Конспект урока поможет учителям провести продуктивно урок на заданную тему.
Цель урока: познакомить детей с буквами Ё,ё; учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; продолжить совершенствование слого-звукового анализа слов, развивать при этом внимание и наблюдательность; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к животным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: БУКВА Ё.ё.ЗВУКИ (Й,О),(О).»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА: БУКВА Ё.ё.ЗВУКИ (Й,О),(О).
Предметные:
Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов.
Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу урока.
Осуществлятьрешение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные УУД:
Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.
Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.
Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Коммуникативные УУД:
Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.
Осваивать правила выполнения работы в паре, выполнять правила работы в малой группе
Личностные:
Аргументирует свое мнение о необходимости соблюдения правил поведения на уроке.
Применяет правила поведения в классе.
5. Цель урока: познакомить детей с буквами Ё,ё; учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; продолжить совершенствование слого-звукового анализа слов, развивать при этом внимание и наблюдательность; развивать фонематический слух, речь; воспитывать любовь к животным.
Ход урока
Организационный этап.
1.Готовность учащихся.
– Какое настроение у вас сейчас?
-Кто прочитает девиз?
Мы очень дружный класс, всё получится у нас! Слайд №1
-Пусть эти слова помогут.
- Чего ожидаете от урока?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Молодцы! Садитесь на свои места!
2. Артикуляционная разминка.
3. Работа со скороговорками. Слайд №2
2. Актуализация знаний, постановка проблемы.
-Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать! Слайд №3
Что тебе сказать, не знаю. Если нет тебя — скучаю, Улыбаюсь — рядом ты. Ты и я — мы две … (сестры)
-А девочки на картинке друг другу? Сёстры.
Зимой и летом одним цветом? (ёлка)
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Ёжик)
Нет полезней в мире средства знаем мы его все с детства он здоровье нам несет наш тягучий, сладкий… (Мёд)
-Расскажите, что вы видите на картинках?
-Есть ли здесь слова, в которых есть что-то общее?
-Поработайте в паре и разделите слова на две группы.
-В первой группе какие слова?
-Значит, тема урока какая? ( Буква Ё и звуки, которые она обозначает) Слайд №4
-Цель урока какую поставим? (Выучить новую букву и звуки, которые она обозначает)
-С помощью каких задач будем её решать?
1. Узнать… (гласный или согласный)
2. Научиться слышать новый звук в словах и составлять схемы;
3. Учиться читать слова и предложения с новой буквой. Слайд №5.
-Что мы можем сделать, чтобы всё это узнать?
-Ребята, какой праздник приближается?
-Вы его любите? Слайд №6
- Какая самая главная традиция на Новый год? (Дарить подарки)
-Сегодня на уроке мы будем делать всё, чтобы положить под ёлку красивые подарки!
-В течение урока вы будете оценивать сами себя и раскрашивать в соответствующие цвета подарочки. В конце урока, в зависимости от своей работы положите под ёлку соответствующие подарки на радость нашему гостю.
-Как оцените свою работу в паре? Слайд 7
-А кто сегодня наш гость? (Ёжик)
-Ему очень понравились ваши ответы и он решил остаться с вами на урок.
-Ребята, что-то он какой-то задумчивый… Как вы думаете, что с ним?
- Он принёс в иголках свою любимую букву. Какую? (Ё)
-Что мы можем о ней сказать? Она гласная или согласная?
-Как проверить? (Протянуть её)
-Получилось? Есть преграда?
-А протянуть можно?
-Что же такое? Можем сейчас мы решить эту задачу?(Нет)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3.Открытие нового знания и первичное усвоение новых знаний.
Знакомство со звуками [й'], [о].
Работа в паре. На каждой парте пеналы.
-Какой звук буква Ё обозначает в слове ёжик? На доске.
- Произнесите слово по слогам.
- Сколько слогов в слове ёжик?
- Какой слог первый? Слышим два звука.
- Какой второй?
-Произнесите несколько раз первый слог.
- Какие звуки слышите?
- Сколько их?
- Какой первый?
- Какой второй?
- Составим схему слова ёжик.
- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?
Вывод: Если буква Ё стоит в начале слова, она обозначает 2 звука.
-Какой звук буква Ё обозначает в слове мёд??
- Произнесите слово по слогам.
- Сколько слогов в слове мёд?
- Какой первый звук? Как он звучит?
- Какие гласные звуки слышите?
- Сколько их?
- Составим схему слова мёд.
Вывод: Если согласный слышится мягко, а после него следует звук о, пишем букву Ё.
