы и весны? - Жалко вам зиму? Почему ? - Можно ей еще немного побыть? -О чём рассказал автор о дружбе или о борьбе? -А ведь когда-то пришла к нам Зима юной красавицей .Ей все были рады. Приветствовали её. Но время шло . Зима старела и ей уже не рады. Все ждут встречи с юной Весной.
|
-О приходе весны. -Радость , грусть , тревогу. Борьбу (драку) З. и В. -Зима злая, старая ведьма, а Весна веселая ,молодая. Зима не хочет уходить, а Весна смеется над ней. - Нет. - Нет. -О борьбе. |
Работа в парах. | В стихотворении встречаются слова ,значения которых вы сейчас определите. -Возьмите карточку. Соедините слово и его значение . | Засуетилась - много и торопливо двигаться , что-то делать. Трезвон – церковный звон во все колокола ; шум ,переполох. Хлопочет – занимается чем-нибудь усердно, находясь в движении, переходя от одного к другому. Ворчит - сердито бормотать , выражая неудовольствие. Румяная – алый, красный. Наперекор – несогласно с чем-нибудь , переча кому-нибудь. Нудит – принуждать , заставлять. Ведьма – злая волшебница. Дитя – маленький ребёнок. |
Разбор стихотворения. Разбор картин | - Перечитайте: ЧИТАЕМ ПО СТРОФАМ 1 строфа: - Почему Зима злится? - Что означает слово «недаром»? - Как понимаете две последние строчки? - Какие слова в этой части являются главными? - А вы как относитесь к приходу весны? - Какие чувства хочется вам выразить к зиме? А к весне? - Какую интонацию выберем для чтения этой строфы, чтобы показать наши чувства? 2 строфа: - Что изменилось с приходом весны? - Как понимаете «всё засуетилось»,»всё нудит Зиму вон»? Что такое это «ВСЕ»? - Какие слова здесь главные? - Какие чувства мы будем выражать при чтении этих строк? 3 строфа: - Найдите слова, которые передают настроения Зимы и Весны? -Что значит «хлопочет»? -Как шумит Весна? Что значит «пуще»? - Перечитайте последнюю строчку. 4 строфа: - Как автор называет зиму? А как называет весну? Почему? - Какими словами автор показывает нам , что Зима так просто не сдастся? -Какое точное слово подобрал Фёдор Иванович - взбесилась. Подберите синоним к этому слову. - Представьте как может злится З. ? - Как будем читать эти строки? 5 строфа: - А что же Весна? - Что значит «наперекор врагу»? Борьбу Зимы и Весны описывали в своих произведения не только поэты и писатели , но и художники. - Посмотрите на картины великих русских художников. -Скажите, какие из них соответствуют настроению стихотворения? Докажите. - Что вы видите на картине? Какие признаки весны изображены? - Так кистью и красками художник . | - Не хочет уходить, завидует Весне. - Не зря. - Весна уже пришла и торопит «пора». - «недаром», «прошла»,»весна стучится и гонит со двора». - Хочется тоже сказать : уходи скорее, зима. Весне мы рады, ждем ее . - Будем читать торопливо. - Всё засуетилось, жаворонки в небе… - Всё вокруг ожило, пришло в движение; вынуждает Зиму убраться. - «Всё засуетилось», «нудит Зиму вон». - Будем показывать как , все после длительного зимнего спокойствия вдруг ожило, задышало. - З: Хлопочет, ворчит. В: хохочет, шумит. - Наверное, какие -то действия выполняет: ветер напустит, метель, мороз. - Птицы щебечут, ручьи шумят. Ещё больше, сильнее. -Ведьма злая. Прекрасное дитя. - Взбесилась, пустила снегом в В. -Разозлилась. - Пустит еще вьюги , завалит снегом, ударит морозом. - Не очень быстро, соблюдая все паузы. Можно четко проговорить «ВЗБЕСИЛАСЬ ВЕДЬМА ЗЛАЯ», четко проговорить все глаголы. - В.не переживает, ей и «горя мало». «лишь румяней стала». -Назло, все равно - Картина вся как будто светится, так много солнца. Теперь солнышко светит теплее, снег еще лежит, но он не пушистый, не такой как был зимой. |
Подготовка к выразительному чтению. | -Подготовимся к выразительному чтению. -Возьмите листы и три цветных карандаша: синий . зелёный , жёлтый. -Прочитайте слова, которые характеризуют Зиму. -Прочитайте слова, которые характеризуют Зиму. -Мы выяснили, на чьей стороне автор. Найдите слова , которые это подтверждают это. Поэты и писатели воспевают красоту русской природы словом. Художники –красками на своих полотнах. А ещё красоту русской природы можно воспеть в звуках. Кто это делает? -Сейчас вы подготовитесь к выразительному чтению. -Будет звучать пьеса «март» Петра Ильича Чайковского. - Прочитайте стихотворение вполголоса, постарайтесь выразить свои чувства . - А теперь попробуйте прочитать стихотворение выразительно и передать свои чувства, свое настроение нам , своим слушателям | -Закрасьте их синим цветом. -Закрасьте их зелёным цветом. - Закрасьте их жёлтым цветом. -Композиторы. ЧИТАЮТ 3 ученика читают, мы обсуждаем их чтение, выбираем лучшее, оцениваем. |