kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека и самого учащегося через анализ и определение главной мысли теста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе»

МБОУ «Пушкинская основная общеобразовательная школа





Урок литературного чтения

с использованием технологии развития критического мышления

1 класс



Черкасова Ирина Валерьевна

учитель начальных классов










Тема урока: К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

Планируемые результаты:

Личностные: ценностное отношение к Родине, к России - наличие личностного смысла в понятии «Родина», осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно - познавательный интерес и мотивация к теме «Родина» и способам решения новой задачи урока.

Метапредметные:

регулятивные – определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя, учитывая выделенные им ориентиры;

познавательные – осуществляют анализ содержания художественного текста К.Д. Ушинского «Наше Отечество», строят ответы на вопросы учителя; используют знаково – символические средства маркирования текста и самооценки.

коммуникативные – слушают и слышат других, допускают возможность существования различных точек зрения, формулируют собственное мнение, договариваются и приходят к общему решению в совместной работе, задают вопросы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

чтение: работа с информацией: под руководством учителя

- работают с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- преобразовывают её в схему;

- знакомятся с толковым словарём;

- определяют главную мысль текста и соотносят её с пословицей;

- пересказывают текст на основе опорных слов;

- используют полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта;

- описывают по определённому алгоритму объект наблюдения;

Предметные: знакомятся с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», самостоятельно читают содержание текста, определяют главную мысль произведения; подбирают слова близкие по смыслу к слову Отечество, знакомятся с пословицами и поговорками о Родине.


Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека и самого учащегося через анализ и определение главной мысли теста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Задачи урока:

1) – актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;

- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, использовать знаково- символические средства.


2) – развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- создать условия для принятия, сохранения и решения учебной задачи учащимися по выделенным учителем ориентирам;

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, пересказывать текст по опорным словам.


3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека;

- обогащать чувственный опыт учащихся, используя полученный читательский опыт;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.

- развивать самооценку учащихся.


Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:

  • «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2011.

  • карточки со словами и картинками для «кластера»;

  • карточки с пословицами для работы в группах;

  • листы тетради в узкую линейку;

  • презентация к уроку (Приложение № 4);

  • линейки с сигнальными кругами;

  • «Личные еженедельники первоклассника» ( 2100);

  • компьютер, проектор.

Технологическая карта


Этап и цель деятельности на уроке

Используемый приём


Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся


Оценка

результата

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.


Приветствие обучающихся:


- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.


- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Называет критерии готовности.

- Оцените с помощью светофора свою готовность (линейка с наклеенными кружками красного, зелёного, жёлтого цвета).


- Все сумели мы собраться,
За работу нужно дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать. (Слайд № 1)


Приветствуют учителя.

Выполняют самооценку готовности по критериям:

  • правильность выбора учебных принадлежностей,

  • правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

  • самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Показывают сигнал цветом светофора.




Готовность к уроку



Оценивают

готовность к уроку.


Эмоциональный настрой.

  1. Фаза

вызова

Задачи: актуализировать знания, пробудить познавательный интерес, помочь определить направления в изучении темы.

Приём «кластер»

- Для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке вам нужно выполнить задание.

1) Первый вариант отгадывает ребус Р 1 а , второй собирает слово из перепутанных слогов ро-на-ди. (Приложение № 1)

Прикрепляет карточки обратной стороной, где правильный ответ, в центре доски, начинает составлять «кластер».

- Кто из вас ездил в гости, отдыхать в другое село, город или страну?

- Вы скучали по дому? Почему?

-Что вы замечаете? Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой?

- Как вы это понимаете?

Прикрепляет карточки: малая, большая. (Приложение № 2)

-Что вы знаете о Родине? Что узнали на уроках в этом году? (Слайд № 2)

Продолжает по ответам учащихся составлять кластер. Прикрепляет картинки: карта страны, Москва, герб, флаг, гимн, президент. (Приложение № 2)

2) - Как мы зовём нашу Родину? (карточка - Как зовём?)

- Вспомните стихотворение Никитина из первой части «Азбуки». (Слайд № 3 )

Дополняет кластер: Русь, Россия, матушка, мать.

(Приложение № 2)

- А можно ли ещё, как - ни будь назвать Родину?

Ставит в кластере вопросительный знак.

3) – Как вы думаете, у человека одна родина или несколько?

-У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику стр. 86-87. (Слайд № 4)

4) – Вы уже много знаете о Родине, но у нас возникли вопросы. Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом великого русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество». (Слайд № 5)

- Мы узнаем как, по его мнению, и почему, зовут нашу Родину, одна ли у человека Родина и, что значит Родина для каждого из нас.

- Назовите тему урока.

