Просмотр содержимого документа
«Тема: «Какие бывают растения?»»
крытый урок природоведению 1 класс
Тема: «Какие бывают растения?»
Цель урока: познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
- Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
- Дать представление о невидимых нитях в природе;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, рисунка растений, раздаточный материал: картинки для работы в паре, учебник, рабочая тетрадь с печатной основой.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка изученного материала.
Фронтальная работа.
- Что мы изучаем на уроках природоведения?
-Что такое природа?
- На какие две группы делится природа?
- Чем живая природа отличается от неживой?
- Что мы относим к живой природе? А к неживой?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать на изучением предмета природоведение. И совершим небольшое путешествие. Закройте глазки, послушайте и угадайте куда мы с вами отправимся. (звуки леса)
Кто угадал, где мы с вами будем путешествовать?
Правильно, в лес.
Слайд № 3
Будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательным, чтобы увидеть чудеса, происходящие в нём. А поможет нам сегодня хозяин леса - Лесовичок.
Слайд №3
№ 1 День добрый, ребята! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Игра «Выберите правила вежливости поведения в лесу»
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!
Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны — звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.)
- Лесовичок познакомит нас с удивительным миром леса. У него в лесу много друзей, мы побывает у них в гостях, и узнаем много интересного о них.
Сообщение темы и задач урока
- А как зовут его друзей, вы узнаете отгадав загадку
Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)
- Правильно, ребята, сегодня на уроке речь пойдет о растениях.
Слайд № 4
А к какой природе живой или неживой мы относим растения? Почему?
- Поглощая вредные вещества растения выделяют кислород, которым дышат человек и животные. Растения это зелёная одежда нашей планеты. И мир растения богат и разнообразен.
- А где мы можем встретить растения? (в лесу, на лугу, в поле, высоко в горах, в реках и озёрах и даже в пустыни)
-С помощью Лесовичка мы узнаем, на какие группы разделяют растения по их строению, внешнему виду. Будем учиться различать растения разных видов. И в конце урока должны ответить на вопрос: “Какие бывают растения?»
Работа над темой урока
Вводное слово учителя о разнообразии растений.
Слайд №4
- Посмотрите, пожалуйста, на экран, какие вы видите растения? Одинаковые они или разные? Почему?
- Действительно, растения, которые мы видим с вами на экране разные и относятся они к разным группам.
Наша задача - разделить все эти растения на группы.
Знакомство с деревьями, их отличительными признаками.
Лесовичок хочет познакомить нас со своими друзьями. Давайте отгадаем, как зовут его друзей к которым мы первыми отправимся в гости?
Кудри в речку опустила
И о чём- то загрустила
А о чём она грустит
Никому не говорит (ива)
Что же это за девицы?
Не швеи, не мастерицы,
Сами ничего не шьют,
А в иголках круглый год. (ель, сосна)
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке
В белом сарафане? (берёза)
Слайд № 5
Как одним словом назовём все эти растения? (деревья)
Деревья это многолетние растения, значит живущие много лет. А сколько живут деревья? Одни живут десятки лет, другие- сотни, а есть на нашей планете и деревья долгожители. Они живут 1000 и более лет. Рябина живёт 80 – 100 лет, Берёза – 100 – 120 лет, ель, сосна – 150 – 200 лет, дуб – 200 – 400 лет, секвоя – 1000 и более лет
А чем деревья отличаются от других растений? Что общего у всех деревьев? (один большой ствол покрытый корой, от него много ветвей, ветви образут крону деревьев)
Чем отличаются деревья? (толщиной ствола, высотой, формой, цветом, листьями)
Где использует человек дерево? (изготовление мебели и посуды, для отопления домов, из дерева изготавливаю бумагу)
Вот, ребята, посмотрите, у меня есть фрагменты стволов деревьев берёзы и абрикоса.
Чем покрыт ствол деревьев?
Какой он на ощупь?
А как вы думаете легко ли ломается ствол дерева?
И так, у дерева один большой ствол покрыты корой, от него отходит много ветвей. Дерево очень твёрдое, и его нельзя поломать руками.
Слайд № 6
ФИЗМИНУТКА.
Слайд № 7
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(подскоки на левой ножке)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
4. Знакомство с понятием куст, его отличием от других растений
- К кому в гости из друзей Лесовичка мы отправимся дальше в гости, вы узнаете рассмотрим иллюстрации
4.1. Работа с иллюстрациями
Слайд № 8
Малина, смородина, шиповник
- А как мы назовем одним словом эти растения: смородина , шиповник, малина? (Это кустарники.)
- Кустаринки это многолетние растения. Они живут 10-20 лет
- А теперь давайте сравним дерево и куст, чем они отличаются?
