Название УМК: | «Школа России» |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 |
Раздел | Где и когда? |
Номер урока в теме | Первый урок по теме «Где зимуют птицы?». |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цели и задачи урока: | Обучающие: актуализировать и расширить знания детей о зимующих и перелётных птицах; расширять знания учащихся о местах зимовки птиц; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представление о научном поиске, методах работы ученых. Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление; продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму. Воспитывающие: осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой; конструктивно воспринимать иные мнения и предложения; объективно определять свой вклад в общий результат воспитывать бережное отношение к птицам; умение помочь им в зимнее время |
Технология, подход | Системно – деятельностный подход, игровые |
Методы: | проблемно - поисковый, словесный ( беседа, диалог, обсуждение), частично– поисковый |
Приемы: | беседа, обсуждение, самоконтроль |
Формы работы учащихся: | Групповая (фронтальная), работа в парах и группах с позиционным распределением, индивидуальная. |
Основные понятия, термины: | Зимующие, перелетные, ученые-орнитологи |
Ресурсы и оборудование : | А.А. Плешаков, Окружающий мир, часть 2,Москва «Просвещение» 2011; Рабочая тетрадь, часть 2; Яценко И.Ф. КИМы Окружающий мир, 1 класс, ООО «ВАКО», 2014; сигнальные карточки для самооценки; карточки заданием для индивидуальной работы и работы в группах с позиционным распределением; глобус, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Где зимуют птицы» |
Планируемые результаты |
Предметные: | -перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; -наблюдать и делать выводы; -знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц. |
Личностные: | -формирование интереса к изучению природы; -понимать важность заботы о зимующих птицах; -повышение уровня мотивации учебной деятельности; -умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Метапредметные |
Регулятивные УУД: | -определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; -проговаривать в логической последовательности свои действия; -осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -учиться делать самооценку своей деятельности на уроке. |
Познавательные УУД: | -осуществлять анализ, синтез, сравнение; обобщение и классификацию, доказательство; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - понимать смысл предложенных заданий, в т.ч. заданий развивающих смекалку |
Коммуникативные УУД: | - умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; - участвовать в диалоге по теме (учитель-ученик; ученик-ученик); - организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; - составлять свой небольшой рассказ на заданную тему |
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
I. | Организационный этап | Создать психолого-эмоциональный настрой, позитивную мотивацию, настроить на успешную работу | Групповая (фронтальная) | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы начать урок готовы, Будем слушать, Рассуждать и Друг другу помогать. | Встают из-за парт, приветствуют учителя, друг друга. | Личностные: внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения. Мотивационная основа учебной деятельности. | Оценка эмоционального настроя (оценочный лист) |
II. | Проверка домашнего задания. | Выявить уровень усвоения знаний предыдущих тем раздела. Создать ситуацию успеха. Определить пробелы в знаниях, провести коррекцию | Групповая (фронтальная) Индивидуальная | Организует работу по проверке темы предыдущего урока «Где живут слоны?» Организует работу с тестом №30 (с.49) | Показывают на карте, глобусе жаркие районы Земли, рассказывают с опорой на план о погоде, растениях и животных саванны и тропического леса. Выполняют тест, проводят проверку по эталону, оценивают, осуществляют фиксацию в «Оценочном листе» | Показывают предметные знания по пройденному материалу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: строить речевое высказывание Предметные: Воспроизводить известные знания из ранее изученных тем Регулятивные УУД: Осуществлять контроль в форме сличения ответа с заданным, оценивать выполнение задания по заданным параметрам. | Оценка учителем успешности усвоения темы предыдущего урока Самопроверка, самооценка |