Открывает запись темы урока на доске. (Слайд № 6)

– Есть ли у вас, глядя на заголовок текста, предположения для ответа на первый вопрос? Почему вы так решили? Проверим свою догадку. Получился «кластер» ( Рисунок № 1)

5) Физ - минутка ( по усмотрению учителя)



Отгадывают ребус - Родина, составляют слово – родина.

Вспоминают и объясняют.


Высказывают предположения

- Малая родина и большая Родина.


Отвечают на вопросы учителя.



Предлагают варианты

Декламируют стихотворение «Русь».

Высказывают предположения.



Открывают учебники

Слушают учителя.

Рассматривают портрет, годы жизни, читают краткую информацию о К.Д. Ушинском.

Называют тему урока - «Наше Отечество» К.Ушинский.

Высказывают предположения.

Может Родину называют Отечеством?

Выполняют упражнения



Воспринимают задание



Под руководством учителя создают зрительный образ понятия Родина (большая и малая)




Определяют границы знания и незнания







Определяют под руководством учителя тему и цель урока

  1. Фаза

осмысления

Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести «старые» знания с «новыми».

Приёмы: «чтение с остановками», «маркирование текста I.N.S.E.R.T.

V - знаю

+ - новое

? - непонятно

1) - Я буду читать текст по частям, делая остановки. Вы отмечаете, где я остановилась, перечитываете отрывок самостоятельно, делая пометки на полях : V – знаю, + новое для вас, «?» - непонятное, или хотели бы уточнить сведения.

(Слайд № 7)

Читает текст с остановками по смысловым частям.

Первый отрывок.

- Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

- Какое название нашей Родины вы уже знаете? Ставим V

- Какое новое название России вы прочитали? Ставим +

- Почему мы зовём Россию Отечеством? Прочитайте в тексте.

- От какого слова произошло слово Отечество?

- Какое слово или выражение вам непонятно? Ставим ? Где можно узнать значение? Показывает толковый словарь. Зачитывает значение выражения из словаря Ожегова. (Слайд № 8)

- О чём говорилось в этой части текста?

Записывает справа на доске первую строку опорных слов для пересказа: Отечество – отец.

Второй отрывок

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное,

- Почему Россию мы зовём Родиной?

- На каком языке вы говорите?

- Найдите в тексте похожие слова.

Записывает вторую строку опорных слов: Родина, родились, родной язык, родное.

Третий отрывок

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

- Почему автор называет Россию матерью?

- Подберите слова близкие по значению: (Слайд № 8)

(воспитала, заботится, охраняет, вырастила)

Вскормила, вспоила -……….. Защищает - ……………….

Бережёт -………………………

Записывает третью строку опорных слов: вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.

Четвёртый отрывок

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

- Какое слово вам непонятно? Ставим ?

Государство - страна. (Слайд № 8)

- Какие другие страны вы знаете?

- Если вы поедете жить в другую страну, вы тоже будете называть её Родиной?

- Так сколько у человека может быть Родин? Как об этом говорит автор?

- Как сам автор относится к Родине? Какая наша Родина?

- Да, он любит свою Родину, гордится ей, воспевает её в своих произведениях.

Записывает четвертую строку опорных слов: государства, одна мать – одна Родина.

Физ -ка для глаз

- Возвратимся к нашей схеме. Какие дополнения вы можете сделать? Что нового вы узнали из текста? Помогут вам опорные слова.

Получился «кластер» (Рисунок №2)

- Какая же главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста.

- Это пословица. Пословицы о родине прославляют землю русскую. В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству.

2) - Сейчас в группах вы будете собирать пословицы. Обсудите, что означает каждая из них. (Приложение № 3)

- Проверим вашу работу. (Слайд № 9)

- Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? Выразите её своими словами.

- Наш урок проходит в преддверии государственного праздника. Назовите его. Почему он так назван? Кого вы поздравите этот день?

3) - Рассмотрите, иллюстрации в учебнике на странице 86 -87. Назовите персонажей, если не знаете, поставьте ? . Будьте внимательными. Обсудите в парах, что ещё можно дописать на доске о Родине. (Слайд № 10)

Называет неизвестных детям персонажей.

- Подумайте о ком или о чём вы хотели бы узнать поподробнее?

- Летописец. Так в прошлом называли человека, который записывал всё происходящее, все исторические события.

Георгий Победоносец. (Слайд № 11)

Даёт краткую информацию о Георгии Победоносце.

- На иллюстрации изображен Георгий Победоносец. Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе России и города Москва.

Давным - давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий.

- Послушайте отрывок из сказания. (Слайд № 11)

Дополняет кластер изображением Григория Победоносца

Готовят карандаши, вспоминают по памятке условные обозначения.


Следят за учителем по тексту. Перечитывают самостоятельно отрывок. Под руководством учителя делают пометки.

- Россия

- Отечество

Находят и зачитывают ответ.

- Отец.

-Испокон веку.

- В словаре.

Передают смысл своими словами.

