1. | Организационный момент. | -Ребята, представьте, что к вам на ладошки опустилось веселое, доброе Солнышко. -Скажите, а у вас хорошее настроение? -Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, и с Солнышком. -А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке. | Проверяют посадку Улыбаются друг другу Поднимают руки вверх и опускают солнышко Проговаривают совместно с учителем | Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: умение находить ответы на вопросы, |
2. | Актуализация знаний. | Работа по ленте букв: - На какие 2 большие группы делятся все звуки? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? - Назовите гласные, которые делают согласный звук, стоящий перед ними, мягким? - Назовите гласные, которые делают согласный звук, стоящий перед ними, твёрдым? - Поработаем в парах. - Найдите каждой букве пару. Проверка. - Первая пара выходит и показывает свою работу. | Актуализируют знания по ленте букв, отвечая на вопросы. Работают в парах. Осуществляют взаимопроверку. | Познавательные: - структурирование знаний. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: - контроль, оценка и коррекция. |
3. | Постановка учебной задачи. | - Отгадайте загадку: Он плясун, он певун, Он веселый говорун. Он забавная игрушка, А зовут его ...( петрушка) - Угадайте, ребята, кого Петрушка пригласил к нам на урок? «Летом серый, зимой белый». Кто это? (Заяц.) - А что же у него в кармашке? (картина - змея) - Кто догадался, почему зайчик принес именно эту картинку. | Отвечают на вопросы учителя. Предположения детей. | Познавательные: - структурирование знаний; Коммуникативные: -сотрудничества с учителем и сверстниками; |
4. | Открытие нового знания и формулирование темы урока. | - Кто уже догадался, какая тема нашего урока? - Будем работать по нашему плану: ЗНАКОМСТВО ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЕ Познакомимся с новым звуком [з] и [з’], и буквой, которой он обозначается. Исследуем звук [З] и дадим его краткую характеристику. Научимся читать - слоги и слова с новой буквой. Начнем нашу работу с исследования. Для этого проведём эксперименты по группам: 1группа определяет Гласный или согласный звук. Первый эксперимент – поем песенку со звуком З. Получилась ли песня? Попробуем громко прокричать. Значит, какой это звук? Первый вывод мы сделали. Он - согласный. 2 группа определяет – звонкий или глухой звук. Второй эксперимент - надеваем наушники, произносим, слышим в наушниках звон. Второй вывод мы сделали - он звонкий. Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке? Звук З – согласный, звонкий. Дальнейшая работа требует много сил, да и наше Солнышко заскучало, необходимо сделать весёлую зарядку. | Дополняют под руководством учителя план на доске. Групповая работа. Делают вывод. выкладывают карточки - синюю если твердый согласный, зелёную –если мягкий согласный звук. -Отвечают на вопросы. ( заранее подготовленный ученик рассказывает о зоопарке). | Познавательные: -анализ ситуации; Регулятивные: -умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -принимать позиции других людей Личностные: - самопроверка |
5. | Физкультминутка | Игра «Тим» и «Том» (Тимы хлопают, когда слышат в словах [з'], а Томы-[з] ) В звезде найдешь ты букву З, И в золоте, и в розе, В земле, бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. | Выполняют движения по условию игры. | Регулятивные: -волевая саморегуляция. |
6. | Первичное закрепление. | Знакомство с новой буквой. — Для обозначения звука [з] нам нужна новая буква. Кто знает какая? (Используется буква З) -На что похожа буква З? - Поработаем в парах. - Найдите и обведите букву З Проверка – сверка с эталоном. - Чтение прямых и обратных слогов ЗА, ЗО, ЗЫ, ЗУ Сейчас поработаем в парах. Сначала один читает прямой слог - ЗА, ЗО, ЗЫ, ЗУ, второй обратный слог – АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ. Вывод: Научились читать слоги с буквой З. Работа с «Азбукой». Знакомство с буквой Зз. Рассмотрите рисунки на с 6. Что вы увидели на картинке? Какое время года? Докажите. - Посмотрите на схему и подписи к ним. Сравните буквы, которые обозначают звук [з] в слове изба и [з'] в слове зима. Сделайте вывод. ( для обозначения звуков [з] и [з'] используется одна буква з). - Какая же буква у нас в гостях? Какие она обозначает звуки? (дети отвечают и помещают букву в домик) - Сколько букв поместим здесь? (Две: заглавную и строчную, т.к. она может стоять вначале слова) - Чтение по «Азбуке» отрывка из сказки «Лиса и заяц». Жужжащее чтение, затем друг другу в паре. - Расскажите, а что же было дальше? (дети рассказывают продолжение сказки) - Прочитывание до конца сказки учителем по книге. - Вы послушали окончание сказки со слов ребят, а теперь послушайте, как об этом говорится в книжке. - Что было интереснее: слушать окончание сказки со слов ребят или слушать, как это написано в книжке? (Слушать, как это написано в книжке.) | Отвечают на вопросы учителя. Характеризуют звуковые схемы слов. Делают выводы о звуках [з] в слове изба и [з'] в слове зима. Работают в парах. Осуществляют самопроверку. Дети работают в парах читают слоги: 1 – прямой, 2 – обратный Читают слова Жужжащее чтение. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: - структурирование знаний; - установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; - владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: - контроль, оценка и коррекция. |
7. | Итог урока. Рефлексия. | Подведение итогов. - С какой буквой мы познакомились сегодня? Какие звуки она обозначает? Кто издает такие звуки? Как звенит комар? Какие звуки издает муха, когда попадает в паутину? (фонетическая зарядка) - Чему учились на уроке? IХ. Рефлексия. - Кто может сказать о себе, что закрепил свои знания и умения в чтении? (самооценка с помощью цветных карточек) | Осуществляют предметную и личностную рефлексию. | Личностные: - самостоятельное определение качества своей работы на уроке; - принятие целей урока Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - принимать позиции других людей |