Урок математики в 4 классе «Единицы времени. Соотношение единиц времени» находится в разделе «Величины». Структура урока соответствует типу урока и его задачам. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности. Были применены следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга. На уроке использовались методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (диалог, беседа), наглядные (демонстрация, показ), практические, исследовательские, а также методы контроля: самопроверка и взаимопроверка результатов. На этом уроке особое внимание уделялось общенаучным методам (классификация, анализ, синтез и обобщение). Завершающим этапом урока была рефлексия. В ходе урока прослеживается завершенность каждого этапа. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, а также созданию на уроке положительной психологической атмосферы.
Тема | Единицы времени. Соотношение единиц времени. |
Цель деятельности учителя | Расширить у детей понятийную базу о единицах времени; установить соотношение между известными единицами измерения времени. |
Задачи | - отрабатывать навыки перевода из одних единиц времени в другие; совершенствовать навыки решения задач с единицами времени; - развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интерес, развивать коммуникативные навыки в работе в малых учебных группах, развивать умения оценивать свою работу и работу своего товарища в учебном сотрудничестве; -воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к чужому мнению, прививать интерес к учебному предмету. |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять сводную таблицу единиц времени, называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, решать текстовые задачи, определять верные и неверные неравенства, выполнять действия в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая . Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3415920 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, карточки для дифференцированной работы. |
Основные понятия и термины | Таблица единиц времени |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Примечание |
Самоопре- деление и мотивация | - Используя ключевое слово УРОК, настроимся на работу, определив наши действия на уроке У – (узнать новое, удивляться, учиться) Р – (рассуждать, развивать мышление) О – (открывать новые знания, обсуждать) К – (мыслить критически) - На нашем сегодняшнем уроке нам нужно будет много думать, рассуждать, не спешить с готовым ответом. | Проверка готовности рабочего места Настрой на работу | Формирование личностных УУД: формирование познавательного интереса к учебному предмету | У - Р - О - К - |
Актуализация знаний. | Устный счет Кроссворд Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. (Слайд ) 1.Промежуток времени в 100лет 2.Отрезок длиной 100см 3.Масса предмета в 1000г 4.Отрезок длиной 10см 5. Время в 6о минут 6.Расстояние в 1000 м 7.Единица времени, в 60 раз меньше часа 8.Самая маленькая единица массы - Какое ключевое слово получилось? - А что такое величина? - Какие величины вы знаете? - О чем говорит этот знак? Величины длины, площади . 1) Найди его периметр, если сторона одной клетки равна 1 см. Ответ: 14 см 2) Начерти прямоугольник с таким же периметром, но с другими длиной и шириной. 3.На какие группы можно разбить единицы величин: Час, тонна, минута, секунда, центнер, килограмм, сутки, грамм - Какие группы у вас получились? - Какими единицами величин вы можете дополнить данную группу? - Распределите единицы времени в порядке убывания. | Работа в парах на карточках Разгадывают кроссворд. Отгадывают ключевое слово (величина) Отвечают на вопросы (Величина - это то, что можно измерить, сравнить, выполнять действия и результат выразить числом) (массы, длины, времени, площади) Подготовка ВПР Самостоятельная работа Фронтальная проверка Работа в парах Одна пара работает у доски Название величин принято писать сокращенно только в том случае, если дано их числовое значение Фронтальная проверка | Формирование УУД: - познавательных: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; - коммуникативных: формирование умения аргументировать свой выбор; - регулятивных: формирование умения принимать учебную задачу, формирование самоконтроля, умения адекватно оценивать себя. | |
Постановка учебной задачи | - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - А разве мы не изучали раньше единицы времени? Для чего мы снова возвращаемся к этой теме? - Можем ли мы обойтись без этих знаний? Для чего они нам нужны? - Сформулируйте учебные задачи на урок. | Единицы времени Создание проблемной ситуации (для того, чтобы ориентироваться во времени, знать когда сменяются сезоны и пр.) Строят речевое высказывание по уроку. Формулируют учебные задачи урока: повторить … учиться … проверить … воспитывать … | Формирование УУД: - познавательных: формирование умения проводить анализ и синтез знаково-символических средств; - личностных: формирование учебно-познавательного интереса к учебной задаче; - регулятивных: формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке. | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Соотношение единиц времени - Используя единицы времени, опишите сегодняшний день . - Запишите число, классная работа в тетради. Составление кластера. Составление таблицы соотношений величин времени - Где в учебнике можно посмотреть данный материал, если вдруг вы что- то забыли? (Справочный материал) 2. Решение задач 1. №255 - Теперь посмотрим с вами, как решать задачи, где требуется узнать, в какое время было совершено то, или иное событие. Откройте учебник на странице 52. Прочитайте условие задачи № 255. – Что необходимо сделать, чтобы решить задачу? | Сегодня 16 ноября 2021 год ХХI века 9.20 утра. Самостоятельная работа Самопроверка по образцу Фронтальная работа Работа с учебной литературой Фронтальная работа Запись в тетрадь 1)1сут. = 24 ч. 1)24ч.