kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Суффикс и его роль в слове

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснение нового материала: Суффикс и его роль в слове

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Суффикс и его роль в слове»

Тема урока: «Суффикс и его роль в слове» (3 класс программа «Школа 2100»)

Цели: Образовательные

  • Уточнить знания о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.

  • Находить и обозначать в слове суффикс по алгоритму.

  • Углублять представления о значениях суффикса в слове

  • Формировать навыки грамотного письма.

  • Обогащать словарный запас учащихся

Тип урока: объяснение нового материала.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к животным

  • Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся

  • Прививать интерес к русскому языку

Развивающие

  • Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память

  • Развивать и обогащать речь учащихся

  • Развивать коммуникативные умения

Задачи

  • Актуализировать знания о составе слова и роли морфем

  • Организовать деятельность по определению роли суффикса в слове

Прогнозируемые результаты:

Личностные

  • ценное отношение к процессу определения роли суффикса;

  • осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

  • осознание важности суффикса для образования новых слов;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

Метапредметные

  • умение принимать и сохранять цель урока

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке

Предметные

  • умение разбирать слово по составу;

  • умение видеть роль суффикса;

  • умение применять знания в жизненных ситуациях

Ход урока

1 Актуализация знаний

Слайд №1

Девиз нашего урока: «Если не лениться- можно много добиться».

Поудобнее садись,

Не шумите, не вертитесь

И внимательно вникайте.

А спрошу вас, отвечайте

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно

Путешествие зовет

Третьеклашек на урок!

2.Здоровьесберегающая минутка

Вспомним правила посадки.

( Ученик произносит, а дети выполняют)

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

3. Минутка чистописания

Слайд №2

« Красиво писать – красоту творить» гласит народная мудрость.

Слайд №3

Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный,

мягкий, парный звук.

- Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строки, а затем соединения с этой буквой. м,им ом

. Словарная работа- Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез


Под открытым небом?


Угощает он в мороз


Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)


- Зачем нужны кормушки?


- Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?


- Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)


- Изображение каких птиц вы видите?


- Запишем слова с комментированием.



Дятел, синица, сорока, ворона, воробей, снегирь

- Назовите слово в котором звуков меньше, чем букв..

- Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках.( СУФФИКС)

4. Работа над темой урока

- Я знаю, что вы с ним уже знакомы Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? ЧАСТЬ СЛОВА. СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ

-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? (вспомнить что такое суффикс, где находится, роль в слове).

Слайд

- Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках.

5.. Графический диктант .(Один ученик на доске.)

- Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

=Изменяемая часть слова – это…

=Неизменяемая часть слова – это…

=Разделительный Ъ знак пишется после…

=В слове переходы – ход – является…, а ы – это…

(Проверка с доской:)

Физминутка для глаз

6. Упр. № 193

-Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городе?

РЕКА

РЕЧЕНЬКА

РЕЧУШКА

РЕЧНАЯ

-Запишите слова и разберем их по составу.

- Можем это задание выполнить безошибочно ? (нет)

-Почему? (мы не умеем выделять суффикс)


-Какая же задача стоит перед нами? (научиться выделять суффикс)

-Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске).

-Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? (изменяемой части и неизменяемой).

-В какую часть входит суффикс? (неизменяемую).

-А неизменяемая часть это что? (основа).

-Так что же мы должны найти вначале?

-А чтобы найти основу, что мы должны найти? (окончание).

-Давайте найдём.

Итак, какой же первый шаг алгоритма? (найти изменяемую часть – окончание)

Найти изменяемую часть

(окончание)





-Выделите окончание в слове реченька

-Что будем делать дальше? (найдём основу)

-Как найти основу? (основа – это слово без окончания)

-Выделите основу.


-Какой второй шаг? (найти неизменяемую часть - основу)

Найти неизменяемую часть

(основу)






-Теперь как нам найти суффикс? (подобрать однокоренные слова, через которые мы сможем объяснить, самое короткое. Однокоренное слово –река)

-Какой третий шаг? (подобрать однокоренное слово)

Подобрать однокоренное слово




- Запишите.

-Какой следующий шаг? (найти ту часть, которая добавилась,.).

Определить какая часть добавилась




-И какой же будет последний шаг? (выделить значком)

Выделить значком





-Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).

-Выделите его

-Какое значение этого суффикса ?

-Теперь по алгоритму будем находить суффиксы дальше.

7.Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.

-Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)

-Какое значение этого суффикса?


8..Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ. 1 ученик за закрытой доской.

Проверка с комментированием.

-Какой суффикс нашли? (суффикс Н).

-Какое значение этого суффикса? (ласкательное)

9. Практическая часть урока: (начало формирования умений)

10.Работа в группах

Игра «Побудь волшебником» Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Решим какую роль сыграл суффикс?

(Детям по группам даются слова и карточки с суффиксами.)

стол нога мама

дом ум дед

нога кот стул

ветер ветер белка

нос нос нога

1 группа- будет превращать слова в названия маленьких предметов

2 группа -…..в огромные предметы

3 группа-…в ласковые слова

Вывод: по группам (Все эти суффиксы…… значение и т.д)

- Используете ли вы в речи такие суффиксы?

- Назовите своего соседа ласковым именем.

Физминутка

- Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей - хором


11.Работа с учебником.

Упр.194 стр.154

- Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)

- В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)

- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

- Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)

- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

- ИК, -ЕК, -К

- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

- Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)

Разберите эти слова по сотаву.

- Чем будете пользоваться?

12.Подведение итогов

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?

-Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли

-Какая морфема служит для образования новых слов?

-О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?

Суффиксы :

- учат видеть характер слов

- помогают ярче выразить эмоции

-точнее передают смысл высказывания

Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)

Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ….)

-. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.

13.ТЕСТ (самооценка)

Отгадайте загадку

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке все встречали

Вся же – в дневнике я и в журнале.

О-ЦЕН-К-А

-Оцените свою работу в классе.

14. Рефлексия

-Наш урок подошел к концу.

-Покажите свое настроение с помощью смайликов.


-Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.


15.Определение домашнего задания

- Упражнение №196.

- Спасибо за урок

- Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)

- При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)А дома вы поищите суффиксы в упражнениях 196. Откройте дневники, и запишите упражнения.

Спасибо за урок! Урок окончен!


Дополнительный материал:

Сейчас послушайте рассказ про ещё одного суффикса. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.

Ласковый и добрый

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .

Запишите, какое слово получилось от слова колокол?(колокольчик). Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Суффикс и его роль в слове

Автор: Карасева Галина Александровна

Дата: 18.12.2017

Номер свидетельства: 445055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок русского языка в 5 классе по теме "Суффикс - значимая часть слова" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-suffiks-znachimaia-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "106309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402995374"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок русского языка по теме "Суффикс, его роль в слове" (конспект+презентация) "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-suffiks-iegho-rol-v-slovie-konspiekt-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "120836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413814673"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема: Части слова. Суффикс и его роль в слове. "
    ["seo_title"] => string(47) "tiema-chasti-slova-suffiks-i-iegho-rol-v-slovie"
    ["file_id"] => string(6) "158930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421832580"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект учебного занятия по русскому языку "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uchiebnogho-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108238"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403622145"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка во 2-м классе по теме "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-po-tiemie-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "192685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427486076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства