Урок применяется в преподавании технологии во 2 классе при изучении раздела «Человек и земля» по УМК «Перспектива» и «Школа России». Этот урок используется для реализации вариативной части программы технологии.
Урок нацелен на формирование теоретических и практических навыков работы с бумагой, развивает творческие способности, расширяет кругозор. Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывает аккуратность, усидчивость, любовь и бережное отношение к природе. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному алгоритму. Внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. В содержание урока включены: гимнастика для глаз, физкультурная пауза. Использование презентации на уроке даёт детям поглубже узнать о краснокнижниках.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
(урок «открытия нового знания»)
Класс: 2
Тема урока:Работа с бумагой. Цветок Купальница - краснокнижница
Тип урока:открытие нового знания.
Цель урока: Научиться создавать объёмную аппликацию из гофрированной бумаги.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Развивать умение организовывать самостоятельную творческую деятельность; наблюдательность; самостоятельность и личную ответственность за выполненный творческий продукт;
2. Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей, стремление беречь природу;
3. Формировать установку на безопасный и здоровый образ жизни.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Развивать умение использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
2. Овладеть способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Формирование навыков вырезания бумаги,
2. Развитие приобретенных умений для творческого решения технологических задач;
3. Формирование навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
4. Усвоение правил техники безопасности.
Оборудование для урока: проектор и компьютер, презентация «Растения Красной книги», аудиозапись песни «Не рвите цветы», цветной картон, гофрированная бумага, заготовки шаблонов, клей, ножницы, салфетки.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Методы
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.Самоопределение к деятельности.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
-Проверяем готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: цветная бумага, клей, картон, ножницы, коробочки для мусора.
-Какое нужно настроение, чтобы урок прошел удачно?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Проверяют готовность.
Позитивное. Хорошее. Радостное.
Личностные: Проявляют доброжелательность
Эмоциональный настрой.
2.Актуализация знаний и мотивация
И наш урок я хочу начать со стихотворения:
Мы речь свою поведем о том,
Что вся Земля наш общий дом
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем
Еще о том мы речь ведем,
Что мы наш дом должны беречь
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
-Что значит слово «экология» ? Мы много говорили об этом на уроках.
-А что относится к живой природе?
-Что за книга у меня в руке?
-Правильно. А почему она красной обложкой?
-А какие растения встречаются редко?
-Вот вам знаком цветок первоцвет, …..
(просмотр нескольких слайдов из презентации, где показаны цветы из Красной книги Чувашии)
-Экология-наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру.
-Потому что мы должны охранять и беречь всё живое на земле, которое окружает нас.
-Это растения и животные.
-Красная книга Чувашии. Растения.
-Потому что в книге собраны все редкие растения нашего края.
(Ответы детей).
- Ландыши. Я слышал, что ландыши занесены в Красную книгу. Они в нашем лесу встречаются редко.
Понимают необходимость использования проблемно -поисковых практических упражнений для
открытия нового знания.
3.Операционно-исполнительский этап.
3.1.Выход на тему урока. «Открытие» детьми нового знания.
Я вам загадаю загадку. Угадайте, о каком цветке идёт речь?
Смотрят из канавки
Жёлтые купавки.
У них на самом донышке
Горит кусочек солнышка.
-Посмотрите на слайд. Почему этот цветок купальницей назвали? Селится она по сырым местам на лугах, опушках и лесных полянах. А вот купаться не любит. И затопления не выносит. Почему же ей дали такое имя? Может оттого, что любит она купаться в солнечных лучах?
А знаете ли вы, что это растение не только красивое, но и интересное? У него цветки с секретом! Да-да, золотистые шарики на длинных стебельках не так просты. Оказывается, крупные жёлтые лепестки, которые покрывают цветки сверху, вовсе не лепестки. На самом деле это чашелистики. А лепестки спрятаны в глубине цветка. Они оранжевые, узкие, с медовой «ямочкой» у основания.
Купальницу европейскую любят собирать для букетов. А она, между прочим, зацветает только на девятый год жизни! Вот и остаётся этих красивых растений в природе всё меньше. Чтобы спасти купальницу европейскую, её занесли в Красную книгу Чувашии.
А кто из вас видел этот цветок? Этот цветок встречается в нашем лесу. Их стало очень мало.(Показ фотографии)
Эти очаровательные солнечные цветы имеют несколько названий: купавка, купальница, жарки, огоньки.
