Фаза вызова Задачи: актуализировать знания, пробудить познавательный интерес, помочь определить направления в изучении темы. Приём «кластер» | - Для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке вам нужно выполнить задание. 1) Первый вариант отгадывает ребус Р 1 а , второй собирает слово из перепутанных слогов ро-на-ди. (Приложение № 1) Прикрепляет карточки обратной стороной, где правильный ответ, в центре доски, начинает составлять «кластер». - Кто из вас ездил в гости, отдыхать в другое село, город или страну? - Вы скучали по дому? Почему? -Что вы замечаете? Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой? - Как вы это понимаете? Прикрепляет карточки: малая, большая. (Приложение № 2) -Что вы знаете о Родине? Что узнали на уроках в этом году? (Слайд № 2) Продолжает по ответам учащихся составлять кластер. Прикрепляет картинки: карта страны, Москва, герб, флаг, гимн, президент. (Приложение № 2) 2) - Как мы зовём нашу Родину? (карточка - Как зовём?) - Вспомните стихотворение Никитина из первой части «Азбуки». (Слайд № 3 ) Дополняет кластер: Русь, Россия, матушка, мать. (Приложение № 2) - А можно ли ещё, как - ни будь назвать Родину? Ставит в кластере вопросительный знак. 3) – Как вы думаете, у человека одна родина или несколько? -У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику стр. 86-87. (Слайд № 4) 4) – Вы уже много знаете о Родине, но у нас возникли вопросы. Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом великого русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество». (Слайд № 5) - Мы узнаем как, по его мнению, и почему, зовут нашу Родину, одна ли у человека Родина и, что значит Родина для каждого из нас. - Назовите тему урока. Открывает запись темы урока на доске. (Слайд № 6) – Есть ли у вас, глядя на заголовок текста, предположения для ответа на первый вопрос? Почему вы так решили? Проверим свою догадку. Получился «кластер» ( Рисунок № 1) 5) Физ - минутка ( по усмотрению учителя) | Отгадывают ребус - Родина, составляют слово – родина. Вспоминают и объясняют. Высказывают предположения - Малая родина и большая Родина. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают варианты Декламируют стихотворение «Русь». Высказывают предположения. Открывают учебники Слушают учителя. Рассматривают портрет, годы жизни, читают краткую информацию о К.Д. Ушинском. Называют тему урока - «Наше Отечество» К.Ушинский. Высказывают предположения. Может Родину называют Отечеством? Выполняют упражнения | Воспринимают задание Под руководством учителя создают зрительный образ понятия Родина (большая и малая) Определяют границы знания и незнания Определяют под руководством учителя тему и цель урока |
Фаза осмысления Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести «старые» знания с «новыми». Приёмы: «чтение с остановками», «маркирование текста I.N.S.E.R.T. V - знаю + - новое ? - непонятно | 1) - Я буду читать текст по частям, делая остановки. Вы отмечаете, где я остановилась, перечитываете отрывок самостоятельно, делая пометки на полях : V – знаю, + новое для вас, «?» - непонятное, или хотели бы уточнить сведения. (Слайд № 7) Читает текст с остановками по смысловым частям. Первый отрывок. - Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. - Какое название нашей Родины вы уже знаете? Ставим V - Какое новое название России вы прочитали? Ставим + - Почему мы зовём Россию Отечеством? Прочитайте в тексте. - От какого слова произошло слово Отечество? - Какое слово или выражение вам непонятно? Ставим ? Где можно узнать значение? Показывает толковый словарь. Зачитывает значение выражения из словаря Ожегова. (Слайд № 8) - О чём говорилось в этой части текста? Записывает справа на доске первую строку опорных слов для пересказа: Отечество – отец. Второй отрывок Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, - Почему Россию мы зовём Родиной? - На каком языке вы говорите? - Найдите в тексте похожие слова. Записывает вторую строку опорных слов: Родина, родились, родной язык, родное. Третий отрывок А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. - Почему автор называет Россию матерью? - Подберите слова близкие по значению: (Слайд № 8) (воспитала, заботится, охраняет, вырастила) Вскормила, вспоила -……….. Защищает - ………………. Бережёт -……………………… Записывает третью строку опорных слов: вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт. Четвёртый отрывок Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина. - Какое слово вам непонятно? Ставим ? Государство - страна. (Слайд № 8) - Какие другие страны вы знаете? - Если вы поедете жить в другую страну, вы тоже будете называть её Родиной? - Так сколько у человека может быть Родин? Как об этом говорит автор? - Как сам автор относится к Родине? Какая наша Родина? - Да, он