| II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений учащихся , необходимых для творческого решения поставленных задач |  - Ребята, какой раздел мы с вами изучаем?    Давайте вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.  На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.  (На доске вразброс карточки с именами поэтов). 
 Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит.    Ещё светло перед окном.,  В разрывы облак солнце блещет,  И воробей своим крылом,  В песке купаяся, трепещет   
 Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.      В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян.   
 
 В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной      - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием! - Скажите, что общего в этих строфах? 
 | -поэтическая тетрадь 
 -учащиеся читают отрывок называют поэта и продолжают стихотворение   
 
 
 
 
 
 
 Ф.И.Тютчев 
 
 
  А.А.Фет 
 
 
 
 Е.А.Баратынский 
 
 
 
 И.С.Никитин 
 
 
 
 
 
 Н.А.Некрасов 
 
 
 -Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине. -Учащиеся делают вывод, анализируя отрывки 
 | Познавательные: - Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; Коммуникативные: развитие, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения ; Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме. 
 | 
  | 
 IV. Актуализация знаний - с целью подготовки к изучению новой темы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слайд 3 
 
 Новая тема 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 V. Применение знаний и умений в новой ситуации   
 | - Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву. - Посмотрите, что с ним произошло?    - Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья?    - В какое время года это происходит?    - Почему? 
 
 
 Сегодня на дворе уже зимний пейзаж. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени. -Ребята, где можно зимой увидеть деревья в золотом осеннем уборе?  Совершенно верно, а давайте вспомним какую мы описывали картину о Золотой осени.  Художник обострёно чувствовал жизнь природы.   
 Давайте вспомним картину, попробуем ещё раз оказаться внутри неё .И в этом нам помогут ваши сочинения . - Действительно, левитановская осень – праздник золота и синевы. Грустный праздник красоты: ведь это красота прощания, скоро зима. Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств?   - А чем пользуется поэт?   - Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Нарисуйте свои картины и попробуйте почувствовать то, что чувствует поэт. 
 Первичное чтение стихотворения учителем. 
 - Понравилось ли вам стихотворение?   - Какие картины, образы вы представили себе ярче всего.  
 
 -Кто по вашему мнению главный герой этого стихотворения? -Давайте составим модель обложки. 2. Составление модели обложки. - Ребята, о чем рассказывает нам модель обложки?   -Назовите жанр, тему этого произведения. - Почему выбрали именно этот цвет? (зеленый) - Оцените себя, как вы справились с заданием 
 | 
 
 -Листья осыпались.  -Листопад. 
  -Осенью. -Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают. 
 
 
 -На картинах художников.   . Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан.   
 
 
 -Чтение детьми отрывков своих сочинений. 
 
 
 
 
 -Краски.   
 -Словом. 
 
 Учащиеся слушают произведение и представляют картины, описываемые поэтом.   
 
 
 
 -Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение. -Я представил себе лес – терем в своей красоте. 
 -осень 
 Учащиеся составляют модель обложки и аргументируют свой выбор 
 | Познавательные: - Выделять существенную информацию из текста ; - Выдвигать гипотезу и обосновывать её; - Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; умение представлять информацию в виде схемы; Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;   - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения слушать собеседника , излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования; умение оформлять свои мысли в письменной форме; Предметные: приобретение опыта выразительного чтения. | 
  | VI. Обобщение и систематизация знаний Анализ первой части отрывка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слайд 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Анализ 2 части отрывка. |  Вторичное чтение по частям - Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. - Каким автор изобразил лес? - Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса.   - Подчеркните их. -Подберите синонимы к этим словам . 
 - Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. - О каком качестве поэта говорят эти слова?   - Как называются такие слова в художественной литературе?  (эпитеты - на доске)   - Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? - Подчеркните их. 
 - Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты?  - Что же особенно удивило Бунина? - Прочитайте эти строки.   - Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они? - Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси - Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске) 
 - Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем. - Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.   - Что же представляют собой стены бунинского терема?   - Почему лес стоит стеной? - А почему пёстрой, весёлой? - Что же ещё в лесу похоже на терем?   - Объясните это выражение. 
 
