kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения 2 класс " Образы весны и зимы в стихотворении Тютчева " Зима недаром злится..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится во  втором классе. Данный урок в торой в теме " Люблю природу русскую. Весна ", на этом уроке продолжается знакомство  створчеством русских поэтов  , воспевающих красоту русской  природы. В дальнейшем продолжится работа по этой теме.Материал урока с научной точки зрения был освещён верно и соответствовал возрастным особенностям детей. Учащие на уроке выполняют разнообразные задания. Формы организации деятельности учащихся : фронтальная и индивидуальная ;работа в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 класс " Образы весны и зимы в стихотворении Тютчева " Зима недаром злится..." »

Этапы урока

Учитель

Ученик

Орг.момент

Проверка готовности к уроку

Приветствие

Речевая разминка.


-Начнём урок с речевой разминки.

Дети читают хором .

Медленно

Быстро

На – на – на – наконец пришла весна.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ка – ка – ка – разлилась наша река.
Ель – ель – ель – с крыши капает капель.
Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи.
Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь.


Сообщение темы урока. Самоопределение.


- У нас не просто урок, а урок - исследование. (Исследование - поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.)

- Что значит исследовать?

-Объектом нашего исследования будет стихотворение.

-Чему мы можем научиться на уроке?

-Какие цели вы можете поставить на этот урок?









-Подвергнуть изучению, выяснению.



-Выразительно читать стихотворение.

-Отвечать на вопросы.

-Выразительно читать.

Проверка домашнего задания.


-Дома вы читали. стихотворения о зиме.

-Назовите авторов.

-Как поэты пишут о зиме?

-Чем рисуют поэты?

-Какие литературные приёмы они используют ?

-Какой приём применил Тютчев?

-Что такое олицетворение?

-Как поэт относится к Зиме?



-Сегодня на уроке мы откроем для себя ещё одно стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева. «Зима недаром злится». Определим ,как автор в этом стихотворении относится к Зиме.

-Цель урока : научиться выразительно читать стихотворение.

-Вспомните , что вы уже знаете об авторе стихотворения.







-В творчестве есть стихи о разных временах года .Он писал лирические стихи . Стихи размышления.




-А.С.Пушкин С.Есенин Ф.И.Тютчев

-Как о живом существе.


-Словами.

-Сравнении, олицетворение.

-Олицетворение.

-Перенос качеств живого существа на неживое.

-Он любуется Зимой. Она ему нравится.













-Тютчев жил более ста лет назад. Стихи он стал писать с детства. Долгое время Фёдор Иванович жил в Германии. Поэт очень скучал по Родине. Написал много стихов о природе.




Первичное восприятие стихотворения.
































Физминутка


- В природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели. И кажется , что вернулась зима.

-Послушайте стихотворение и подумайте о чём оно? (О приходе весны).

-Если хотите , закройте глаза ,чтобы легче представить те картины , которые описывает автор.

Чтение стихотворения учителем.

-О чём стихотворение?



-Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?


- Какие картины вы увидели, слушая стихотворение?


- Какие чувства вызвали у вас образы зимы и весны?

- Жалко вам зиму? Почему ?

- Можно ей еще немного побыть?

-О чём рассказал автор о дружбе или о борьбе?

-А ведь когда-то пришла к нам Зима юной красавицей .Ей все были рады. Приветствовали её. Но время шло . Зима старела и ей уже не рады. Все ждут встречи с юной Весной.




















-О приходе весны.


-Радость , грусть , тревогу. Борьбу (драку) З. и В.


-Зима злая, старая ведьма, а Весна веселая ,молодая. Зима не хочет уходить, а Весна смеется над ней.



- Нет.

- Нет.


-О борьбе.

Работа в парах.

В стихотворении встречаются слова ,значения которых вы сейчас определите.

-Возьмите карточку. Соедините слово и его значение .


Засуетилась - много и торопливо двигаться , что-то делать.

Трезвон – церковный звон во все колокола ; шум ,переполох.

Хлопочет – занимается чем-нибудь усердно, находясь в движении, переходя от одного к другому.

Ворчит - сердито бормотать , выражая неудовольствие.

Румяная – алый, красный.

Наперекор – несогласно с чем-нибудь , переча кому-нибудь.

Нудит – принуждать , заставлять.

Ведьма – злая волшебница.

Дитя – маленький ребёнок.







Проверка «цепочкой».

Чтение стихотворения учениками.

-Прочитайте стихотворение шёпотом.

-С какой буквы написаны слова Зима и Весна? Почему?

-Кем автор представляет Зиму и Весну?

-Какими приёмом пользовался Тютчев, делая Зиму и Весну главными героями стихотворения?



«жужжащее» чтение




-З.- злая ведь В.- дитя.



-Олицетворение.

Разбор стихотворения.
























































Разбор картин

- Перечитайте:

ЧИТАЕМ ПО СТРОФАМ

1 строфа:

- Почему Зима злится?

- Что означает слово «недаром»?

- Как понимаете две последние строчки?

- Какие слова в этой части являются главными?

- А вы как относитесь к приходу весны?

- Какие чувства хочется вам выразить к зиме? А к весне?

- Какую интонацию выберем для чтения этой строфы, чтобы показать наши чувства?

2 строфа:

- Что изменилось с приходом весны?

- Как понимаете «всё засуетилось»,»всё нудит Зиму вон»? Что такое это «ВСЕ»?

- Какие слова здесь главные?

- Какие чувства мы будем выражать при чтении этих строк?


