II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений учащихся , необходимых для творческого решения поставленных задач | - Ребята, какой раздел мы с вами изучаем? Давайте вспомнить поэтов и стихи, которые они написали. На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево. (На доске вразброс карточки с именами поэтов). Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Ещё светло перед окном., В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян. В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием! - Скажите, что общего в этих строфах? | -поэтическая тетрадь -учащиеся читают отрывок называют поэта и продолжают стихотворение Ф.И.Тютчев А.А.Фет Е.А.Баратынский И.С.Никитин Н.А.Некрасов -Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине. -Учащиеся делают вывод, анализируя отрывки | Познавательные: - Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; Коммуникативные: развитие, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения ; Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме. |
IV. Актуализация знаний - с целью подготовки к изучению новой темы Слайд 3 Новая тема V. Применение знаний и умений в новой ситуации | - Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву. - Посмотрите, что с ним произошло? - Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? - В какое время года это происходит? - Почему? Сегодня на дворе уже зимний пейзаж. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени. -Ребята, где можно зимой увидеть деревья в золотом осеннем уборе? Совершенно верно, а давайте вспомним какую мы описывали картину о Золотой осени. Художник обострёно чувствовал жизнь природы. Давайте вспомним картину, попробуем ещё раз оказаться внутри неё .И в этом нам помогут ваши сочинения . - Действительно, левитановская осень – праздник золота и синевы. Грустный праздник красоты: ведь это красота прощания, скоро зима. Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? - А чем пользуется поэт? - Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Нарисуйте свои картины и попробуйте почувствовать то, что чувствует поэт. Первичное чтение стихотворения учителем. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. -Кто по вашему мнению главный герой этого стихотворения? -Давайте составим модель обложки. 2. Составление модели обложки. - Ребята, о чем рассказывает нам модель обложки? -Назовите жанр, тему этого произведения. - Почему выбрали именно этот цвет? (зеленый) - Оцените себя, как вы справились с заданием | -Листья осыпались. -Листопад. -Осенью. -Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают. -На картинах художников. . Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. -Чтение детьми отрывков своих сочинений. -Краски. -Словом. Учащиеся слушают произведение и представляют картины, описываемые поэтом. -Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение. -Я представил себе лес – терем в своей красоте. -осень Учащиеся составляют модель обложки и аргументируют свой выбор | Познавательные: - Выделять существенную информацию из текста ; - Выдвигать гипотезу и обосновывать её; - Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; умение представлять информацию в виде схемы; Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения слушать собеседника , излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования; умение оформлять свои мысли в письменной форме; Предметные: приобретение опыта выразительного чтения. |
VI. Обобщение и систематизация знаний Анализ первой части отрывка. Слайд Анализ 2 части отрывка. | Вторичное чтение по частям - Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. - Каким автор изобразил лес? - Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. - Подчеркните их. -Подберите синонимы к этим словам . - Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. - О каком качестве поэта говорят эти слова? - Как называются такие слова в художественной литературе? (эпитеты - на доске) - Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? - Подчеркните их. - Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? - Что же особенно удивило Бунина? - Прочитайте эти строки. - Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они? - Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси - Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске) - Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем. - Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны. - Что же представляют собой стены бунинского терема? - Почему лес стоит стеной? - А почему пёстрой, весёлой? - Что же ещё в лесу похоже на терем? - Объясните это выражение. - Что автор пишет о ёлочках? - Как называется этот приём? - Подчеркните сравнение. - Почему автор использует такое сравнение? - На что похожи ёлочки? - Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? - Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками. - Чего не хватает в этом лесном тереме? - Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? - Что заметили? Какой прием использует автор? - Почему появились эти оконца? - Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении? - Как называет автор окна? - О каком качестве поэта это говорит? - Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? - Как вы прочитаете эти слова - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса. - Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? - Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? - Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме. - Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? - Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. 1) "лес, точно терем расписной" Что делает Бунин? 2) "оконца", "ёлочки" 3) "весёлой, пёстрою толпой" - Какое настроение вызывает у автора эта картина? Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень? Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы? Физкультминутка. Был нелегким этот путь, Предлагаю отдохнуть. Хлопаете – если это относится к осени, топаете – если нет. Улетают птицы, расцвели подснежники, созрели кедровые орешки, покраснела клюква, появились сморчки, листопад, золотая осень, побежали ручьи, снегопад, уборка урожая. - А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. - Какова здесь осень? - Как вы догадались? Грустят вдовы, грустит и осень -Какое средство художественной выразительности использует автор? - О чём грустит осень? -Найдите слово, которое повторяется несколько раз. - Что хотел показать этим повтором автор? - Случайно ли это? - Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень? - Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. - Подчеркните их. - А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. Подчеркните их. - О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? - Как он пишет о тишине? - Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. - Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? - Докажите. - А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. - Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? - Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ" - Что же это такое? Прочитайте. Мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии? здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика? "молчанье" - ч ; "вышине" - ш ; "можно" - ж ; "тишине" - ш ; "расслышать" - ш ; "шуршанье" - ш . - Как же будете читать эти строчки? Почему? Попробуем прочитать так, чтобы зашуршали листики. - Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? - А можно ли судить о настроении автора по этой картине? - Какое оно? - Что же хотел показать нам автор в этой части? - В каком образе выступает осень в этой части? | -Автор изобразил сказочный лес. -лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой лиловый - фиолетовый, золотой-жёлтый багряный – красный, лазурь – светло синий Бунин внимательный, наблюдательный -эпитеты -терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной -чтобы ярче представили эту картину -Лес, точно терем расписной -сравнение -деревья -Деревья стоят рядышком -Лес разноцветный -берёзы с жёлтою резьбой Листья берёзы похожи на резьбу, украшавшую терема -Как вышки ёлочки темнеют -сравнение -на башни терема -клёны -окон -автор использует сравнение -оконца -ёлочки -ласково, с любовью -чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение он удивляется, восхищается он любуется, любит то, о чём пишет он радуется, ему весело: Учащиеся делают вывод, что описанная картина восхищает поэта. Он любуется природным творением. - Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема -грустная -и осень тихою вдовой -олицетворение -что вся эта красота скоро закончится Сеть из серебра, белый мотылёк, синяя вышина -пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток -воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток -автор грустит, тоскует -вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье -нет, нарушает -что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье: Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность -ж, ш, ч -Я представляю..Высказывания детей -красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк -Тихая, молчаливая, покорная | Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; строить понятные для собеседника высказывания; развитие умения отвечать на вопросы на основе стихотворения; Познавательные: Смысловое чтение поэтического текста, самостоятельное выделение нужной информации; развитие умения активно использовать синонимы и языковые средства выразительности, умение на основе анализа объектов делать выводы; Личностные УУД. Формирование системы нравственных ценностей: любви к природе, к родному краю, к поэзии, к живописи; Предметные: расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии, обогащение словарного запаса. |