-Что будет главной задачей при описании картины в сочинении? (Передать настроение картины так, чтобы захотелось увидеть.) - К какому типу текста мы отнесем наши сочинения? (Текст-описание). Почему? (Мы будем описывать пейзаж, изображенный на картине. - Чему мы будем учиться, работая над сочинением? ( грамотно излагать свои мысли и чувства, составлять связный письменный текст по предложенному плану, раскрывать читателям замысел автора картины). Составление плана работы над сочинением. - Можем ли мы сразу начать писать сочинение? -Почему? (Нужно определить, с чего начать) - Что поможет определить порядок работы над сочинением? -Определите тему: о чем будет сочинение? ( Об осени, изображенной на картине И.Левитана). - Определи главную мысль текста: с какой целью ты будешь рассказывать об этом.) - Определите главную мысль текста: для чего мы будем писать сочинение? ( Раскрыть замысел художника, передать свое отношение к картине, поделиться своими чувствами, которые она вызывает). - Составь план сочинения. - Сколько всего частей будет в тексте сочинения? Назовите их ( Три части: вводная, основная и заключительная) - карточки на доске. - Откройте конверты, достаньте карточки. Что перед вами, как вы думаете? ( план сочинения) - Разложите названия пунктов плана в нужном порядке. Работайте в парах. Помните: как воспринимаем изображенное на картине, так и описываем, сначала все, что видим в целом, потом - детально. - Прочитайте, что у вас получилось. Поднимите руку, кто составил такой же план. У кого план выглядит иначе? Почему ты так считаешь? Можно ли оставить такой порядок плана? - Давайте проверим. Посмотрите на доску, прочитайте про себя названия частей плана. Почему важен именно такой порядок пунктов плана? План: 1. Художник И.И.Левитан и его картина. 2. Осенний день. 3. Моё впечатление о картине. - Почему частей в тексте три, а пунктов плана . - Какие пункты плана мы отнесем к вводной части сочинения? - О чем нужно сказать в этой части сочинения? ( О художнике И.И.Левитане, о том, что он изобразил очень красивую пору осени - золотую). - Какие пункты плана отнесем к основной части? Прочитайте. ( Осенний день. Деревья в золотом наряде. Лесная речка.) - О чем напишем в заключительной части? (О своих впечатлениях, чувствах, которые вызвала картина). 5. Словарная работа. - Подберите слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста. - В этой работе вам помогут слова, которые вы можете записывать на своих карточках, слова-помощники. Также мы поработаем над грамотностью написания слов в ваших текстах. - Подумайте, каким предложением можно начать сочинение, чтобы познакомить читателей с картиной. (Перед нами картина И.И.Левитана "Золотая осень"). - Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите. ( Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.) - Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал). - Переходим к основной части сочинения. - Опишите, каким мы видим осенний день. Запишите. Какими эпитетами можно дополнить, подчеркните. Прочитайте, что вы подчеркнули. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый). - Какие краски и тона для изображения осеннего дня выбрал живописец? Допишите свои варианты слов. (Золотистые, яркие, светлые, сочные, теплые) - Составьте предложение об осеннем дне на картине. ( Художник изобразил солнечный, теплый осенний день. Художник выбрал яркие, сочные золотистые краски.) - Какой знак препинания понадобится при перечислении однородных членов предложения? (запятая). - Рассмотрите небо пейзажа. Как его можно описать словесно? Подберите точные определения.(Светло-голубое, высокое). Запишите свои варианты слов. Прочитайте. - С помощью чего автор полотна передал легкость и прозрачность неба? ( В картине много воздуха). Это особенность всех картин И.И.Левитана. (Художник изобразил облака) - Какими вы видите облака. ( Пушистые, воздушные, прозрачные, легкие) - Составьте предложение о небе и облаках. ( По высокому светло-голубому небу плывут пушистые облака). Какие деревья изобразил И.Левитан на переднем плане? ( Березы, березовую рощу). Опишите, какими вы их видите. Запишите на карточку. -Выберите в опорных словах более точные определения, подчеркните. ( Тонкие, гибкие, белоствольные, высокие) - Как образно можно назвать листья, украшающие деревья? ( наряд). Подберите прилагательные, которые помогут предать красоту берез. (Желто-золотистый наряд, разноцветный, золотой). - Составьте предложение о березах на картине. ( На переднем плане мы видим тонкие белоствольные березы в желто-золотистом наряде). - Как интонационно можно выразить свое отношение к увиденному на картине? (с помощью восклицательной интонации). - Подумайте и составьте восклицательное предложение о березах. (Как красива одинокая березка на берегу реки! Прекрасна березовая роща в золотом наряде!) - Рассмотрите речку. Какого цвета вода в реке? Почему художник выбрал именно такой оттенок голубого? (Темно-голубая, почти синяя вблизи, потому что она холодная). - С чем можно сравнить извилистое русло реки? Найдите точное слово. ( вьется словно лента). - Как образно можно назвать поверхность воды в реке? ( зеркальная) Почему? (в ней отражается небо). - Составьте предложения о речке. (Темно-голубая речка вьется словно лента. Вода в ней холодная. В зеркальной воде отражается небо). - Переходим к заключительной части сочинения. Прочитайте пункт 5. - Прочитайте начало предложений, которыми можно передать свои впечатления о картине. (Рассматривая картину, я чувствую... Хотелось бы... Я думаю, что...) - Прислушайтесь к себе, какие чувства вы испытываете? ( восторг, восхищение, грусть, радость....) - Составьте предложение о своих чувствах. ( Рассматривая картину, я чувствую радость и восторг.) - Поднимите руку, кто хотел бы побывать в этом уголке природы, который написал Левитан? Как об этом можно написать? ( Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы. - Как вы думаете, на что хотел обратить внимание зрителей сам художник? (Я думаю, что Левитан хотел показать удивительную красоту осенней природы. Мне кажется, что художник хотел передать восхищение золотой осенью.) 6. Орфографическая подготовка. - Теперь, чтобы грамотно записать текст сочинения, нам необходимо поработать в парах: найти в словах орфограммы и подчеркнуть их зеленой ручкой. (дается 1-2 минуты). - Если сомневаетесь в словах, записанных самостоятельно, можно орфограммы написать сначала карандашом или поднять руку, я подойду и помогу. -Давайте проверим. Назовите слова с проверяемыми ударением безударными гласными. Поберите проверочное слово. (полотно - полотна, живописец - живопись, написал- напишет, золотистые - золото, позолота, белоствольные - белый, золотой -золото, позолота, разноцветный - разный, холодная - холод, зеркальная - зеркало, удивительная - диво, красота - красоты). - Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными? (картина, пейзаж, изобразил, жёлтый, восторг). - Назовите слова с буквосочетаниями? (пейзажист, живописец, погожий, солнечный). - Какие слова с парными согласными можете назвать? ( лёгкие - лёгок, гибкие - гибок, восторг - восторгаться). - Назовите слова с разделительным мягким знаком? (вьётся). - Поднимите руки, кто нашел все прозвучавшие слова с орфограммами? Молодцы, вы очень внимательны. |