Создание условия для формирования умения писать слова с новой орфограммой.
Уметь писать слова с новой орфограммой.
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; работать по алгоритму
- толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Мотивация к учебной деятельности. - Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вам предстоит сделать очень важное открытие. Для этого вам надо слушать внимательно, работать старательно, ведь мы будем работать над очень интересной и важной темой. Работать вы будете в группах. Я предлагаю вам оценивать свою работу и работу своей группы на каждом этапе урока и отмечать на шкале (у учащихся на партах лежат листы со шкалой самооценки). | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2.Актуализация опорных знаний 1) Минутка чистописания 2) Фиксирование затруднения. Создание проблемной ситуации (с затруднением). | Жж Шш Чч Щщ ьь - Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя? Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их. - Какую роль играет мягкий знак в словах? Слайд 1 Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Вторая строка: Ночь плащ мышь этаж - Что можете сказать про эти слова? (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки) - Назовите одним словом данные определения -Футбольное соревнование (матч) -Двенадцать часов ночи (Полночь) -Добыча охотника (дичь) -Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.) - Какой вопрос возникает? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется). -Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? Слайд 2 -Какую цель поставим перед собой на уроке? | Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения ранее изученного материала. Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. | Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Называют тему: Правописание ь на конце существительных после шипящих. Называют цель: Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
3.Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи | Слайд 3 Камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодежь. - На какие две группы можно разделить эти слова? -Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой. -Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Слайд 4 Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется? Слайд 5 - Какой вывод можно сделать? ( У существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется.) - Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника. Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да) Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма. -А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь. Проверка Слайд 6 Составляется следующий алгоритм: 1. Определить часть речи. 2. Определить род. 3. Если существительное женского рода - мягкий знак пишется. 4. Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется. - Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы. Физминутка для глаз. Слайд 7 – А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание? Печ..– печ..ка, ноч..- ноч..ка. - В чём ловушка? (Здесь есть другая орфограмма). Слайд 8 | Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения. Проверяет понимание способа действия. | Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове Дети работают в группах Составляют алгоритм Проверяют и сравнивают | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. |
4.Включение в систему знаний. Первичное закрепление. | Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритм? Работа по карточкам. -А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно. - Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах. - В данных словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора. Врач…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, багаж…, сэндвич…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш… (взаимопроверка) -Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется? | | Двое учащихся работают на тренажере (электронное приложение к учебнику) | Регулятивные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии. |
5.Физминутка | Имя существительное – Очень удивительное: Мягкий знак когда писать Вы должны мне подсказать! -Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж. р., в котором пишется мягкий знак - хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака – топайте ногами: клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь. | Организует отдых, способствующий усвоению материала | Выполняют упражнения. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи. |
6. Работа в группах (парах) Вторичное закрепление. | -Сейчас будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности. 1гр. Игра « Узнай существительные» Работа по карточкам. По данному имени прилагательному узнайте имя существительное. Оно должно быть с шипящим на конце. -Скорая (помощь), тёмная (……..), родная (…….), солнечный (……), колючий (……..), цветной (……..). Проверка. Слайд 9 В каких словах после шипящих напишем мягкий знак? Почему? Какие имена существительные с шипящим на конце без мягкого знака? 2гр. Работа по карточкам. Давайте поможем мягкому знаку выбрать нужное место в данных существительных. В полноч* на манеж * вышел циркач* и его доч*. На нём был плащ* . В руках он держал мяч*. Скрипач* играл марш*. Вот морж* поймал мяч*. В зале стояла тиш*. Проверка. Слайд 10 Кроссворд (1гр.) Высокое болотное растение. Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться? 3) Шевельнул бородкой гном И вошёл хозяин в дом. Я антоним к слову смех Не от радости, утех. Я бываю поневоле От несчастья и от боли. От обиды, неудач Догадались? Это … 5) То я в глаз вам посвечу. То дорогу освещу. Младший солнышку я брат. Светел я и всем я рад. Игра «Четвёртый лишний» (2 гр.) Карандаш… плащ… мыш… шалаш… Кирпич… мелоч… ноч… доч… Туш… ключ….вещ…. печ…. Грач….помощ…. палач….калач…. (Взаимопроверка.) Проверка. Кроссворд (1гр.) -Если правильно заполнили кроссворд, то в выделенных клеточках по вертикали, можно прочитать слово на то же правило (калач). Слайд 11 -Почему во всех этих словах мягкий знак не пишется? | | | Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль. Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |
7. Работа по развитию речи. | - Знаете ли вы, что такое калач? -Какие фразеологизмы вы знаете со словом калач и что они обозначают? -Откуда пришли выражения «тертый калач», «дошел до ручки»? -Где мы можем найти эту информацию? | Организует поиск информации, работу с различными источниками | Дети работают в группах со словарями. (Большой толковый словарь, Словарь фразеологизмов) 1 ученик находит в интернете) Яндекс Портал грамота. Ру Справочник по фразеологии | Познавательные: поиск необходимой информации в различных источниках. |
8. Подведение итогов. | - Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Какую цель ставили? - Достигли ли мы этой цели? - Что нового вы сегодня узнали о ь знаке? | Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя -Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется. | |
9. Домашнее задание | Повторите правило на странице 31. (по выбору) 1. Упр.51 на стр.25 (в рабочей тетради) 2. Выпишите из словарика 3 существительных, оканчивающихся на шипящий. Составьте с каждым из них предложение. Придумать сказку о ь. | | | |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка. (Оценочная шкала) | Продолжите фразы: -До этого урока я не знал(а)… -Теперь я знаю…. -Могу… -Результатом своей работы на уроке я ….. -На уроке я работал(а)… -Моё настроение… -Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу! | | | Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. |