Этап мотивации (самоопределение) | Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Организует запись в тетрадях по образцу с доски. Жил-был птенец. Он был маленький, мало чего знал и пытался познать мир. Однажды он влетел в форточку и попал в класс, где учились дети. Сел в уголке и притих. Птенец решил, что здесь он узнает что-то новое и научится чему-то полезному. В конце урока расскажет и нам. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, списывают с доски по образцу. - приветствуют учителя, присаживаются на свои места. | |
Этап актуализации пробного действия. | Организует работу по проверке д/з. упр.15 -Прочитайте слова на доске. Подумайте , почему они записаны в два столбика. море море моряк моря морская к морю мореход за морем заморский по морю мореплаватель в морях - Попробуем объяснить значение каждого слова - Что такое окончание? - Для чего служит окончание? Определите тему нашего урока. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Словарный диктант: Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный. - Выделите окончание у слов. У каких слов вы не смогли выделить окончание? Почему? - Отгадайте загадку: С ветки на ветку, Быстрый как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) - Измените форму слова белка. По принципу мн. ч. и ед. ч. Запишите в тетрадь и выделите окончание в словах. - Что изменилось в слове, форма слова или лексическое значение? | Ребята читают и делают вывод, что в 1 группе однокоренные слова, а во 2 – разная форма слова. Объясняют значения слов. Делают вывод, что однокоренные слова разное значение, поэтому они однокоренные, а во втором – изменяется форма слова и концы слов (окончания.) - дают определение окончанию. - служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание слова. - записывают число, кл. работу. - пишут под диктовку учителя диктант словарный. -потому что у этих слов нет окончания. - изменяют форму слова, записывают в тетради, выделяют окончания. - белка, белки. - изменилась форма слова. | Познавательные УУД: Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания Коммуникативные УУД: Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация |
Этап построения проекта выхода из затруднения. | Учитель организует работу в учебнике. - Откройте учебники на стр. 82, упр. 148. - Прочитайте упражнение. Выполним задание к упражнению. - Как доказать, что выделенные буквы в словах – это окончания. - Измените формы этих слов. - Прочитайте вторую пословицу. - Как найти в слове окончание? - Запишите вторую пословицу по памяти. Выделите в словах окончание. - Давайте проверим. По цепочке называем слова и их окончание. - Найдите упр. 149 на стр. 82. Прочитайте задание. Спишите упражнение и выделите в словах окончания самостоятельно. - Взаимопроверка. Работа со словами из словаря: - Объясните лексическое значение слов ужин и обед. - Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили? - Прочитайте на стр. 82 как называются такие окончания. - Запишите слова в тетрадь. Обозначьте орфограммы. - Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите. - Запомните написание этих слов. | Работают в учебнике, выполняют задания. - ребята выполняют упражнение 148. - изменить форму слова. - доброе – добрые, дело – дела, два – две, века – век, живет – живут. - ученики по памяти записывают в тетради пословицу. - добрым, людям, добрая, слава. - самостоятельно выполняют упражнение 149. - Обед – без обеда, к обеду, за обедом, на обеде. Ужин – без ужина, к ужину, за ужином, на ужине. - объясняют лексическое значение слов. - выделяют окончания. - нулевое. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - доказательство. |
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. | Организует работу в учебнике. - Найдите в учебнике упр. 150. Прочитайте. - Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала слова с нулевым окончанием, затем остальные слова. Выделите в словах окончание. Приступайте к работе, пользуйте орфографическим словарем в конце учебника. - Прочитайте слова с нулевым окончанием. - Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. - Что можно сказать об орфограммах в этих словах? -Молодцы, ребята. А сейчас следующее упражнение 151 на стр. 83. - Как можно озаглавить этот текст? - Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных». - Что нового вы узнали о словах в русском языке? - Составьте предложение с любым из данных слов. - Какие части речи не имеют окончаний? | Продолжают работу по учебнику. - читают упражнение 150. - выполняют самостоятельно в тетради упр. 150. - читают слова с нулевым окончанием: ветер, октябрь, трактор, праздник, обед, творог, понедельник, магазин, огурец, ужин. - читают все остальные слова: жёлтый, облако, погода, деревня, пшеница, Москва, сроки, ягода, яблоко, помидоры. - это непроверяемые орфограммы. - читают упражнение, озаглавливают текст .. - читают страничку для любознательных. - есть имена сущ, не имеющие окончаний – иноязычные имена сущ – е. - Мой старший брат любит пить кофе, а я какао. Мы пошли в магазин покупать пальто. - предлоги и союзы. | Познавательные УУД: Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. |
Этап рефлексии учебной деятельности. | Подводит итоги урока. Организует рефлексию. | Птенец узнал, что слова могут быть _______________________________ и могут изменять _________________. При изменении формы в слове изменяется ______________________. | | Научился подбирать однокоренные слова. Например: ДОЖДЬ -_____________ ________________________________ Научился изменять слова. Например: ДОЖДЬ -______________ | | Научился находить и обозначать окончания. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить ______________ слова. Окончание обозначают так: _______. В некоторых словах окончание может быть _____________________. | - А сейчас ребята, оцените свою работу на уроке: если у вас сегодня всё получились на уроке – поставьте руки домиком, если что – то было не понятно – вытяните руки перед собой, если на уроке совсем ничего не было понятно и ничего не получилось – опустите руки вниз. - Д/з – упр. 151, стр. 83. | Определяют состав групп. В группах подводят итоги, обобщают полученные знания. Работают в группах по предложенным карточкам. - выполняют действия, оценивают свою работу на уроке. Объясняют. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: Практическое овладение устными монологическими высказываниями |