-Вы не хотите подарить этот цветок своей маме?
--А откуда мы их возьмём? Можно ли их рвать в лесу?
-Вы уже догадались, что мы будем делать на уроке?
-А тогда какую цель мы поставим перед собой?
- Итак, на доске вы видите образец аппликации, которую мы будем сегодня выполнять.
-Цветок - купальница
-На день Матери, на день рождения я подарил(а) бы маме такой красивый цветок.
-Эти цветы редкие. Их нельзя рвать. Лесные цветы очень быстро вянут.
-Мы изготовим цветы для мамы своими руками.
-Научиться делать цветок из гофрированной бумаги.
Личностные:
Имеют представление о ценности природного мира
Регулятивные: умеют контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Коммуникативные:
умеют формулировать ответы на вопросы
Проб
лемная ситуа
ция и беседа
3.2.Подготовка к реализации замысла
3.2.1.Анализ поделки (совместно с детьми).
3.2.2. Составление алгоритма выполнения
аппликации.
3.2.3.Показ последовательности выполнения аппликации.
3.2.4.Напоминание о технике безопасности.
3.2.5.Физкультминутка
-Давайте посмотрим, какие материалы понадобятся нам, чтобы сделать цветок?
-Что нужно сделать перед изготовлением цветка?
-Верно, составим алгоритм вместе.
(Вместе с детьми проговариваем алгоритм выполнения работы с одновременным показом последовательности выполнения аппликации) (презентация).
Разметка.
1. Вырезаем 12 кружочков из гофрированной бумаги по шаблонам разного размера (5+4+3). Лучше, конечно, сложить лист вдвое, а то и вчетверо, и вырезать несколько кругов за раз.
2. Придаём кружочкам формы лепестков, заострив один из краёв. А потом приклеиваем каждый лепесток по кругу; пять лепестков — вокруг внешнего края, четыре лепестка внутри, а затем три — по середине.
3.Сделаем сердцевинку в центр нашего цветка и приклеим.
4. Из светло - зелёной гофрированной бумаги обводим по шаблонам листья и вырезаем.
5.Из тёмно – зелёной гофрированной бумаги вырезаем полоски для стебельков, закручиваем и приклеиваем на картон.
Заготовка.
4. После разметки всех деталей приступаем к заготовке.
Сборка.
5. Выполняем сборку. Прежде чем приклеивать детали к основе, убедитесь, что все они располагаются в нужном порядке.
Оформление.
6. Теперь осталось оформить наше изделие. Для этого вы должны приклеить все детали на основу.
Молодцы. Думаю, у вас не возникнет серьезных трудностей при выполнении этой работы.
-Не забывайте о технике безопасности.
Дополняет ответы учащихся: берите то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. Правильно обращайтесь с ножницами: не подносите к лицу, не оставляйте в раскрытом виде, передавайте кольцами от себя.
Психотренинг для отдыха и настроя на работу.
- Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и длинный выдох, представьте себя в лесу среди множества цветов. Солнышко согревает вас. Теплый ветерок. Вам хорошо. Сделайте глубокий вдох-выдох. Откройте глаза. Вы снова в классе.
-Гофрированная бумага, ножницы, картон, клей.
-Нам нужно составить алгоритм изготовления цветка.
Составляют план действий: приготовить красный картон для основания , где красный цвет означает , что этот цветок -охраняемый и редкий.
-1)приготовить кружочки для лепестков,
2)листочки,
3)стебельки
Повторяют ТБ. Дополняют ответы друг друга.
Выполняют физкультминутку.
Личностные:
Имеют мотивацию к творческой деятельности.
Познавательные: Сравнивают изучаемые материалы по их свойствам, анализируют конструкции
предлагаемых изделий, делают простейшие обобщения.
Регулятивные: Составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления аппликации
Дискуссия (организация обсуждения материала).
Здоровьесберегающие технологии
Психотренинг
3.3.Реализация замысла.
Самостоятельная практическая работа детей
-Создайте цветок из гофрированной бумаги по составленному алгоритму.
-Приступайте к работе. Соблюдайте порядок на рабочем месте.
Оказание индивидуальной помощи, организация взаимопомощи, контроль выполнения задания, поощрение.