-Так сделаем вывод: буква ё гласная или согласная? Для чего она нам нужна? (Чтобы командовать гласным на мягкость) Поэтому её ещё называют «хитрой».
- Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.
- Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим?
- А рядом с какой буквой?
- Почему?
Если не понимают, обратиться к звуковой ленте.
-Сейчас решили первую задачу? Оцените работу в паре.
Работа в паре.
-С помощью схем на парте выложите оставшиеся слова СЁСТРЫ, ЁЛКА
-Расскажите, что узнали о звуках, которые обозначает буква Ё?
-Какую задачу решили? Оцените себя!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2.Знакомство с буквами Ё, ё.
- Что принёс ёжик на иголках?
- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).
- На что похожа буква? Прочитайте! Слайд №9
Выставил колючки ёж – Без перчаток не возьмешь. У него иголки Больше, чем у ёлки. Ёжик, глядя на неё Превратился в букву… (Ё)
-Как вы думаете, для чего букве ё точки? Этот секрет мы разгадаем позже, буква же «хитрая»!
3.Справочная информация.
- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.
- В городе Ульяновске создан памятник букве ё.Слайд № 10.
-А ещё её очень часто обижают. Как? Не ставят точки.
-Вернёмся к уроку.
- Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.
- А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.
- А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.
Чтение слогов в учебнике на с. 31.
Чтение слов с доски.
ЁЖ ЁЖИК СВОЁ
ЁР ЁЛКА МОЁ
ЁС ТВОЁ СПОЁМ
-Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.
(В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).
- Что интересного заметили?
- Знак ударения над этой буквой не ставится!
Вывод: Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука вначале слова и после гласной.
-Послушайте сказку о том, почему это произошло.
Сказка.
Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Буква «Е» испугалась и спряталась под ель. На неё упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. Так «Е» превратилась в «Ё». От этого «Ё» - всегда ударная гласная.
- Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?
4. Применение нового знания.
Работа в группе
-Ребята, давайте прочитаем стихотворение на с.32 и выполним следующее задание
Найдите слова с буквой Ё. Слайд №11
Если буква Ё обозначает один звук, то букву подчеркнём одной чертой, если два звука - двумя чертами.
-А как быть нам со словом «МОЁ», сколько звуков обозначает буква Ё в этом слове?
- Проведем наблюдение, выполним звуковой анализ слова «моё».
Вывод: Буква Ё обозначает два звука после гласной
-Оцените работу!
Работа по учебнику. Введение понятия суффикс.
-Рассмотрим иллюстрацию на с. 30 « Азбуки». Кого вы видите?
- Почему малыши плачут? Что их так встревожило?
- Помоги детёнышам найти своих мам.
- Как называют детёныша слона, утки, тигра?
-Подумайте, какая часть слова «делает» из взрослого животного детёныша?
- Эта часть стоит перед корнем или после него?
-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов, называется суффикс.
- Назовите суффикс в этих словах.( -ёнок-)
- И здесь не обошлось без буквы Ё.
VII. Закрепление нового материала
Работа с текстом
-Сейчас мы прочитаем рассказ о лесном зверьке. ( Чтение рассказа о еже.) Найдите в тексте слова, в которых буква Ё обозначает один звук, два звука.
-Что нового узнали о нашем госте?
-Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес)
Ёж не любит надолго уходить из своего дома. Ежи — это животные которые ведут ночной образ жизни . День ежи проводят в гнезде или норах. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев Ежи — довольно быстрые животные для своих размеров , они хорошо умеют плавать и прыгать. При ходьбе и беге ежи ступают на землю всей ступнёй. Как у многих ночных животных, у ежа плохо развито зрение, зато они обладают острым обонянием и слухом. Ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в зимнюю спячку. Обычно такая спячка длится с октября по апрель.
-А вы знаете, что есть и морские ежи? Слайд № 12
Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж. Братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.
-Посмотрите на морских ежей. Они отличаются от лесных ежей
-Какую задачу решили?
-Оцените себя!
5. Подведение итогов урока.
Рефлексия урока.
-Вот и подошёл к концу урок!
-Давайте вернёмся к началу урока. Тема?
-Удалось ли достичь поставленных задач?
Я узнал…
Я научился составлять…
Я могу объяснить …
Я узнал о появлении…
-Оцените свою работу на уроке. Если всё удалось, получили новые знания положите под нашу ёлку зелёный подарок, если было трудности, но в общем всё получилось-жёлтый, было неинтересно и тяжело-красное.