любит свою Родину, гордится ей, воспевает её в своих произведениях. Записывает четвертую строку опорных слов: государства, одна мать – одна Родина. Физ -ка для глаз - Возвратимся к нашей схеме. Какие дополнения вы можете сделать? Что нового вы узнали из текста? Помогут вам опорные слова. Получился «кластер» (Рисунок №2) - Какая же главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста. - Это пословица. Пословицы о родине прославляют землю русскую. В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству. 2) - Сейчас в группах вы будете собирать пословицы. Обсудите, что означает каждая из них. (Приложение № 3) - Проверим вашу работу. (Слайд № 9) - Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? Выразите её своими словами. - Наш урок проходит в преддверии государственного праздника. Назовите его. Почему он так назван? Кого вы поздравите этот день? 3) - Рассмотрите, иллюстрации в учебнике на странице 86 -87. Назовите персонажей, если не знаете, поставьте ? . Будьте внимательными. Обсудите в парах, что ещё можно дописать на доске о Родине. (Слайд № 10) Называет неизвестных детям персонажей. - Подумайте о ком или о чём вы хотели бы узнать поподробнее? - Летописец. Так в прошлом называли человека, который записывал всё происходящее, все исторические события. Георгий Победоносец. (Слайд № 11) Даёт краткую информацию о Георгии Победоносце. - На иллюстрации изображен Георгий Победоносец. Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе России и города Москва. Давным - давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий. - Послушайте отрывок из сказания. (Слайд № 11) Дополняет кластер изображением Григория Победоносца | Готовят карандаши, вспоминают по памятке условные обозначения. Следят за учителем по тексту. Перечитывают самостоятельно отрывок. Под руководством учителя делают пометки. - Россия - Отечество Находят и зачитывают ответ. - Отец. -Испокон веку. - В словаре. Передают смысл своими словами. Прочитывают слова. Следят по тексту. Дают полные ответы Русский, казахский. Родиной, родились, родным, родное. Прочитывают слова. Следят по тексту. Делают пометы. Дают ответ. Подбирают синонимы , обсуждая в парах. Проверяют по слайду № 8. Читают слова Следят по тексту и делают пометы. - Государства Называют страны. Высказывают своё мнение. Выбирают и зачитывают предложение - Одна - С любовью. - Большая, малая, могучая, красивая, сильная, любимая. Отечество, одна родина, государство, родной язык Выбирают предложение. Работают в группах. Соединяют части пословиц. Обсуждают, объясняют значение. - О Родине, о защитниках, ……. День защитника Отечества.Отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации, называют персонажей, обдумывают, обсуждают и отмечают, что им неизвестно. Задают вопросы о неизвестных персонажах. Слушают рассказ учителя и аудиозапись отрывка | Воспринимают задание по определению способа действия Выполняют задание под руководством учителя Закрепляют способ действия по анализу текста. Закрепляют способ действия по анализу текста. Самостоятельно дополняют зрительный образ понятия Родина Воспринимают задание по определению способа действия Определяют границы знания и незнания Дополняют зрительный образ понятия Родина. |
Фаза рефлексии Задачи: помочь самостоятельно обобщить изученный материал, определить направления изученного материала. Приём: «Синквейн». | - Просмотрите записи на доске, подумайте, что нового узнали на уроке? Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы? - Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились. Согласны ли вы с мнением автора? - Прочитайте строки с опорными словами. (Запись на доске) 1.Отечество – отец. 2. Родина, родились, родной язык, родное. 3. Мать - вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт. 4. Государства, одна мать – одна Родина. - Перескажите текст по - очереди в группах. Каждый использует слова одной строки. - А сейчас самая интересная и сложная работа. Работаем на листочке. Мы составим пятистишие, которое выразит ваше отношение к тому, что вы узнали и прочувствовали на уроке. Будем действовать по памятке (Слайд № 12) Пример «синквейн»: 1. Родина. 2. Большая, могучая. (Сильная, красивая, любимая). 3. Кормит, учит, защищает. ( Поит, охраняет). 4. Одна у человека мать – одна у него и Родина. ( Другая посл.) 5. Отечество. (Россия, Русь, матушка) - Кто хочет прочитать своё пятистишие вслух? | Высказывают своё мнение. Называют автора и название рассказа. Высказывают своё мнение. Читают, пересказывают. Под руководством учителя на листочках записывают свой вариант пятистишия (Синквейн) Читают друг другу в парах. По желанию зачитывают слух. Аплодируют выступающим. | Анализируют и осмысливают свои достижения Воспринимают задание по определению способа действия |