 - Что автор пишет о ёлочках? - Как называется этот приём?   - Подчеркните сравнение. - Почему автор использует такое сравнение? - На что похожи ёлочки?   - Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема?   - Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками. - Чего не хватает в этом лесном тереме?   - Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? - Что заметили? Какой прием использует автор?   - Почему появились эти оконца? - Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении? - Как называет автор окна?  - О каком качестве поэта это говорит?   - Где ещё можно найти подтверждение этой мысли?   - Как вы прочитаете эти слова  - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса. - Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? - Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? - Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме. - Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? - Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. 1) "лес, точно терем расписной" Что делает Бунин? 2) "оконца", "ёлочки" 
 3) "весёлой, пёстрою толпой" - Какое настроение вызывает у автора эта картина?  Вывод по 1 части. 
 - В каком образе предстала осень? Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы?  Физкультминутка. Был нелегким этот путь,Предлагаю отдохнуть.
 Хлопаете – если это относится к осени, топаете – если нет.Улетают птицы, расцвели подснежники, созрели кедровые орешки, покраснела клюква, появились сморчки, листопад, золотая осень, побежали ручьи, снегопад, уборка урожая.
 
 - А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. - Какова здесь осень?   - Как вы догадались?   Грустят вдовы, грустит и осень -Какое средство художественной выразительности использует автор?   - О чём грустит осень? -Найдите слово, которое повторяется несколько раз. - Что хотел показать этим повтором автор?  - Случайно ли это? - Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень? - Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса.   - Подчеркните их. 
 - А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. Подчеркните их. - О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения?  - Как он пишет о тишине? - Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину.  - Так, значит, ничто не нарушает эту тишину?  - Докажите.   
 - А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. - Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье?   - Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"   - Что же это такое? Прочитайте.   Мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии? здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика? "молчанье" - ч ; "вышине" - ш ; "можно" - ж ; "тишине" - ш ; "расслышать" - ш ; "шуршанье" - ш . - Как же будете читать эти строчки? Почему? Попробуем прочитать так, чтобы зашуршали листики. - Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании?  - А можно ли судить о настроении автора по этой картине? - Какое оно?   - Что же хотел показать нам автор в этой части? - В каком образе выступает осень в этой части? 
 
 | 
 
 
 -Автор изобразил сказочный лес. -лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой   
 лиловый - фиолетовый, золотой-жёлтый  багряный – красный,   лазурь – светло синий 
 
 Бунин внимательный, наблюдательный -эпитеты 
 -терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной -чтобы ярче представили эту картину -Лес, точно терем расписной 
 
 
 
 
 -сравнение 
 
 
 
 
 
 
 
 -деревья 
 -Деревья стоят рядышком -Лес разноцветный -берёзы с жёлтою резьбой  Листья берёзы похожи на резьбу,украшавшую терема
 
 -Как вышки ёлочки темнеют -сравнение 
 
 -на башни терема 
 -клёны 
 
 
 
 -окон 
 -автор использует сравнение 
 
 
 -оконца 
 
 -ёлочки -ласково, с любовью 
 
 
 
 
 
 
 
 -чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение 
 
  он удивляется, восхищается он любуется, любит то, о чём пишет он радуется, ему весело: Учащиеся делают вывод, что описанная картина восхищает поэта. Он любуется природным творением. - Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -грустная -и осень тихою вдовой 
 -олицетворение 
 
 
 
 -что вся эта красота скоро закончится Сеть из серебра, белый мотылёк, синяя вышина 
 -пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток -воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток -автор грустит, тоскует 
 -вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье 
 -нет, нарушает -что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье: Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность -ж, ш, ч 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Я представляю..Высказывания детей 
 
 -красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк -Тихая, молчаливая, покорная 
 | Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; строить понятные для собеседника высказывания; развитие умения отвечать на вопросы на основе стихотворения; Познавательные:   Смысловое чтение поэтического текста,    самостоятельное выделение нужной информации; развитие умения активно использовать синонимы и языковые средства выразительности, умение на основе анализа объектов делать выводы; Личностные УУД. Формирование системы нравственных ценностей: любви к природе, к родному краю, к поэзии, к живописи; Предметные:   расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии, обогащение словарного запаса. |