Тема урока: «Суффикс и его роль в слове» (3 класс программа «Школа 2100»)
Цели: Образовательные
Уточнить знания о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.
Находить и обозначать в слове суффикс по алгоритму.
Углублять представления о значениях суффикса в слове
Формировать навыки грамотного письма.
Обогащать словарный запас учащихся
Тип урока : объяснение нового материала.
Воспитательные
Воспитывать любовь к животным
Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся
Прививать интерес к русскому языку
Развивающие
Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память
Развивать и обогащать речь учащихся
Развивать коммуникативные умения
Задачи
Прогнозируемые результаты:
Ли чностные
ценное отношение к процессу определения роли суффикса;
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
осознание важности суффикса для образования новых слов;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
Метапредметные
умение принимать и сохранять цель урока
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение провести рефлексию своих действий на уроке
Предметные
умение разбирать слово по составу;
умение видеть роль суффикса;
умение применять знания в жизненных ситуациях
Ход урока
1 Актуализация знаний
Слайд №1
Девиз нашего урока: «Если не лениться- можно много добиться».
Поудобнее садись,
Не шумите, не вертитесь
И внимательно вникайте.
А спрошу вас, отвечайте
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно
Путешествие зовет
Третьеклашек на урок!
2.Здоровьесберегающая минутка
Вспомним правила посадки.
( Ученик произносит, а дети выполняют)
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
3. Минутка чистописания
Слайд №2
« Красиво писать – красоту творить» гласит народная мудрость.
Слайд №3
Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный,
мягкий, парный звук.
- Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строки, а затем соединения с этой буквой. м,им ом
. Словарная работа- Отгадайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
- Зачем нужны кормушки?
- Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?
- Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)
- Изображение каких птиц вы видите?
- Запишем слова с комментированием.
Дятел, синица, сорока, ворона, воробей, снегирь
- Назовите слово в котором звуков меньше, чем букв..
- Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках.( СУФФИКС)
4. Работа над темой урока
- Я знаю, что вы с ним уже знакомы Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? ЧАСТЬ СЛОВА. СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ
-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? (вспомнить что такое суффикс, где находится, роль в слове ).
Слайд
- Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках.
5.. Графический диктант .(Один ученик на доске.)
- Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.
=Изменяемая часть слова – это…
=Неизменяемая часть слова – это…
=Разделительный Ъ знак пишется после…
=В слове переходы – ход – является…, а ы – это…
(Проверка с доской:)
Физминутка для глаз
6. Упр. № 193
-Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городе?
РЕКА
РЕЧЕНЬКА
РЕЧУШКА
РЕЧНАЯ
-Запишите слова и разберем их по составу.
- Можем это задание выполнить безошибочно ? (нет )
-Почему? (мы не умеем выделять суффикс )
-Какая же задача стоит перед нами? ( научиться выделять суффикс )
-Что мы должны с вами составить? (мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске).
-Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? (изменяемой части и неизменяемой).
-В какую часть входит суффикс? (неизменяемую ).
-А неизменяемая часть это что? (основа ).
-Так что же мы должны найти вначале?
-А чтобы найти основу, что мы должны найти? (окончание) .
-Давайте найдём.
Итак, какой же первый шаг алгоритма ? ( найти изменяемую часть – окончание )
Найти изменяемую часть
(окончание)
-Выделите окончание в слове реченька
-Что будем делать дальше? (найдём основу )
-Как найти основу? (основа – это слово без окончания)
-Выделите основу.
-Какой второй шаг? (найти неизменяемую часть - основу)
Найти неизменяемую часть
(основу)
-Теперь как нам найти суффикс? (подобрать однокоренные слова, через которые мы сможем объяснить, самое короткое. Однокоренное слово –река)
-Какой третий шаг? ( подобрать однокоренное слово)
Подобрать однокоренное слово
- Запишите.
-Какой следующий шаг? (найти ту часть, которая добавилась,.).
Определить какая часть добавилась
-И какой же будет последний шаг? (выделить значком)
Выделить значком
-Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК) .
-Выделите его
-Какое значение этого суффикса ?
-Теперь по алгоритму будем находить суффиксы дальше.
7.Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.
-Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)
-Какое значение этого суффикса?
8..Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ. 1 ученик за закрытой доской.
Проверка с комментированием.
-Какой суффикс нашли? (суффикс Н ).
-Какое значение этого суффикса? (ласкательное)
9. Практическая часть урока : (начало формирования умений)
10.Работа в группах
Игра «Побудь волшебником» Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Решим какую роль сыграл суффикс?
(Детям по группам даются слова и карточки с суффиксами.)
стол нога мама
дом ум дед
нога кот стул
ветер ветер белка
нос нос нога
1 группа- будет превращать слова в названия маленьких предметов
2 группа -…..в огромные предметы
3 группа-…в ласковые слова
Вывод: по группам (Все эти суффиксы…… значение и т.д)
- Используете ли вы в речи такие суффиксы?
- Назовите своего соседа ласковым именем.
Физминутка
- Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей - хором
11.Работа с учебником.
Упр.194 стр.154
- Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)
- В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)
- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?
ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК
- Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)
- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?
- ИК, -ЕК, -К
- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)
- Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)
Разберите эти слова по сотаву.
- Чем будете пользоваться?
12.Подведение итогов
-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли
-Какая морфема служит для образования новых слов?
-О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?
Суффиксы :
- учат видеть характер слов
- помогают ярче выразить эмоции
-точнее передают смысл высказывания
Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)
Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)
Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ….)
-. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.
13.ТЕСТ (самооценка)
Отгадайте загадку
Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке все встречали
Вся же – в дневнике я и в журнале.
О-ЦЕН-К-А
- Оцените свою работу в классе.
14. Рефлексия
-Наш урок подошел к концу.
-Покажите свое настроение с помощью смайликов.
-Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.
15.Определение домашнего задания
- Упражнение №196.
- Спасибо за урок
- Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)
- При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)А дома вы поищите суффиксы в упражнениях 196. Откройте дневники, и запишите упражнения.
Спасибо за урок! Урок окончен!
Дополнительный материал:
Сейчас послушайте рассказ про ещё одного суффикса. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.
Ласковый и добрый
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .
Запишите, какое слово получилось от слова колокол?(колокольчик). Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.