III | Актуализация знаний. Целеполагание 1. Ситуация затруднения (разрыва) 2. Постановка темы, цели урока 3. Планирование изучения темы | Создать проблемную ситуацию, Фиксация новой учебной задачи Определить тему урока и организовать целеполагание Составить план изучения темы | Групповая (фронтальная) Групповая (фронтальная) Групповая (в паре) | Ведёт проблемный диалог, подводящий к определению темы урока. - Тело этих животных покрыто перьями. (Птицы) - Отгадывают загадки о птицах. (Сова, ворона, дятел, скворец, кукушка, индюк). Кто «лишний»? (Индюк - домашняя птица). 2. Работа с информацией на слайдах. Сообщение от Муравьишки Вопросика: «Видел в Африке во время сафари обыкновенную ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Прошу ответить на вопрос: Что делала ласточка в Африке?» Сообщение от Мудрой Черепахи: «На улице зима, но я каждый день вижу воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг?» Назовите тему урока? Какие цели поставим перед собой? Что в результате узнаем? Организует работу по составлению плана изучения нового материала. Обсудите и выберите из предложенного списка то, что необходимо для темы урока Проверьте правильность | Участвуют в учебном диалоге, сообщают, что им известно о птицах (строение, виды птиц по способу питания, зимой их нужно подкармливать и т.д.) Формулируют тему и прогнозируют результат изучения: узнают, почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях. Работая в паре, выполняют задание, оставляют пункты: 1. Узнаем, как называют птиц, о которых сообщил Муравьишка Вопросик и Мудрая Сова? 2. Почему улетают птицы осенью? 3. Где зимуют улетевшие птицы? 4. Как помочь птицам зимой? (исключают, т.к. изучали ранее) Проверяют, сравнивают с образцом. | Регулятивные УУД: определяют область знания/незнания. Коммуникативные УУД: учатся осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировать собственное мнение. Познавательные УУД: на основе сравнений, наблюдений высказывают простые суждения и самостоятельно делают выводы; совместно с учителем, обнаруживают и формулируют учебную проблему Познавательные УУД: Проблемный вопрос, выход на тему урока, формулирование познавательной цели Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: овладевать диалогической формой речи в соответствии с речевыми нормами Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: выслушивают партнера, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре. Корректно сообщают товарищу об ошибках. Регулятивные УУД: осуществляют контроль в форме сличения ответа с заданным эталоном, составляют маршрут изучения темы урока | самопроверка |
| Физкультминутка | Снять мышечную усталость, сохранить эмоциональный настрой | Групповая (фронтальная) | Предлагает выполнить физкультминутку с проговариванием «Богатыри», «Галка» | Выполняют с проговариванием соответствующие движения к словам | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни. | |
IV | Работа над новым материалом | Организовать поиск решения учебной задачи. Построить ориентированную основу для освоения новых терминов и понятий | Групповая (с позиционным распределением) Групповая (фронтальная) | 1. Организует учебное исследование для выделения новых терминов и понятий Сегодня мы с вами будем юными орнитологами. Орнитологи – это ученые, которые занимаются изучением птиц, каждая группа будет заниматься своим исследованием (три проблемы), включает учащихся в групповую работу 2. Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь, предлагает сверить результат деятельности с эталоном (после выступления) 3. Задаёт вопросы, направленные на проверку освоения отдельных терминов, понятий учебной информации на уровне «понимания» | Повторяют правила работы в группе, каждая группа получает проблемный вопрос и план-задание по освоению отдельных терминов, понятий, конкретного содержания на «знание» и «понимание» (Приложение 1) Выступление уч-ся по группам, сверяют с эталоном, оценивают деятельность группы по результату и свою деятельность Принимают участие в учебном диалоге, оценивают уровень понимания нового материала | Предметные: понятия «зимующие, перелётные» Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; работают по предложенному плану Познавательные УУД: Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста Коммуникативные УУД: выслушивают партнера, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе; корректно сообщают об ошибках; оформляют свои мысли с учётом учебных речевых ситуаций; инициативное сотрудничество Личностные УУД: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Предметные: понятия «зимующие, перелётные», работа учёных-орнитологов, места зимовки перелётных птиц Коммуникативные УУД: строят речевое высказывание; оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других Познавательные УУД: на основе сравнений, наблюдений высказывают простые суждения и самостоятельно/ совместно с учителем делают выводы умозаключения по освещаемой проблеме Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Исследование Самооценка (оценочный лист) Экспресс-контроль, самооценка с помощью сигнальных (разного цвета) карточек |