- 8ч. = 16ч. оставшаяся часть суток. 2)16ч.: 8ч. = 2(р.) 1) 40с:2 = 20см 2)20 * 10 = 200см = 2 м | Формирование УУД: - познавательных: формирование умения извлекать информацию из практических действий; - коммуникативных: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - личностных: формирование умения достигать поставленной цели; - регулятивных: формирование умения определять результат проделанной работы, способ действия | |
Физ. минутка | «На зарядку становись!» Выполняют упражнения физкультминутки. 1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы. 2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад. 3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. 4) "Будильник" - хлопки над головой. 5) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте. | Снятие статического напряжения, предупреждение утомляемости. | Формирование коммуникативных УУД: лидерство и согласованность действий с партнерами | |
Включение знания в систему знаний и повторение | Подготовка к ВПР Задача Электричка из Новгорода в Псков отправляется в 15 ч 40 мин. В какое время электричка окажется в Пскове, если длительность поездки составляет 5 ч 50 мин.? Разницы во времени в городах нет. Решение: 15ч 40 мин + 5 ч 50 мин = 20ч + 90 мин = 21ч 30 мин Ответ:21 ч 30 мин. | Самостоятельная работа Фронтальная проверка | Формирование УУД: - познавательных: - формирование умения извлекать информацию из практических действий; - коммуникативных: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - личностных: формирование учебно-познавательного мотива; - регулятивных: формирование умения давать осознанно оценку качества усвоения учебной задачи. | |
Применение знаний и способов действий | Карточка 1 (голубая). Материал урока понял частично, есть небольшие затруднения). Впиши пропущенные единицы времени: 243 мин = 4___3___ 3ч 5 мин = 185_____ 12 мин = 720 ____ 2 мин 4 с = 124 _____ 303 мин = 5____3____ 6 ч 6 мин = 366 _____ Карточка 2 (жѐлтая.) Материал урока понятен, уверен в своих силах). Сравни величины: 4 мин 4 с … 245 с 2 ч 15 мин … 105 мин 5 сут 15 ч … 5 сут 18 ч 2 сут 15 ч … 65 ч 16 мин 3 с … 100 с 240 мин … 5 ч Карточка 3 (зелѐная.) Всѐ на уроке понял, хочу поработать дополнительно) Найди правила, по которым записаны ряды величин, и впиши пропущенные числа: 5 сут, 144 ч, 7 сут, 192 ч, 9 сут, … ; 3 ч, 240 мин, 5 ч, 360 мин, 7 ч, … ; 3 мин 20 с, 3 мин 40 с, 4 мин, 4 мин 20 с, … . | Дифференцированная самостоятельная работа учащихся (по степени самостоятельности и по степени трудности). | Формирование УУД: - познавательных: формирование навыка самоконтроля; - коммуникативных: формирование умения работать в сотрудничестве с учителем; - личностных: формирование умения организовывать свою самостоятельную деятельность; - регулятивных: формирование умения контролировать процесс и результат деятельности, оценивать свои достижения | |
Подведение итогов. Домашнее задание Рефлексия | 1. Работа с пословицами и поговорками - Расшифруйте пословицы и поговорки заменяя выделенные числа на более крупные единицы времени. - Какие из пословиц будут полезны всем школьникам? 2.Игра «Данетка» - Проверим как вы сегодня потратили время на уроке : с пользой для себя или нет, насколько вы были внимательны на уроке. 1.Самая крупная единица времени - год? (- ) 2. В одной минуте 60 секунд? ( +) 3. 1 ч 15 мин = 105 мин (-) 4. 2 века = 200 лет (+) 5. 2 ч 10 мин =130 мин (+) 6. В одном часе 60 секунд (-) 7. 3 сут =74 ч (-) -Почему важно знать величины времени? Где это может пригодиться? - Надо ли в этом регулярно тренироваться? - Дома: Опираясь на рассуждения, которые мы рассматривали с вами при решении задач, а так же знания, которыми мы пользовались сегодня на уроке, вам потребуется решить задачу с.53№ 10 или с.52 №259 , № 258 - А сейчас оцените свою работу на уроке. Я научился переводить из одних единиц времени в другие, выполнять сложение и вычитание величин , решать задачи с единицами времени. Я недостаточно хорошо пока умею переводить из одних единиц времени в другие, выполнять сложение и вычитание величин , решать задачи с единицами времени. Я пока не понял, как переводить из одних единиц времени в другие, выполнять сложение и вычитание величин , решать задачи с единицами времени. - Какие задания было интересно выполнять? - Какие задания были трудными? - Над чем бы еще хотели поработать? Оценки за урок… - Урок окончен. | 100 лет живи, 100 лет учись. ( Век живи, век учись.) Обещанного 36 месяцев ждут. ( Обещанного три года ждут.) Делу время, а потехе 60 минут. ( Делу время, а потехе час.) 7 дней 12 месяцев кормит. ( Неделя, год кормит) 1.-; 2 +; 3.-; 4.+,5.+,6.-; 7. - Строят речевое высказывание по уроку. Оценивают свои достижения. | Формирование УУД: - познавательных: формирование навыка самоконтроля; - коммуникативных: формирование умения работать в сотрудничестве с учителем; - личностных: формирование умения организовывать свою самостоятельную деятельность; - регулятивных: формирование умения контролировать процесс и результат деятельности, оценивать свои достижения | |