3 строфа:

- Найдите слова, которые передают настроения Зимы и Весны?

-Что значит «хлопочет»?



-Как шумит Весна? Что значит «пуще»?

- Перечитайте последнюю строчку.

4 строфа:

- Как автор называет зиму? А как называет весну? Почему?

- Какими словами автор показывает нам , что Зима так просто не сдастся?

-Какое точное слово подобрал Фёдор Иванович - взбесилась. Подберите синоним к этому слову.

- Представьте как может злится З. ?


- Как будем читать эти строки?



5 строфа:

- А что же Весна?


- Что значит «наперекор врагу»?


Борьбу Зимы и Весны описывали в своих произведения не только поэты и писатели , но и художники.

- Посмотрите на картины великих русских художников.

-Скажите, какие из них соответствуют настроению стихотворения? Докажите.

- Что вы видите на картине? Какие признаки весны изображены?

- Так кистью и красками художник .










- Не хочет уходить, завидует Весне.


- Не зря.


- Весна уже пришла и торопит «пора».


- «недаром», «прошла»,»весна стучится и гонит со двора».



- Хочется тоже сказать : уходи скорее, зима. Весне мы рады, ждем ее .


- Будем читать торопливо.





- Всё засуетилось, жаворонки в небе…


- Всё вокруг ожило, пришло в движение; вынуждает Зиму убраться.


- «Всё засуетилось», «нудит Зиму вон».


- Будем показывать как , все после длительного зимнего спокойствия вдруг ожило, задышало.




- З: Хлопочет, ворчит. В: хохочет, шумит.



- Наверное, какие -то действия выполняет: ветер напустит, метель, мороз.


- Птицы щебечут, ручьи шумят. Ещё больше, сильнее.




-Ведьма злая. Прекрасное дитя.



- Взбесилась, пустила снегом в В.



-Разозлилась.




- Пустит еще вьюги , завалит снегом, ударит морозом.


- Не очень быстро, соблюдая все паузы. Можно четко проговорить «ВЗБЕСИЛАСЬ ВЕДЬМА ЗЛАЯ», четко проговорить все глаголы.





- В.не переживает, ей и «горя мало». «лишь румяней стала».


-Назло, все равно











- Картина вся как будто светится, так много солнца. Теперь солнышко светит теплее, снег еще лежит, но он не пушистый, не такой как был зимой.
























Физмитнутка для глаз.



Подготовка к выразительному чтению.


-Подготовимся к выразительному чтению.

-Возьмите листы и три цветных карандаша: синий . зелёный , жёлтый.


-Прочитайте слова, которые характеризуют Зиму.


-Прочитайте слова, которые характеризуют Зиму.


-Мы выяснили, на чьей стороне автор. Найдите слова , которые это подтверждают это.


Поэты и писатели воспевают красоту русской природы словом.

Художники –красками на своих полотнах.

А ещё красоту русской природы можно воспеть в звуках. Кто это делает?


-Сейчас вы подготовитесь к выразительному чтению.

-Будет звучать пьеса «март» Петра Ильича Чайковского.

-

Прочитайте стихотворение вполголоса, постарайтесь выразить свои чувства .

- А теперь попробуйте прочитать стихотворение выразительно и передать свои чувства, свое настроение нам , своим слушателям




















-Закрасьте их синим цветом.



-Закрасьте их зелёным цветом.



- Закрасьте их жёлтым цветом.













-Композиторы.











ЧИТАЮТ



3 ученика читают, мы обсуждаем их чтение, выбираем лучшее, оцениваем.



-Это стихотворение Тютчев написал , когда жил в Германии. Там есть обычай очень похожий на наши масленичные традиции. Зиму наряжают страшной старухой, а юная девушка в образе Весны закидывает её снежками, прогоняя навсегда.



Рефлексия.

-Наверное , это могло быть так.


Сценка.













Итог урока.

Наш урок закончился.

Достигли мы те цели и задачи ,которые ставили в начале урока ?

Оценка ответов учеников.

Молодцы, вы все очень хорошо работали.

Отметки получают………………………… за выразительное чтение стихотворения.

К следующему уроку вы выучите стихотворение наизусть и мы послушаем других ребят.
































.




Тема: Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»



Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»



Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Задачи: - Вызвать эмоциональную реакцию

- Показать разницу в образах весны и зимы

- Выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу

- Учиться передавать отношение с помощью интонации

- Формировать у детей навык осознанного чтения.

- Формировать навык работы над поэтическим произведением.

- Расширить знания об окружающем мире.

- Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.



Используемое оборудование: презентация.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Герасимова Наталья Вячеславовна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Тема урока: Поэтический родник. Стихи о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-uroka-poetichieskii-rodnik-stikhi-o-viesnie-f-tiutchiev-zima-niedarom-zlitsia"
    ["file_id"] => string(6) "201825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429119321"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок литературного чтения во 2 классе Ф.И. Тютчев Зима недаром злится. "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-f-i-tiutchiev-zima-niedarom-zlitsia"
    ["file_id"] => string(6) "189720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427019762"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "урок №2 литературное чтение 5 класс Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-2-litieraturnoie-chtieniie-5-klass-tiema-russkiie-poety-xix-vieka-o-rodinie-o-rodnoi-prirodie-i-o-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "116909"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412649900"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по чтению  в 3 классе Ф.И. Тютчев "Майская гроза" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-chtieniiu-v-3-klassie-f-i-tiutchiev-maiskaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "125486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415003537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства