| I.Органи -зационный момент | Приветствует учащихся: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня нас ждет интересное занятие, связанное с наблюдениями за нашей удивительной природой. Проверяет готовность к уроку: - Проверьте, пожалуйста, все ли готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал с письменными принадлежностями. Все ли на месте? Создает позитивный настрой: - Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу и начнем! | Приветствуют учителя: -Здравствуйте! Проверяют свою готовность к уроку, раскладывают необходимые принадлежности. | Личностные: самоопределение к деятельности. Регулятивные: организация своего рабочего места, саморегуляция. |
| II.Актуализация знаний | Предлагает вспомнить изученный материал: -Ребята, мы с вами уже изучали времена года. Скажите, какие времена года вы знаете? В какой последовательности они идут? Демонстрирует слайд с иллюстрациями разных времен года. - Мы видим, как сильно меняется природа в течение года. Как вы думаете, почему происходят эти изменения? Что именно меняется? Подводит к теме урока: - Каждый день в природе происходят интересные изменения: меняется погода, цветут или опадают листья, летают насекомые. Чтобы ничего не забыть и лучше понимать природу, люди придумали вести особые записи. Сегодня мы с вами станем настоящими исследователями и начнем создавать свой собственный Календарь природы, который поможет нам отслеживать эти изменения. Объявляет тему урока: -Итак, тема нашего урока: «Календарь природы: Наблюдаем и творим времена года!» | Называют времена года и их последовательность. Наблюдают за иллюстрациями, отвечают на вопросы, высказывают предположения о причинах изменений. | Познавательные: актуализация ранее полученных знаний, поиск и выделение информации, построение рассуждений. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: умение слушать учителя, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение. Личностные: проявление познавательного интереса, мотивация к обучению. |
| III.Изучение нового материала и организация проектной деятельности | Объясняет, что такое "Календарь природы": - "Календарь природы – это как дневник наблюдений. Мы записываем или зарисовываем то, что видим вокруг себя: какую погоду мы наблюдали, какие изменения произошли с растениями, какими были птицы или насекомые. Демонстрирует примеры записей и рисунков в календаре природы. Обсуждает с классом, какие основные признаки характерны для каждого времени года. Объявляет о начале проектной деятельности: - Сегодня мы с вами начнем создавать наш общий Календарь природы! Мы разделимся на 4 команды, и каждая команда будет отвечать за свое время года: Осень, Зима, Весна, Лето. Ваша задача – придумать, какие основные наблюдения вы будете фиксировать в календаре для вашего времени года, и как вы его красиво оформите. Подумайте, какие картинки, цвета и надписи лучше всего покажут ваше время года! Раздает "Рабочие листы проекта" для каждой группы. - Поработайте в группах. Обсудите, что можно записать о погоде? А о растениях? Может быть, о животных? Вспомните, что вы видели в учебнике. Какие цвета лучше использовать для вашего времени года? Распределите, кто будет рисовать, кто писать, а кто оформит страницу. Консультирует группы, помогает с идеями, напоминает о возможностях, которые есть в учебнике. | Внимательно слушают учителя, изучают примеры записей в календаре природы. Отвечают на вопросы, вспоминая признаки каждого времени года. Делятся на 4 группы. Получают "Рабочие листы проекта" и материалы для творчества. Обсуждают в группах: Какие наблюдения зафиксировать для своего времени года (погода, растения, животные, день/ночь, труд людей), вспоминая примеры из учебника. Какие символы или рисунки будут сопровождать записи. Распределяют роли внутри группы (например: "Наблюдатель", "Художник", "Писарь", "Оформитель"). Решают, как будет выглядеть их часть календаря. Заполняют "Рабочий лист проекта", кратко фиксируя свои идеи и распределение ролей. | Познавательные: поиск и выделение информации (из учебника, устных объяснений), анализ, сравнение, синтез, построение логической цепочки рассуждений, использование знаково-символических средств (при заполнении рабочего листа). Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планирование своих действий (в группе), распределение обязанностей, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать товарищей, аргументировать свое мнение, договариваться, сотрудничать. Личностные: формирование интереса к проектной деятельности, развитие чувства ответственности за общее дело, развитие навыков самоорганизации. |
| IV.Создание основы календаря природы | Направляет учащихся к началу оформления: -Теперь, когда вы определились с идеями, приступаем к созданию нашего Календаря природы! Каждая группа получает свой лист для своего времени года. Не забывайте, что мы работаем по материалам учебника и нашим общим знаниям. Напоминает о необходимости аккуратности и творческого подхода: - Пишите разборчиво, рисуйте ярко и красиво. Старайтесь, чтобы ваш раздел календаря был понятным и интересным для всех. Помогает с материалами, контролирует процесс, оказывает индивидуальную помощь, если это необходимо. Может включить спокойную фоновую музыку. | Приступают к оформлению своего раздела календаря на выделенном листе. Пишут заголовки, названия месяцев. Записывают примерные наблюдения. Рисуют иллюстрации, соответствующие выбранному времени года. Вклеивают готовые картинки. Работают в команде, помогая друг другу, советуясь. | Познавательные: применение полученных знаний и умений на практике, творческое применение знаний, умение работать с информацией, представленной в разных формах. Регулятивные: умение выполнять намеченный план, осуществлять самоконтроль, вносить коррективы в свою работу. Коммуникативные: продолжение эффективной работы в группе, взаимопомощь, согласование действий. Личностные: развитие творческих способностей, аккуратности, усидчивости, формирование эстетического вкуса. |
| V.Презентация и рефлексия | Приглашает представителей от каждой группы представить свой раздел календаря - А теперь давайте посмотрим, какие замечательные календари у нас получились! Представители каждой группы, пожалуйста, расскажите о своей работе. Задает вопросы по представленному: -Что вы нарисовали/написали? Почему именно это? Какие наблюдения вы считаете самыми важными для вашего времени года? Где в учебнике мы могли найти эту информацию? Организует общее обсуждение: -Ребята, вам понравилось создавать календарь природы? Что было самым интересным в нашей проектной работе? А что было самым трудным? Какие новые знания вы сегодня получили? Подводит итог урока: -Сегодня мы с вами отлично поработали! Мы научились наблюдать за природой и записывать свои наблюдения, создав основу для Календаря природы. Этот календарь мы можем продолжать вести дальше, дома или в классе, чтобы каждый день лучше понимать мир вокруг нас. Вы настоящие исследователи! Благодарит за активную работу. | Представляют свои работы классу. Рассказывают о проделанной работе, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, ссылаясь на материал учебника. Делятся своими впечатлениями от урока и проектной деятельности. Высказывают свое мнение о том, что им понравилось, а что вызвало затруднения. Оценивают свою работу и работу группы с помощью сигнальных карточек. | Познавательные: умение структурировать полученные знания, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: умение оценивать свою работу и работу группы, соотносить результат с поставленной задачей, осуществлять самооценку. Коммуникативные: умение выступать перед аудиторией, слушать и понимать других, участвовать в диалоге, аргументировать свою позицию. Личностные: развитие самооценки, формирование позитивного отношения к учебной деятельности, проявление гордости за проделанную работу. |
| VI.Домашнее задание | - Теперь ваше задание – стать настоящими хранителями своего календаря природы! Вы можете использовать тот лист, который мы сегодня начали или взять новый лист формата А4. Каждый день в течение недели старайтесь записывать или зарисовывать одно-два интересных наблюдения: какая сегодня погода, что вы увидели на улице, изменилось ли что-то на деревьях или в поведении птиц. Помогут вам в этом ваши знания из учебника и примеры, которые мы сегодня обсуждали. -Записывайте аккуратно, чтобы потом было интересно перечитывать. Пусть ваш календарь станет вашим личным дневником природы! | Записывают домашнее задание в дневник. Задают уточняющие вопросы, если они есть. | Регулятивные: понимание домашнего задания, умение планировать свою самостоятельную деятельность, ставить личные цели. |