|  Название урока и класс: |  Слово и его значение, 2 класс | 
  |  Цели: |  | 
  |  Планируемые результаты: |    Научаться определять лексическое значение слова; Познакомятся с однозначными и многозначными словами. | 
  |  Этап урока |  Время (мин.) |  Деятельность учителя |  Ссылки на карточки Учи.ру | 
  |  Организационный момент |  2 |  Громко прозвенел звонок,  Начинается урок.  Наши ушки на макушке,  Глазки широко открыты,  Слушаем, запоминаем,  Ни минуты не теряем!  
 Все приготовились к уроку, на партах аккуратно лежит все необходимое. Открыли тетрадки и записали сегодняшнее число и слова «Классная работа». | 
 | 
  |  Актуализация знаний |  6 | На доске выписаны слова: солнце, окрестность, яркое, освещает. |  
 | 
  | Составьте предложение из данных слов и запишите его в тетрадь: Яркое солнце освещает окрестность.   |  
 | 
  |  Назовите все знакомые Вам орфограммы.      Начало предложения с заглавной буквы.  В конце предложения ставится точка.    «Солнце» - непроизносимая согласная в слове.  «Освещает» - безударная гласная в корне слова. «Окрестность» - непроизносимая согласная в слове.   | 
 | 
  |  Давайте выделим в этом предложении грамматическую основу. | 
 | 
  |  Яркое солнце освещает окрестность.  (что?) солнце – это подлежащее, подчеркивается одной чертой;  солнце (что делает?) освещает – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.   | 
 | 
  | Давайте выпишем словосочетания. | 
 | 
  |  Солнце (какое?) яркое;  освещает (что?) окрестность.   | 
 | 
  |  Самоопределение к деятельности |  10 |  А теперь давайте мы с Вами поиграем в игру «Отгадай слово». | 
 | 
  |  Хищный маленький зверек с иголками на спинке (ёжик). | 
 | 
  |  Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она – воровка (сорока). | 
 | 
  | Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко (корова). | 
 | 
  |  Какое животное может быть лишним? (Корова, т.к. это - домашнее животное. Или сорока, т.к. это – птица). | 
 | 
  |  Загадайте любое животное и опишите его.   | 
 | 
  |  Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает).   | 
 | 
  |  Правильно! Сегодня на уроке мы будем говорить о значении слов.   | 
 | 
 
       |  Введение понятия |  4 |  То, что слово обозначает, называется – лексическое значение данного слова. Давайте потренируемся определять лексическое значение слов.   | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/68036 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/68037 
 | 
  |  Работа по теме урока |  5 |  А теперь давайте посмотрим, у всех ли слов так легко и просто определить лексическое значение. | https://uchebnik.mos.ru/app_player/69685 
 | 
  | Что мы видим?   
 |  
 | 
  | Слово «коса» имеет несколько значений:   сплетённые вместе пряди волос; длинный нож для срезания травы; узкая полоска земли в водоёме.   |  
 | 
  | На примере данного слова (коса) мы убедились, что в русском языке существуют слова, у которых сразу несколько лексических значений. Такие слова называются многозначными. | 
 | 
  | Однозначные слова – это слова, у которых только одно лексическое значение.   | 
 | 
  |  Закрепление материала |  5 |  Я хочу посмотреть, все ли усвоили, что такое многозначные слова. Давайте поиграем. | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/68044 
 | 
  |  Физкультминутка |  3 |  Только брызги вверх летят.  (Дети кладут руки ладонями на парту  и изображают прыжки лягушек.)  Пальцы в парту упираем,  Потихоньку нажимаем.  Если же сильней нажмем,  Дырку в парте мы проткнем.  (Дети ставят на парту подушечки пальцев, нажимают ими на парту.) | 
 | 
  |  Закрепление материала |  4 |  Что общего у слова лопух, лопата, лопоухий?   |  
 | 
  | Часть лопа-, от которой образованы эти слова. Лопа означает «широкий лист». |  
 | 
  | Какое лексическое значение имеет слово «лопух»? |  
 | 
  | Травянистое растение с большими листьями и цветами с крючочками. |  
 | 
  | Правильно! А теперь я буду загадывать значение, а Вы будете называть слово. |  
 | 
  | Часть дерева, которая находится под землей. (Корень). |  
 | 
  | Школьная принадлежность, с помощью которой рисуют или чертят. (Карандаш). |  
 | 
  | Разноцветное приспособление, предназначенное для регулировки движения автомобилей на дорогах. (Светофор). |  
 | 
  |  Подведение итогов урока |  3 |  Какое новое слово узнали на уроке? | 
 | 
  |  Что такое лексическое значение? | 
 | 
  |  Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными? | 
 | 
  |  Домашнее задание | 
 |  Придумать и записать в тетрадь несколько предложений со словом «иголка». |  https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/68038  https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/68040    https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/68043 | 
  | 
 |  40 | 
 | 
 |