Тема урока: Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные: учить решать уравнения с неизвестным уменьшаемым; закреплять вычислительные навыки;
Развивающие: развивать умения рассуждать и логически мыслить.
Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты: : учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого; применять письменные и устные приемы вычислений; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Ход урока:
Орг. момент
Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
( Три ученика у доски решают уравнения.)
х + 65 = 100 62+х=87 х+ 66 = 75
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся произносят знак действия, которым она решается: + или —.)
У Лены 5 кленовых и 4 осиновых листа. На сколько кленовых листьев больше, чем осиновых? (—)
У Лены 9 листьев, из них 5 кленовых, остальные осиновые. Сколько осиновых листьев у Лены?
(—) У Лены 5 кленовых и 4 осиновых листа. Сколько всего листьев у Лены? (+)
У Лены было 9 листьев. Несколько листьев она дала подруге, и у нее осталось 3 листа. Сколько листьев Лена дала подруге? (-)
После того как Лена приклеила в альбом 6 листьев, у нее осталось еще 2 листка. Сколько листьев было у Лены? (+)
У Лены 5 кленовых листьев, а осиновых на 3 больше. Сколько осиновых листьев у Лены? (+)
Устный счет
Заполните таблицу.
Слагаемое
8
53
34
Слагаемое
24
34
49
Сумма
30
48
79
68
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
— Какой компонент неизвестен в уравнениях?
— Как найти неизвестное слагаемое?
Самоопределение к деятельности
— Найдите неизвестное в каждом случае.
Решение: 5 + 2 = 7.
Решение: 7 — 2 = 5.
Решение: 7 — 5 = 2.
— К какой схеме подойдет уравнение х + 2 = 7? (Ко второй.)
— Как находили неизвестное слагаемое? (Из целого вычитали известное слагаемое:
х = 7 — 2.)
— К какой схеме подойдет уравнение х — 5 = 2? (К первой.)
— Как находили уменьшаемое? (Части сложили: х-5 + 2.)
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 8 учебника.
Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 8). ( Устное выполнение.)
- Закончите вывод. (Если к разности прибавить вычитаемое, получится уменьшаемое.)
№2 (с. 8). ( Устное выполнение.)
№3(с.8). ( Коллективное выполнение с подробным объяснением и записью на доске.)
2. Самостоятельное решение уравнений
Вариант 1 Вариант 2
х-45 = 37 х-17 = 56
х- 13 = 19 х-22 = 38
( Два ученика записывают решение на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
Решение:
х-45 = 37 х-17 = 56 х- 13 = 19 х-22 = 38
х = 45 + 37 х=56-17 х= 13 + 19 х=38-22
х = 82 х = 39 х = 32 х=1
Работа по учебнику
№ 4 (с. 8 ). (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
- Назовите самую маленькую разность. (14.)
- В каких примерах ответ одинаковый? (В третьем и четвертом.)
- Найдите сумму всех ответов. (94.)
- Как легче было вычислить? ((15 + 15) + 50+14 = 30 + 50 + + 14 = 94.)
(Самооценка.)
№7 (с. 8). ( Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, с остальными задачу разбирает учитель.)
- О чем говорится в задаче? (Об астрах.)
— Какие были астры? (Красные, розовые и белые.)
— Сколько расцвело красных астр? (15.)
— Сколько розовых? (Точно не сказано, но известно, что их на З меньше, чем красных.)
— Каким действием можно узнать, сколько расцвело розовых астр? (Вычитанием.)
— Что сказано о белых астрах? (Их столько, сколько красных и розовых вместе.)
— Назовите главный вопрос задачи. (Сколько белых астр?)
— Можно сразу дать на него ответ? (Нет.)
— Что для этого надо знать? (Сколько розовых астр.)
— Решите задачу. (Проверка. Самооценка.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№6 (с. 8).
( Коллективное выполнение с комментированием.)
№8 (с. 8).
( Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: 99, 86,19, 67, 8,14, 76,79.)
— Как удобнее вычислить ответы в примерах первого столбика? ((48 + 2) + 49, 56 + (27 + 3).)
№4 (с. 14). ( Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
Решение:
5 + 6 = 116 + 6 = 127 + 6 = 13
7 + 4=117 + 5 = 128 + 5 = 13
8 + 3 = 118 + 4 = 129 + 4=13
9 + 2 = 419 + 3 = 12
№5 (с. 14). ( Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)
— В ответах каких примеров получаются круглые числа? (64+16 = 80, 77 + 23 = 100.)
— В ответах каких примеров единиц больше, чем десятков? (82 -36 = 46, 100 -75 = 25.)
- В ответах каких примеров 8 десятков? (53 + 29 = 82, 66 + 18 = 84,64 + 16 = 80.)
- В ответах каких примеров получаются однозначные числа? (93-85 = 8, 90-82 = 8.)
№ 7 (с. 14 ). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Решение:
85 + 885 + 6
85-8
- Можно ли поставить знаки сравнения, не выполняя вычислений? Докажите. (Первое слагаемое одинаковое. Чем больше второе слагаемое, тем больше сумма. Уменьшаемое одинаковое. Чем больше вычитаем, тем меньше остается.)
(Самооценка.)
Рефлексия
( «Проверь себя» (учебник, с. 8). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Решение: х - 6 = 54
х = 54 + 6
х = 60
- Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
- Какой вид уравнений вспомнили сегодня?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Кто сегодня справился со всеми заданиями?
- Кто немного ошибался?
- Какие затруднения вы испытывали?
- Кому нужна помощь?
Домашнее задание