Прочитывают слова.


Следят по тексту.


Дают полные ответы

Русский, казахский.

Родиной, родились, родным, родное.

Прочитывают слова.


Следят по тексту. Делают пометы.


Дают ответ.


Подбирают синонимы , обсуждая в парах. Проверяют по слайду № 8.

Читают слова


Следят по тексту и делают пометы.


- Государства

Называют страны.

Высказывают своё мнение.

Выбирают и зачитывают предложение

- Одна

- С любовью.

- Большая, малая, могучая, красивая, сильная, любимая.



Отечество, одна родина, государство, родной язык


Выбирают предложение.



Работают в группах. Соединяют части пословиц. Обсуждают, объясняют значение.

- О Родине, о защитниках, …….

День защитника Отечества.Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации, называют персонажей, обдумывают, обсуждают и отмечают, что им неизвестно. Задают вопросы о неизвестных персонажах.



Слушают рассказ учителя и аудиозапись отрывка


Воспринимают задание по определению способа действия



Выполняют задание под руководством учителя










Закрепляют способ действия по анализу текста.














Закрепляют способ действия по анализу текста.












Самостоятельно дополняют зрительный образ понятия Родина






Воспринимают задание по определению способа действия



Определяют границы знания и незнания









Дополняют зрительный образ понятия Родина.

  1. Фаза

рефлексии

Задачи: помочь самостоятельно обобщить изученный материал, определить направления изученного материала.

Приём:

«Синквейн».

- Просмотрите записи на доске, подумайте, что нового узнали на уроке? Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?

- Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились. Согласны ли вы с мнением автора?

- Прочитайте строки с опорными словами. (Запись на доске)

1.Отечество – отец.

2. Родина, родились, родной язык, родное.

3. Мать - вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.

4. Государства, одна мать – одна Родина.

- Перескажите текст по - очереди в группах. Каждый использует слова одной строки.

- А сейчас самая интересная и сложная работа. Работаем на листочке. Мы составим пятистишие, которое выразит ваше отношение к тому, что вы узнали и прочувствовали на уроке. Будем действовать по памятке (Слайд № 12)

Пример «синквейн»:

1. Родина.

2. Большая, могучая. (Сильная, красивая, любимая).

3. Кормит, учит, защищает. ( Поит, охраняет).

4. Одна у человека мать – одна у него и Родина. ( Другая посл.)

5. Отечество. (Россия, Русь, матушка)

- Кто хочет прочитать своё пятистишие вслух?

Высказывают своё мнение.

Называют автора и название рассказа.

Высказывают своё мнение.




Читают, пересказывают.


Под руководством учителя на листочках записывают свой вариант пятистишия (Синквейн)


Читают друг другу в парах.

По желанию зачитывают слух.


Аплодируют выступающим.

Анализируют и осмысливают свои достижения







Воспринимают задание по определению способа действия





  1. Самооценка

Цель: оценить свою деятельность на уроке.


- Откройте «Личные еженедельники первоклассника», найдите урок чтения, оцените свою работу на уроке – закрасьте смайлик: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий — печальный; было трудно работать – грустный.

(Слайд № 13)

- Что больше всего понравилось, запомнилось? Что вызвало затруднение?

Закрашивают смайлик




По желанию высказывают своё мнение

Самостоятельно оценивают деятельность на уроке

  1. Объяснение домашнего задания

Цель: закрепить знания и умения, полученные на уроке.

  1. Текст читать выразительно и пересказывать; сделать рисунок на тему «Моя Родина». (Слайд № 14)

По желанию:

2) Подобрать о Родине или стихотворение, или песню, или фотографии;

3) ( Повышенной сложности) составить пятистишие о Георгии Победоносце.

Помечают домашнее задание.


Уточняют задание вопросами .

Осмысливают способ применения полученных результатов и способов действия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе

Автор: Черкасова Ирина Валерьевна

Дата: 14.11.2023

Номер свидетельства: 639820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Технологическая карта урока литературного чтения на тему:А. Платонов "Еще мама""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_litieraturnogho_chtieniia_na_tiemu_a_platonov_"
    ["file_id"] => string(6) "446009"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513947569"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Е. Чарушин «Страшный рассказ»"
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-ie-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "249169"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446831574"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  2 класс  Тема: Татарская народная сказка «Три дочери» "
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologichieskaia-karta-uroka-litieraturnogo-chtieniia-2-klass-tiema-tatarskaia-narodnaia-skazka-tri-dochieri"
    ["file_id"] => string(6) "107284"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403199587"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме Алфавит"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturnoghochtieniiav1klassiepotiemiealfavit"
    ["file_id"] => string(6) "331298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464601019"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnoie-chtieniie-3-klass-l-n-tolstoi-liev-i-sobachka"
    ["file_id"] => string(6) "201048"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428952224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства