Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Учимся писать буквы согласных в корне слова".»
Учитель Брагова С.В.
Предмет «русский язык»
Тема урока «Учимся писать буквы согласных в корне слова»
Класс 2
Педагогические цели урока:
создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные:умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в конце слова и гласных звуков в корне слова.
Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями.
Метапредметные УУД:
регулятивные:адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности;
познавательные: умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки;
Формы познавательной деятельности учащихся: парная, сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Психологический настрой
- Прочитайте девиз нашего урока: (СЛАЙД 1)
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Мы каждый день узнаем что-то новое).
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
- Скажите, ребята, где получают новые знания? (В школе, в колледже, институте, из книг, фильмов, интернета).
- Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? (Внимание, сосредоточенность, усидчивость, трудолюбие).
- Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, спокойное, готовы работать на уроке).
- Улыбнитесь друг другу…
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
На слайде записаны слова: ГОРА, ЛЕСА, ДУБ, ПОЛЯ. (СЛАЙД 2)
- Найдите лишнее слово. Докажите свой выбор. (Слушаются разные ответы учащихся с объяснением).
3. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения.
- Какое слово оказалось лишним? (Лишнее слово - «дуб». В этом слове орфограмма парный согласный в корне, а в остальных словах - безударный гласный). (СЛАЙД 3)
- Давайте произнесём слово ДУБ.
- Какой звук слышим в конце слова? ([п]).
- Что вы можете сказать про этот звук, какой он? (Он согласный, парный глухой, может быть твердым и мягким.)
- В какой части слова ДУБ находится парный согласный звук [п]? (В корне).
-Кто мне скажет, какая же тема нашего урока сегодня? (Парные согласные в корне слова). (СЛАЙД 4)
- Давайте сформулируем задачи урока. Чему мы должны сегодня научиться? (Научиться находить слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой; научиться безошибочно подбирать проверочные слова).
(СЛАЙД 5)
- Итак, ребята, мы выяснили, если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук – это орфограмма и ее обязательно необходимо проверить перед записью. Как же проверить парную звонкую или глухую согласную в корне слова?
- ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА С. 99
(Надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л] [м] [н] [р] [й,] [в] [в,]).
(СЛАЙД 6)
- Итак, какой же буквой обозначим звук [п] в слове дуб? (б).
- Докажите, почему? (подбираем проверочное слово - дубы, дубок).
- Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).
- Почему? (за ним следует гласный).
(СЛАЙД 7)
- Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд на льды –
Будешь грамотным и ты.
4. Закрепление учебного материала
Наблюдение за различием произношения и написания согласных на конце корня ( слова ); повторение правила.
- Назовите слово, для которого проверочным будет являться слово глаза. (глаз). Назовите и подчеркните букву, написание которой проверяется.
(глаза – глаз) (СЛАЙД 8)
- Какие слова записаны слева? (проверочные)
- Какие слова записаны справа? (проверяемые)
- Докажите, что слова левого столбика являются проверочными. (Чётко слышим согласный звук, т. к. за ним следует гласный).
- Сравните свою работу с образцом.
- Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу.
- У кого нет ошибок? Молодцы!
- У кого есть ошибки? В чём ты видишь причину? Над чем надо поработать? (Запомнить правило, алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова, уметь его применять).
Физминутка (СЛАЙД 9)
Упражнение «Буратино»
- Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие вспомогательные слова можно использовать для подбора проверочных слов?
(СЛАЙД 10)
одинмного
ро[к] рога рог
есть нет
есть лу[к] нет лука лук
есть лу[к] нет лугов луг
- Выполним задание упр.2, используя вспомогательные слова есть- нет. (фронтально)
Скрип - скрипа, хруст - хруста, куст - куста.
- Что это - родственные слова или формы одного или того же слова?
- Проверьте. (СЛАЙД 11)
- Скажите, легко вам было выполнять это задание? Почему? Очень хорошо, что вы знаете секретные слова- помощники! Положим их в наш сундучок знаний.
Работа в парах.
Работа в тетради «Пишем грамотно» упр. №3. (отработка умения проверять парные по глухости- звонкости согласные в корне слова изменением формы слова с использованием вспомогательных слов есть - нет, один - много).
- Проверочные слова подбираете, изменяя форму слова с использованием вспомогательных словесть - нет, один - много.
(СЛАЙД 12)
Рассуждай так:
1. Читаю слово …
2. Слышу парный согласный звук («ошибкоопасное место»!)…
3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить!)
4. Изменяю слово или подбираю родственное, такое, чтобы…
5. Пишу букву…
(СЛАЙД 13)
- Ребята, сравните свою работу с записями на доске, оцените себя.
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ
Работа в группах. (с интерактивной доской)
- Объединитесь в группы. Выполните задание, докажите правильность выбора нужной буквы. Выберете представителя, который будет защищать свою группу.
1 гр. Соедини тетрадь с портфелем, в который их нужно положить. (Б, П).
2 гр. Соедини чемодан с автобусом, в который его нужно погрузить. (Д, Т).
3 гр. Соедини яблочко с корзиной, в которую его нужно положить. (Ж, Ш).
4 гр. Соедини линиями мячи и ворота, в которые они должны попасть. (В, Ф).
Оценить выступление защитников. (аплодисменты)
5. Рефлексия учебной деятельности.
Быстро время пролетело
И идет к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведем всему итог.
- Давайте вернемся к теме урока. Назовите её. (СЛАЙД 14)
- Какие задачи мы ставили перед собой?
- Мы их выполнили?
- Чему мы научились на уроке?
(Научились проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова).
- Вам было сегодня интересно?
- Все ли было понятно?Над чем надо ещё поработать?
- У кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше, и вы пополнили свои сундучки?
- Мне бы хотелось бы, чтобы каждый из вас оценил свои старания, свой труд.