V | Работа по закреплению нового Физкультминутка | Организовать деятельность по осуществлению контроля за правильностью выполнения способа действия Снять мышечную усталость, сохранить эмоциональный настрой | Групповая (фронтальная) Групповая (фронтальная) Групповая (фронтальная) Групповая (фронтальная) работа Групповая работа (парная работа) | 1. Работа с отгадками (сова, ворона, дятел, скворец, кукушка), классификация 2.Игра «Перелётные - зимующие» Показывает предметную картинку, уч-ся выполняют действие 2.Организует работу в «Рабочей тетради №2» с.14, 15, помогает составить план действий, организует сверку выполненных заданий по эталону Организует работу с глобусом для показа мест обитания перелётных птиц в разное время года Организует работу с текстом. Прочитайте текст, если заметили ошибку, исправьте ее (подчеркните) Сверьте с эталоном, оцените с помощью сигнальных карточек | Участвуют в обсуждении каждой птицы, аргументируют свою точку зрения при отнесении к определённой группе. Дети выполняют упражнения (перелётные - руки вверх, летят; зимующие –присаживаются) Дети читают, осмысливают задание № 2, принимают участие в планировании, выполняют задание, сверяют с эталоном, проводят самоанализ, самооценку выполненного заданий. Работают с глобусом, показывают места обитания перелётных птиц в разное время года Работают с текстом, подчёркивают ошибки. (Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.) Сличают с образцом, оценивают | Познавательные УУД: умение на основе анализа делать выводы; строить логическую цепь рассуждений; доказывать Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: строить речевое высказывание, формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение Регулятивные УУД: Работа по предложенному учителем плану Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД: работа по совместно составленному плану; контроль с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция способа действия Познавательные УУД: умение на основе анализа делать выводы; строить логическую цепь рассуждений; доказывать Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую деятельности Предметные: уметь на глобусе показывать места обитания перелётных птиц Предметные: использовать представленную информацию для закрепления полученных знаний. Познавательные УУД: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую деятельности Регулятивные УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: выслушивают партнера, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре; корректно сообщают товарищу об ошибках Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной Регулятивные УУД: осуществляют контроль в форме сличения ответа с заданным эталоном | Самооценка с помощью сигнальных (разного цвета) карточек Самооценка с помощью сигнальных (разного цвета) карточек |
VI | V.Контролирующее задание | Проверить уровень усвоения изученного материала, применение общего способа действия для решения частных задач | Индивидуальная работа | 1.Организует работу в «Рабочей тетради №1» с.14, помогает составить план действий, организует сверку выполненных заданий по эталону 2.Предлагает учащимся карточку (тест – приложение 2) по вариантам, организует с тестом работу, самопроверку по образцу | Дети читают, осмысливают задание № 1, принимают участие в планировании, выполняют задание, сверяют с эталоном, проводят самоанализ, самооценку выполненного заданий Самостоятельно выполняют задание (тест), включаются в контрольно-оценивающую и коррекционную деятельность | Предметные: Уметь различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам Регулятивные УУД: осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом; осуществляют самопроверку работы; находят в работе ошибки, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осознание качества и уровня усвоения. | Самопроверка, самооценка |
VII | Рефлексия изученного на уроке | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Индивидуальная | Как бы вы теперь ответили на вопросы Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи? Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. - Какие цели ставили перед собой? - Достигли мы цели? - Понравился ли вам урок? - Что было самым интересным? - Что вызвало затруднение? Вы все сегодня много и хорошо работали. Оцените свою деятельность цветовыми фигурками Возьмите звёздочки и прикрепите к нашему импровизированному салюту Жёлтые - кому было интересно на уроке, он со всеми заданиями легко справился. Зелёные– кто узнал что-то новое для себя, но были небольшие трудности при выполнении Красные – кому было неинтересно, по многим вопросам испытывал затруднения | Регулятивные УУД: учатся анализировать и оценивать успешность своей деятельности, соотносить полученный результат с поставленной целью и проводить самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы урока. | Наблюдение, оценочный лист |