|   Этап мотивации (самоопределение)   |    Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Организует запись в тетрадях по образцу с доски.    Жил-был птенец. Он был маленький, мало чего знал и пытался познать мир. Однажды он влетел в форточку и попал в класс, где учились дети. Сел в уголке и притих. Птенец решил, что здесь он узнает что-то новое и научится чему-то полезному. В конце урока расскажет и нам.   |    Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, списывают с доски по образцу.                  - приветствуют учителя, присаживаются на свои места.   |         |  
  |   Этап актуализации пробного действия.   |    Организует работу по проверке д/з. упр.15  -Прочитайте слова на доске. Подумайте , почему они записаны в два столбика.  море море моряк моря морская к морю мореход за морем заморский по морю мореплаватель в морях   - Попробуем объяснить значение каждого слова        - Что такое окончание?  - Для чего служит окончание?  Определите тему нашего урока.  - Откройте тетради, запишите число, классная работа.        - Словарный диктант:  Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный.  - Выделите окончание у слов. У каких слов вы не смогли выделить окончание? Почему?  - Отгадайте загадку:  С ветки на ветку,  Быстрый как мяч,  Скачет по лесу рыжий циркач.  Вот на лету он шишку сорвал,  Прыгнул на ствол  И в дупло убежал. (Белка)  - Измените форму слова белка. По принципу мн. ч. и ед. ч. Запишите в тетрадь и выделите окончание в словах.  - Что изменилось в слове, форма слова или лексическое значение?   |           Ребята читают и делают вывод, что в 1 группе однокоренные слова, а во 2 – разная форма слова.              Объясняют значения слов. Делают вывод, что однокоренные слова разное значение, поэтому они однокоренные, а во втором – изменяется форма слова и концы слов (окончания.)  - дают определение окончанию.  - служит для связи слов в словосочетании и предложении.  Окончание слова.        - записывают число, кл. работу.                    - пишут под диктовку учителя диктант словарный.        -потому что у этих слов нет окончания.                                      - изменяют форму слова, записывают в тетради, выделяют окончания.  - белка, белки.  - изменилась форма слова.   |    Познавательные УУД:  Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания  Коммуникативные УУД:  Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация   |  
  |   Этап построения проекта выхода из затруднения.   |    Учитель организует работу в учебнике.  - Откройте учебники на стр. 82, упр. 148.  - Прочитайте упражнение. Выполним задание к упражнению.  - Как доказать, что выделенные буквы в словах – это окончания.  - Измените формы этих слов.  - Прочитайте вторую пословицу.  - Как найти в слове окончание?  - Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончание.  - Давайте проверим. По цепочке называем слова и их окончание.  - Найдите упр. 149 на стр. 82. Прочитайте задание. Спишите упражнение и выделите в словах окончания самостоятельно.  - Взаимопроверка.   Работа со словами из словаря:  - Объясните лексическое значение слов ужин и обед.  - Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?  - Прочитайте на стр. 82 как называются такие окончания.  - Запишите слова в тетрадь. Обозначьте орфограммы.  - Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.  - Запомните написание этих слов.   |    Работают в учебнике, выполняют задания.              - ребята выполняют упражнение 148.  - изменить форму слова.  - доброе – добрые, дело – дела, два – две, века – век, живет – живут.  - ученики по памяти записывают в тетради пословицу.  - добрым, людям, добрая, слава.        - самостоятельно выполняют упражнение 149.  - Обед – без обеда, к обеду, за обедом, на обеде.  Ужин – без ужина, к ужину, за ужином, на ужине.        - объясняют лексическое значение слов.        - выделяют окончания.  - нулевое.               |    Регулятивные УУД:          Познавательные УУД:  - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;  - доказательство.   |  
  |   Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.   |    Организует работу в учебнике.  - Найдите в учебнике упр. 150. Прочитайте.  - Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с нулевым окончанием, затем остальные слова. Выделите в словах окончание. Приступайте к работе, пользуйте орфографическим словарем в конце учебника.  - Прочитайте слова с нулевым окончанием.        - Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания.          - Что можно сказать об орфограммах в этих словах?  -Молодцы, ребята. А сейчас следующее упражнение 151 на стр. 83.  - Как можно озаглавить этот текст?        - Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».  - Что нового вы узнали о словах в русском языке?  - Составьте предложение с любым из данных слов.  - Какие части речи не имеют окончаний?   |    Продолжают работу по учебнику.  - читают упражнение 150.  - выполняют самостоятельно в тетради упр. 150.              - читают слова с нулевым окончанием: ветер, октябрь, трактор, праздник, обед, творог, понедельник, магазин, огурец, ужин.  - читают все остальные слова: жёлтый, облако, погода, деревня, пшеница, Москва, сроки, ягода, яблоко, помидоры.  - это непроверяемые орфограммы.              - читают упражнение, озаглавливают текст ..              - читают страничку для любознательных.  - есть имена сущ, не имеющие окончаний – иноязычные имена сущ – е.  - Мой старший брат любит пить кофе, а я какао. Мы пошли в магазин покупать пальто.  - предлоги и союзы.   |    Познавательные УУД:  Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.       |  
  |   Этап рефлексии учебной деятельности.   |    Подводит итоги урока. Организует рефлексию.        |        |        Птенец узнал, что слова могут быть  _______________________________  и могут изменять _________________.    При изменении формы в слове изменяется ______________________.       |     |          |    Научился подбирать однокоренные слова.  Например: ДОЖДЬ -_____________  ________________________________  Научился изменять слова.  Например: ДОЖДЬ -______________         |     |            |        Научился находить и обозначать окончания. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить ______________ слова.  Окончание обозначают так: _______.  В некоторых словах окончание может быть _____________________.       |           - А сейчас ребята, оцените свою работу на уроке: если у вас сегодня всё получились на уроке – поставьте руки домиком, если что – то было не понятно – вытяните руки перед собой, если на уроке совсем ничего не было понятно и ничего не получилось – опустите руки вниз.  - Д/з – упр. 151, стр. 83.   |    Определяют состав групп. В группах подводят итоги, обобщают полученные знания.  Работают в группах по предложенным карточкам.                                                                                                     - выполняют действия, оценивают свою работу на уроке. Объясняют.             |                            Познавательные УУД:  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  Коммуникативные УУД:  Практическое овладение устными монологическими высказываниями   |