Тема: Тайны планеты Земля.
Предметные УУД: Знать понятия «Строение Земли», «мантия», «ядро», «земная кора». Уметь рассказывать о том, как представляли древние люди Землю, по рисунку- схеме рассказывать о строении Земли, создавать кластер, сравнивать строение Земли с вареным яйцом.
Метапредметные УУД: понимать информацию, представленную в рисунках, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, проводить связь строения Земли с описанием тайн при помощи связи с русским языком, описывая действия планеты, признаки.
Личностные УУД: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Виды работ: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Формы контроля: текущий.
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Оргмомент |
| – Долгожданный дан звонок Начинается урок – Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, и я думаю, что мы будем гостеприимными хозяевами, и наша встреча оставит добрый след в сердцах всех. Итак, мы начинаем урок окружающего мира | |
| Актуализация знаний |
| – Отгадайте, о чем я говорю: Ни начала, ни конца. Ни затылка, ни лица. Знают все и млад и стар, Что она воздушный шар. Сколько ни езди, ни ходи Тебе конца тут не найти | (Слайд 1) – Земля |
| – Каждый из вас подберите 2 прилагательных, характеризующих слово «Земля» | (Слайд 1 анимация) – Круглая голубая |
| – Подберите 3 глагола для описания действия совершаемого Землей | (Слайд 1 анимация) – Кружится, вертится, плывет |
| – Составьте фразу из 3-4 слов, раскрывающую ваше отношение к теме | (Слайд 1 анимация) – Интересно разгадать тайну Земли. |
| – Подберите другое название к слову «Земля» | (Слайд 1 анимация) – Планета |
| Постановка проблемы, учебной задачи |
| – Какую учебную задачу ставим на уроке? | – узнать что-то новое о Земле – попробовать разгадать тайны Земли |
| – Мы сегодня попробуем разгадать одну из тайн Земли. Нам предстоит изучить СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ | (Слайд 2) Тема урока: «Строение Земли» |
| «Открытие» детьми нового знания |
| – А что мы уже знаем о Земле? | |
| – Почему Землю называют «третьей планетой»? | (Слайд 3) Земля – третья планета от Солнца. |
| – За сколько месяцев может преодолеть космическая ракета расстояние от Земли до Солнца? | (Слайд 4) Расстояние от Земли до Солнца так велико, что космическая ракета может преодолеть его лишь за 7-8 месяцев. |
| – Почему Землю называют «голубой планетой»? | (Слайд 5) Землю называют «голубой планетой», потому что большая часть ее поверхности покрыта водой морей и океанов. |
| – Какую форму имеет Земля? | – Ученые выяснили, что Земля представляет собой слегка сплюснутый шар. |
| – Молодцы! В этой теме мы не новички и определенный запас знаний у нас имеется. | |
| – А как древние люди представляли себе Землю? – Кто из вас может ответить на этот вопрос? | – Земля плоская и стоит на трех китах. |
| – Для того, чтобы ответить на вопрос как устроена Земля, мы будем с вами выступать в роли исследователей. Работа в группах. Перед вами задание: – Выберите рисунок, который соответствует вашему тексту, и проанализируйте его. | |
| Проверяем, прокомментируйте ваш ответ 1 группа | – Древние египтяне представляли Землю так… (Приложение 1) (Слайд 7) – Мы думаем что этому описанию соответствует 3 рисунок. |
| 2 группа | – Древние греки представляли Землю так… (Приложение 2) (Слайд 7) – Мы считаем, что здесь подходит рисунок 2. |
| 3 группа | – Древние индийцы представляли Землю так… (Приложение 3) (Слайд 7) – Мы предполагаем, что здесь подходит 1 рисунок |
| 4 группа | – Многие народы считали, что… (Приложение 4) (Слайд 7) – Мы думаем, что здесь подходит 4 рисунок |
| Физкультминутка |
| – Мы с вами видим, что у разных народов было разное представление о строении Земли. А наша задача найти научный ответ, раскрывающий особенности строения Земли. С этой целью мы с вами обращаемся к фильму, который поможет нам найти ответ на интересующий нас вопрос. Ваша задача очень внимательно посмотреть фильм и сформулировать к нему творческий вопрос. Вопрос может начинаться так: «Что было бы, если бы…» | Просмотр отрывка из фильма с диска «Все о космосе», эпизод «Земля». Творческий вопрос: «Что было бы, если бы полюса поменялись местами?» |
| Первичное закрепление |
| – Чтобы расширить представления о строении Земли, я предлагаю работу с текстом. – Ваша задача познакомиться с текстом и составить по этому тексту КЛАСТЕР (схема перед вами – Приложение 5) | Чтение текста на карточке (Приложение 5) |
| – А что такое КЛАСТЕР? | Пучок, созвездие, который мы выстраиваем из ключевых слов текста |
| – Назовите мне ключевые слова кластера. | (Слайд 8 анимация) – Ядро (Слайд 8 анимация) – Мантия (Слайд 8 анимация) – Кора |
| – Что такое мантия? | – Полужидкий раскаленный слой земли |
| – Что такое ядро? | – Твердый раскаленный слой земли |
| Работа с учебником |
| – А теперь откройте учебник на с.51 – Посмотрите, мы с вами составили кластер, а авторы учебника предлагают схему-рисунок. – Посмотрите на него за что мы можем себя похвалить? | – Наш кластер полностью соответствует рисунку-схеме нашего учебника. И мы можем сказать себе «Молодцы!», потому что мы сами добыли знания о строении Земли. |
| Самостоятельная работа с проверкой |
| – А сейчас мне бы хотелось проверить результат нашей работы. – Перед вами лежит кроссворд. Разгадайте его. – Итак, внимание! – Какое должно получится общее слово в выделенных клеточках? | (Приложение 6) – Земля |
| – Земля – удивительное, красивое, сказочное – Земля – тайны которой мы сегодня разгадывали на уроке. – Именно о ней сейчас прозвучит стихотворение | (Приложение 7) |
| Рефлексия |
| – А сейчас каждый из вас определит результативность и успешность своей работы на уроке. Если вам было интересно, все понятно, и вы узнали новое покажите зеленый сигнал. Если вы что то не поняли или вам было скучно и неинтересно, покажите красный сигнал | |
| – Молодцы ребята! Вы очень хорошо потрудились на уроке. Многие из вас оценили свою работу на «отлично», и я рада, что все чувствовали себя комфортно. Домашнее задание: пересказ статьи в учебнике, с.54. | |