Выполняют задание.
Окончательное оформление работы.
Личностные: Умеют сохранять учебную задачу.
Практическая работа.
4.Оценочно-рефлексивный этап.Обсуждение работ (продуктов творческой деятельности). Самооценка детьми собственной деятельности.
Подведение итогов урока
-Теперь давайте посмотрим на наши работы, какие они у нас получились разные и красивые. А чтобы все увидели ваши работы, давайте прикрепим магнитиками на доску и полюбуемся на них.
Теперь взгляните на свою работу, и скажите, пожалуйста, удалось ли нам достичь цель урока? Трудно ли вам было выполнять работу? Кто доволен своей работой? Молодцы. Вы отлично потрудились сегодня.
И мне очень понравились ваши работы.
Обязательно поздравьте своих мам с праздником! Аккуратно изготовленные бумажные цветы могут служить прекрасным подарком. Теперь убираем свои рабочие места. Спасибо вам за урок.
Остается пожелать вам, чтоб вы берегли природу и помнили, что все зависит только от вас. В том числе и будущее планеты!
И чтобы такая красота оставалась в природе, давайте мы не будем рвать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своими запахами и нарядами. А мы с вами будем ДРУЗЬЯМИ ПРИРОДЫ!
Уч-ль:А что значит быть друзьями природы? (дети говорят).
Слушают «НЕ рвите, цветы» песню
Выполненные работы вешают на доску.
Проводят рефлексию.
Убирают рабочие места.
- не рвать цветы
- не топтать их
- не ломать деревья и кустарники
-подкармливать птиц зимой
-оберегать красоту нашей природы!
Регулятивные: Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке
Литература:
1.Технология 2 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, Н.В.Добромысловой Волгоград, 2013
2.Алексеев Г.А. Лекарственные растения на территории Чувашии, Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2012
3.Бескоровайная Р.П., Борисова Н.В. Береги природу родного края. Пособие для учащихся. Чебоксары, 1992
4.Ладина Т.В. Путешествие в Экоград Йошкар – Ола, 2005
5.Красная книга Чувашской Республики том 1, часть 1 Растения и грибы Чебоксары, 2001
Приложение
В Тюрлеминском лесу растёт Ученики за работой
купальница - краснокнижница
Мы свою цель достигли! Давайте все вместе сбережём планету
Самоанализурока технологии во 2 классе
Изучаемый раздел «Человек и земля»
Тема урока:Работа с бумагой. Цветок Купальница - краснокнижница
Тип урока:открытие нового знания.
Цель урока: Научиться создавать объёмную аппликацию из гофрированной бумаги.
Этот урок по типуурок «открытия» нового. Основным этапом был этап – изготовление объёмной аппликации.
При проведении урока мы ориентировались на следующие принципы обучения: принцип деятельности ( когда включали ребят в учебно-познавательную деятельность), принцип целостного представления о мире (на уроке прослеживались межпредметные связи с уроками окружающего мира и музыки), принцип психологического комфорта ( старались создавать положительный эмоциональный фон на протяжении всего урока), принцип вариативности (при оформлении своей работы каждый проявил вариативное мышление), принцип творчества.
Чтобы решить цель урока, перед детьми поставили проблемную задачу. подобрали интересный материал, загадку на данную тематику, слайд презентацию. Понимая, что объем урока достаточно большой, а умения детей в обработке материалов еще недостаточно сформированы, в силу возраста, заготовки некоторых деталей были сделаны заранее. Материал урока оказался интересным и социально значимым для учащихся второго класса.
На этапах мотивации и постановки учебной задачи использовали словесный и наглядный методы. На уроке использована здоровьесберегающая технология – физкультминутка.
Задания были ориентированы на развитие мышления, внимания, творческих способностей, самостоятельности и инициативы детей.
Особенно нас порадовало поведение учащихся на этапе рефлексии. При его проведении была использована не только самооценка, но и анализ успехов и неудач, возникших на уроке. Такое поведение положительно скажется на формировании чувства адекватного оценивания своей деятельности и ее результатов.
Цель урока достигнута. Ребята научились изготавливать подарки способом аппликации, работать по инструкции, проявлять творческий подход в работе. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Доказательством того, что урок произвел на учеников положительное влияние, является то, что многие из детей дома самостоятельно захотели сделать такой же подарок для родных к празднику.