Слайд № 9
(У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков, покрытых корой.)
Каждый год что бы, кусты лучше росли, делают обрезку. Вот и Лесовичок, заботясь о кустарниках леса, каждый год делает обрезку, а нам для практической работы оставил срезанные веточки, которые уже не нужны кусту.
Возьмите их. Какая у них кора? (гладка, тонкая)
Попробуйте поломать веточки? Легко ли их поломать?
Если сравнивать кусты и деревья по размерам, что выше дерево или куст?
И так какие растения мы относим к кустарникам? Назовите основные признаки. (У кустарников нет одного толстого стола, а есть несколько тонких, кора тонкая, гладкая, веточки хоть они и твёрдые, но их можно поломать руками. Куст ниже дерева.)
Знакомство с понятие травянистые растения – травы, с отличием от других растений.
Лесовичок мне подсказывает, что мы должны посетить ещё одних гостей. Откройте коробочку. Что находится в ней? (трава).
Среди травянистых растений есть тоже многолетние. Это пижма, лопух или репейник.
Среди травянистых растений есть и однолетние травянистые растения. Однолетние растения живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян, летом цветут, осенью дают плоды с семенами и отмирают – мокрица, лебеда, пастушья сумка.
Лесовичок приглашает нас в гости к травянистым растениям.
У вас на партах находится трава, которая растёт в лесу. Лесовичок собирает осенью травянистые растения, что бы зимой они не погибли от холода, а весной высаживает её, и она разрастается по всему лесу. Поэтому мы должны аккуратно проводит практическую работу. Потрогайте её, какая она на ощупь. Внимательно рассмотрите стебельки.
Какой стебель у трав? (тонкий, мягкий, зелёный стебель) (вывешивается рисунок травы)
Имеют зелёные сочные стебли; они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Также к травянистым растениям относятся: колокольчики, васильки, крапива, лопух, пшеница, рожь, подсолнечник…
Слайд № 11, 12
Лесовичок предлагает поближе познакомиться с травами леса, послушав стихи - загадки
В весенний солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок
На короткой, толстой ножке
Всё дремал он на дорожке,
А проснулся, улыбнулся!
"Вот пушистый я какой!
Удивляю всех красой!" (мать-и-мачеха)
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (зверобой)
Стоят в поле сестрички -
желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(Мята)
Слайд№ 13
- Все эти травы называются лекарственными, они помогают лечить людей.
Если человек заболеет, то где он может взять лекарственные травы? (в аптеке)
- Лекарственные травы в аптеках продаются вот в таких коробочках. (выставка)
6. Физкультминутка
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно.
Итак, наше путешествие по лесу завершается, подведём итоги. (на доске открывается таблица). На какие группы разделяют растения?
Слайд №14
- Лес состоит как бы из трех ярусов - деревья, кустарники и травы.
Закройте глаза и представьте, что на Земле нет ни деревьев, ни трав. Что тогда произойдёт?
Лес – зеленые легкие планеты, потому что лес - это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных.
Что мы можем сделать для наших лесов? (Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.)
Обобщение и закрепление знаний
Игра «Распредели растения по группам» Пазл
Работа в тетради. С. 23
Работа с учебником. С. 61
- Посчитайте сколько растений изображено на страницы? (12 )
- Прочитайте, как называется растение, которое изображено в первом ряду вторым? К какой группе оно относится? По какому признаку вы его отнесли к травам? Назовите оставшиеся растения. Как мы их называем?
- Рассмотрите второй ряд. Прочитайте названия растений, которые нарисованы 1,2 и 4?
- К какой группе они относятся? А растение на 3картинке?
- А теперь самостоятельно определите какое по счёту растение лишне в 3 ряду. Назовите его. Почему вы так решили?
VI .Итог урока. Рефлексия.
- На какие группы делят растения?
- Чем отличаются деревья от кустаринков?
- Чем травянистые растения отличаются от кустарников?
- На сколько ярусов разделяют условно лес?
- Как вы будете себя вести с растениями?
- С каким настроением вы уйдете с урока?
У каждого из вас есть рисунок дерева. Я вам предлагаю посадить лес, но лес наш будет не простой, лес настроение. Если у вас хорошее настроение раскрасьте крону своего дерева – зелёным цветом, если вы чем-то немного расстроены – жёлтым, ну а если настроение у вас совсем плохое - тогда коричневым.
-Посмотрите какой красивый лес у вас получился! В какое время года мы можем наблюдать лес такой расцветки?
- Вы сегодня хорошо поработали.
- Давайте скажем Лесовичку спасибо за его гостеприимство.