kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технологическая карта  УМК: «Школа России»Класс : 4 класс

Тема: Бунин «Листопад»

Тип урока: урок повторения (актуализации знаний и умений)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта

Составитель: Чуприна Надежда Петровна (учитель начальных классов)

Предметная область: литературное чтение

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок повторения (актуализации знаний и умений)

Тема: Бунин «Листопад»

Класс : 4 класс

Цель: исследовать лирический отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос: «В чем долговечность поэзии И.А.Бунина?»

Педагогические задачи:

формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

  • формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.

  • формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • коммуникативных УУД:

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

  • развитие навыков сотрудничества в парах и группах;

  • регулятивных УУД:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

  • познавательных УУД:

  • формирование навыков работы с учебной информацией;

  • формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной литературы;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

  • формирование способности решать проблемы поискового характера;

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии;

  • приобретение опыта выразительного чтения.


  • Оборудование урока: Проектор, экран, ноутбук.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

ЭТАПЫ

ДТ. УЧИТЕЛЯ

ДТ. УЧЕНИКА

Формируемые УУД

I. Оргмомент.

- Игра – приветствие «Здравствуйте


-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»



Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).



Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания;

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений учащихся , необходимых для творческого решения поставленных задач

- Ребята, какой раздел мы с вами изучаем?

Давайте вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.

На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.

(На доске вразброс карточки с именами поэтов).


Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё светло перед окном.,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет


Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.



В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

- Скажите, что общего в этих строфах?


-поэтическая тетрадь


-учащиеся читают отрывок называют поэта и продолжают стихотворение








Ф.И.Тютчев




А.А.Фет





Е.А.Баратынский





И.С.Никитин







Н.А.Некрасов




-Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине.

-Учащиеся делают вывод, анализируя отрывки


Познавательные:

- Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Коммуникативные: развитие, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения ;

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме.



III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности



- На доске осталась карточка И.А.Бунин


- Дети, чьё имя осталось на доске?

-Кто попробует сформулировать цель урока

-Я предлагаю вам задуматься над вопросом

«В чем долговечность поэзии И.А.Бунина?»



-Но сначала я предлагаю вам познакомимся с самим автором. Для чего мы знакомимся с его биографией?

( У вас на столах листочки с биографией Ивана Алексеевича Бунина. Ваша задача- внимательно прочитать и письменно ответить на вопросы).

-Кто поделиться своим рассказом об авторе и сделает вывод: О чём писал поэт?




И.А.Бунин

Цель:- познакомиться с творчеством Ивана Алексеевича Бунина

Может его биография поможет нам лучше понять его произведение

Учащиеся в парах прочитывают биографию ,письменно отвечают на вопросы.

Учащиеся высказываются

Вывод: стихи и рассказы писатель посвятил России -её природе и людям.



Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;


IV. Актуализация знаний

- с целью подготовки к изучению новой темы












Слайд 3



Новая тема
























V. Применение знаний и умений в новой ситуации


- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.

- Посмотрите, что с ним произошло?

- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья?

- В какое время года это происходит?

- Почему?


Сегодня на дворе уже зимний пейзаж. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.

-Ребята, где можно зимой увидеть деревья в золотом осеннем уборе?

Совершенно верно, а давайте вспомним какую мы описывали картину о Золотой осени.

Художник обострёно чувствовал жизнь природы.


Давайте вспомним картину, попробуем ещё раз оказаться внутри неё .И в этом нам помогут ваши сочинения .

- Действительно, левитановская осень – праздник золота и синевы. Грустный праздник красоты: ведь это красота прощания, скоро зима.

Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств?

- А чем пользуется поэт?

- Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени.

Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Нарисуйте свои картины и попробуйте почувствовать то, что чувствует поэт.


Первичное чтение стихотворения учителем.


- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего.



-Кто по вашему мнению главный герой этого стихотворения?

-Давайте составим модель обложки.

2. Составление модели обложки.

- Ребята, о чем рассказывает нам модель обложки?

-Назовите жанр, тему этого произведения.

- Почему выбрали именно этот цвет? (зеленый)

- Оцените себя, как вы справились с заданием




-Листья осыпались.

-Листопад.


-Осенью.

-Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают.




-На картинах художников.

.

Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан.




-Чтение детьми отрывков своих сочинений.






-Краски.


-Словом.



Учащиеся слушают произведение и представляют картины, описываемые поэтом.





-Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение.

-Я представил себе лес – терем в своей красоте.


-осень


Учащиеся составляют модель обложки и аргументируют свой выбор


Познавательные:

- Выделять существенную информацию из текста ;

- Выдвигать гипотезу и обосновывать её;

- Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; умение представлять информацию в виде схемы;

Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения слушать собеседника , излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования; умение оформлять свои мысли в письменной форме;

Предметные: приобретение опыта выразительного чтения.

VI. Обобщение и систематизация знаний

Анализ первой части отрывка.























Слайд








































































Анализ 2 части отрывка.

Вторичное чтение по частям

- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.

- Каким автор изобразил лес?

- Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса.

- Подчеркните их.

-Подберите синонимы к этим словам .


- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.

- О каком качестве поэта говорят эти слова?

- Как называются такие слова в художественной литературе?

(эпитеты - на доске)

- Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? - Подчеркните их.


- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты?

- Что же особенно удивило Бунина?

- Прочитайте эти строки.

- Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?

- Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси

- Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)


- Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.

- Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.

- Что же представляют собой стены бунинского терема?

- Почему лес стоит стеной?

- А почему пёстрой, весёлой?

- Что же ещё в лесу похоже на терем?

- Объясните это выражение.



- Что автор пишет о ёлочках?

- Как называется этот приём?

- Подчеркните сравнение.

- Почему автор использует такое сравнение?

- На что похожи ёлочки?

- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема?

- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Чего не хватает в этом лесном тереме?

- Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?

- Что заметили? Какой прием использует автор?

- Почему появились эти оконца?

- Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

- Как называет автор окна?

- О каком качестве поэта это говорит?

- Где ещё можно найти подтверждение этой мысли?

- Как вы прочитаете эти слова

- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?

- Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?

- Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения?

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

1) "лес, точно терем расписной"

Что делает Бунин?

2) "оконца", "ёлочки"


3) "весёлой, пёстрою толпой"

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

Вывод по 1 части.


- В каком образе предстала осень? Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы?

Физкультминутка. Был нелегким этот путь,
Предлагаю отдохнуть.

Хлопаете – если это относится к осени, топаете – если нет.
Улетают птицы, расцвели подснежники, созрели кедровые орешки, покраснела клюква, появились сморчки, листопад, золотая осень, побежали ручьи, снегопад, уборка урожая.


- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.

- Какова здесь осень?

- Как вы догадались?

Грустят вдовы, грустит и осень

-Какое средство художественной выразительности использует автор?

- О чём грустит осень?

-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

- Что хотел показать этим повтором автор?

- Случайно ли это?

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса.

- Подчеркните их.


- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. Подчеркните их.

- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения?

- Как он пишет о тишине?

- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину.

- Так, значит, ничто не нарушает эту тишину?

- Докажите.


- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье?

- Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

- Что же это такое? Прочитайте.

Мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?

здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?

"молчанье" - ч ;

"вышине" - ш ;

"можно" - ж ;

"тишине" - ш ;

"расслышать" - ш ;

"шуршанье" - ш .

- Как же будете читать эти строчки? Почему?

Попробуем прочитать так, чтобы зашуршали листики.

- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании?

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине?

- Какое оно?

- Что же хотел показать нам автор в этой части? - В каком образе выступает осень в этой части?






-Автор изобразил сказочный лес.

-лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой


лиловый - фиолетовый, золотой-жёлтый

багряный – красный,

лазурь – светло синий



Бунин внимательный, наблюдательный

-эпитеты


-терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной

-чтобы ярче представили эту картину

-Лес, точно терем расписной






-сравнение









-деревья


-Деревья стоят рядышком

-Лес разноцветный

-берёзы с жёлтою резьбой

Листья берёзы похожи на резьбу,
украшавшую терема


-Как вышки ёлочки темнеют

-сравнение



-на башни терема


-клёны





-окон


-автор использует сравнение




-оконца



-ёлочки

-ласково, с любовью









-чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение



он удивляется, восхищается

он любуется, любит то, о чём пишет

он радуется, ему весело:

Учащиеся делают вывод, что описанная картина восхищает поэта. Он любуется природным творением.

- Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема














-грустная

-и осень тихою вдовой


-олицетворение





-что вся эта красота скоро закончится

Сеть из серебра, белый мотылёк, синяя вышина


-пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток

-воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток

-автор грустит, тоскует


-вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье


-нет, нарушает

-что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье:

Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

-ж, ш, ч

















-Я представляю..Высказывания детей



-красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк

-Тихая, молчаливая, покорная


Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; строить понятные для собеседника высказывания; развитие умения отвечать на вопросы на основе стихотворения;

Познавательные:

Смысловое чтение поэтического текста,

самостоятельное выделение нужной информации;

развитие умения активно использовать синонимы и языковые средства выразительности, умение на основе анализа объектов делать выводы;

Личностные УУД.

Формирование системы нравственных ценностей: любви к природе, к родному краю, к поэзии, к живописи;

Предметные:

расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии, обогащение словарного запаса.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


Выразительное чтение

- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно?

-- Какую половину будем читать тише? Почему?

- Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.




-Спокойно с восхищением

-Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух.

Коммуникативные:

умение слушать,

Познавательные:

Смысловое чтение поэтического текста,

Личностные УУД.

Формирование системы нравственных ценностей: любви к природе, к родному краю, к поэзии.

Предметные:

расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии, обогащение словарного запаса.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?

-«В чем долговечность поэзии И.А.Бунина?»

- Выучить наизусть



Учащиеся высказываются


Записывают домашнее задание


IX.Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

- спасибо за урок.

- урок окончен! - Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.


- А.М.Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души».



Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные:

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта урока

Автор: Чуприна Надежда Петровна

Дата: 25.03.2021

Номер свидетельства: 576786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока по биологии на тему «Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-na-tiemu-rol-mutatsii-v-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-i-sieliektsii"
    ["file_id"] => string(6) "191318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427293183"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Технологическая карта урока как современная форма планирования учебного сотрудничества на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(132) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kak-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-uchiebnogho-sotrudnichiestva-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "227941"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441023920"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov-po-biologhii-7-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446772853"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapofizichieskoikulturie2klass"
    ["file_id"] => string(6) "318884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460691090"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства